AMIGA vs PC - Основные особенности различных моделей Амиг. Компьютеры Amiga: история бренда, основные модели Продолжение доступно только участникам

"Иллюстрированный компьютерный словарь для чайников" (1995 год).
Определение:
"Amiga ": наиболее технологически продвинутый персональный компьютер, с которым сегодня мало кто хочет иметь дело. Используйте в предложениях: "Я хотел купить Amiga из-за её низкой цены и невероятной цветной графики, но все пользуются IBM PC и Macintosh. Поэтому, чтобы иметь совместимость с остальным миром, я заплатил в три раза больше за Macintosh и получил лишь половину графических возможностей Amiga."

Зарождение идеи

История компьютера Amiga началась в далёком 1979 году, когда компания ATARI Corporation выпустила ATARI 400 и 800. Эти модели были первыми домашними компьютерами, в которых за обработку графики и звука отвечали специальные чипы, разработанные инженером Джеем Майнером (Jay Miner).


Джей Майнер с псом Митчи возле компьютера своей мечты

Судьба творца - создавать что-нибудь новое, причём, иногда, без оглядки на свои предыдущие труды, поэтому Майнер, сразу после выпуска ATARI 400 и 800, предложил компании разработать абсолютно новый домашний компьютер на самом производительном в то время микропроцессоре Motorola 68000. Но у ATARI нашлось множество причин, чтобы отказать своему сотруднику. Главной из них была финансовая: компания потратила большую сумму денег на ATARI 400 и 800, и только-только выпустила их на рынок, поэтому разработка и выпуск новой модели компьютера казалась компании вещью неразумной. В конце концов, ATARI довольно успешно занимала нишу 8-битных систем, и считала, что время 16-битных домашних компьютеров ещё не пришло. Позднее это ошибочное мнение привело к спаду всей игровой индустрии и началу длинного списка неудач ATARI, после чего руководство признало, что их мнение было ошибочным.

Творца, как известно, трудно остановить. Поэтому, не особо расстроившись, Майнер покинул ATARI и устроился работать в компанию Zymos, занявшись разработкой микросхем под индивидуального заказчика. В своих действиях он был не одинок. Группа сотрудников ATARI, среди которых был Лерри Кеплен (Larry Caplan), один из ведущих программистов для компьютера ATARI 2600, подала прошение о повышении зарплаты, и, получив отказ, решила уйти и попытать счастья в собственном бизнесе. Ими 25 апреля 1980 года была организована компания Activision, ставшая к концу 90-х годов одним из крупнейших игровых "гигантов".

В начале 1980 года Лерри Кеплен позвонил Джею Майнеру и предложил основать собственную игровую компанию, на что тот с радостью согласился, ведь только так у Майнера "развязывались руки" и он мог творить, не обременённый приказами свыше.

На пост исполнительного директора Hi-Torro, именно так была названа новая компания, выбравшая в качестве базы город Санта Клара (США), был избран Дейв Морс (Dave Morse), работавший до того времени в компании Tonka Toys.

Джею Майнеру удалось привлечь инвесторов, вложивших в создание игровой системы 7 миллионов долларов. И хотя средства на разработку у Hi-Torro имелись, ей не хватало одной немаловажной детали - хорошо известного бренда на рынке игровых продуктов.

Выход из положения был найден довольно быстро. В компании были созданы два отдела: первый занимался, собственно, разработкой игровой системы, а второй - созданием периферийных устройств и небольших игр для различных компьютерных платформ.

Первым отделом были разработаны два джойстика: Amiga Power Stick и Amiga Joyboard.



Оригинальный Amiga Power Stick (сверху) и его модификация (внизу)

Внешне довольно стандартный Amiga Power Stick являлся, в своё время, одним из наиболее удобных джойстиков, вследствие чего почитался многими владельцами игровых систем ATARI 2600, Texas Instruments TI-99/4a, и ColecoVision. Модификация джойстика была оснащена цифровой панелью с 12 клавишами и двумя двухпозиционными переключателями.


Виртуальная доска Amiga Joyboard

Что касается Amiga Joyboard, его внешний вид был более нестандартным. Одно лишь предназначение джойстика, служить заменителем доски для симулятора серфинга, говорит о многом. Amiga Joyboard, помимо внешнего вида, запомнился ещё кое-чем. Игра "Дзен медитация" ("Zen Meditation"), созданная программистами Amiga Inc. для собственных нужд, позже стала прототипом содержимого сообщения диалогового окна, возникающего при сбое в работе программного обеспечения.


Знаменитое сообщение "Гуру медитирует", возникавшее во время сбоя в программе

В то время как первая команда разработчиков "создавала" бренд своей компании, вторая группа, под руководством Джея Майнера, усиленно воплощала в жизнь его мечту.

"Лоррейн"

Задача, стоявшая перед двадцатью сотрудниками второй группы, заключалась в создании игровой системы с передовыми для того времени графикой и звуком. В отличие от ATARI, занимавшейся разработкой компьютеров и игровых консолей, а также созданием игр к ним самостоятельно, Hi-Torro разрабатывала лишь "железо", тогда как другие компании, Activision и Imagic, например, должны были "заведовать" игровыми продуктами.

Работа над проектом "Lorraine" (названным в честь жены Дейва Морса) была начата в 1980 году. Изначально Лоррейн должна была представлять собой систему, предназначенную исключительно для игр. Такой концепт был необходим лишь для удовлетворения интересов инвесторов, воспринимавших Hi-Torro лишь как компанию-конкурента ATARI.

Но, впоследствии, между инженерами внутри компании разгорелись нешуточные споры по поводу рыночной ориентации разрабатывающегося проекта, вследствие чего было решено создать игровую систему, которая, в случае необходимости, могла быть превращена в полноценный компьютер.






Ранние концепт-арты внешнего вида "Lorraine"

Год 1982-й. Hi-Torro пришлось изменить своё имя, так как к ней, с угрозой судебного разбирательства, обратились юристы японской компании Torro, занимавшейся производством газонокосилок. В результате бывшая Hi-Torro получила название Amiga Incorporated. Примерно в то же время проект "Lorraine" начали называть просто "Amiga" (от испанского "Amiga" - "подружка").

Существует гипотеза, что название "Amiga" было дано компании и компьютеру для того, чтобы они стояли в алфавитном списке компьютерной продукции выше компаний Apple и ATARI. Такой шаг, кстати,в 1976 году предприняла и Apple, выбирая себе название.

Современный компьютерный рынок вырос из небольших фирм, пробующих свои силы в новой сфере бизнеса в начале 80-х годов прошлого столетия. Эта область индустрии развивалась на протяжении четырех десятков лет, совершенствовались методы и менялись технические подходы, совершались открытия и нелепые промахи. Самые сообразительные учились на ошибках – своих и конкурентов. Компьютеры Amiga стали легендой и пособием, как прекрасное начинание и блестящие перспективы в сочетании с глупыми ошибками создателей привели к полному краху.

История бренда Amiga

Еще в 1970-е годы активно велась разработка интегральных пользовательских схем и чипов, завершившихся созданием восьмибитных микропроцессоров. Молодой специалист Джей Майнер увлеченно влился в эту работу, осуществлявшуюся компанией Atari. Сотрудники не всегда были согласны с мнением менеджеров, у каждого существовало свое видение дальнейшего развития. Жесткий стиль менеджмента и суровые корпоративные правила не нравились творческим людям, энтузиастам развития «умных» машин. Поэтому они, уходя из компании, основывали небольшие фирмы, реализуя собственные проекты.

Группа инженеров, несогласная с политикой руководства, создала компанию Hi-Toro, чуть позже получившую другое имя – Amiga. Майнера пригласили возглавить в ней отдел, отвечающий за аппаратную часть. Вся работа крутилась вокруг создания игровой приставки под кодовым названием Lorraine, с дальним прицелом на то, что постепенно она будет модернизирована и усовершенствована до настоящего настольного компьютера. В качестве «сердца» приставки использовался самый популярный на тот момент процессор Motorola 68000, позволяющий ускорять графику и звук, и являющийся прямым конкурентом Intel для персональных компьютеров.

Финансирование проекта обеспечивали три стоматолога из Флориды, но бюджет все равно трещал по швам. Чтобы оставаться на плаву, сотрудникам Hi-Toro приходилось заниматься разработкой аксессуаров для находящихся на пике популярности игровых приставок ColecoVision и Atari 2600. Именно их стараниями появился на рынке динамический джойстик Joybord (аналог - Wii Fit). Вырученных за изобретение средств хватило на год работы, а в 1983 году вновь пришлось искать инвесторов. Помочь финансами согласились… конкуренты. Компания Atari, в то время находившаяся под крылом Warner, планировала выпустить игровую приставку на базе аналогичного мотороловскому процессора. Предлагалось заключить сделку: Atari вкладывала деньги в состоящую из бывших сотрудников компанию при условии передачи сроком на год эксклюзивного права использования дизайна, созданного в Amiga.

Сделка была выгодна обеим компаниям, но договаривающиеся стороны не учли насыщенность американского рынка видеоигр различного рода приставками, между собой совершенно несовместимыми. Качество игр на большинстве устройств было низким, графика - крайне примитивной. Последовал длительный кризис, который едва не привел к краху индустрии видеоигр. Теряя по миллиону долларов в день, Atari стала обузой для владельцев Warner, которые мечтали как можно скорее продать убыточное подразделение.


В этот же период в другой, не менее легендарной компании – Commodore International, началась кадровая лихорадка. Возглавляющий компанию Джек Трэмил не нашел общего языка с главным акционером, и вынужден был уйти со своего поста, создав новый холдинг Tramel Technology. Одержимый идеей продвижения игровых приставок и компьютеров, Трэмил захотел выкупить у Amiga технологии по производству чипсета Lorraine. Но это означало, что все сотрудники компании, вложившие в игровую приставку годы жизни, останутся «за бортом». Amiga, несмотря на финансовую нестабильность, от сулящей сиюминутную прибыль сделки отказалась.

Трэмил пошел по другому пути. Он, прекратив поиски, создал команду из бывших работников Commodore, поручив им разработку оригинального чипсета для низкобюджетного и, одновременно, мощного компьютера. Создание набора связующих микросхем было делом интересным, но крайне сложным. Когда через полгода (06.1984) специалисты отчитались о готовности работы на 95%, впору было усомниться в их честности, ведь за такой короткий срок создать с нуля высокотехнологичный продукт было нереально. Скорее всего, технология «ушла» из Commodore вместе с уволившимися инженерами.

К этому моменту убыточная Atari сама перезрелым плодом падала в руки Трэмила. В результате коротких переговоров Atari Consumer Electronics Division сменила владельца, а новый хозяин очень быстро раскопал заключенный между Atari и Amiga контракт на поставку готового продукта, разработка которого была приостановлена до возобновления финансирования. Такая новость обозначала новый драматический виток в отношениях Трэмила с компаниями Amiga, Atari и Commodore.

Создание платформы для Lorraine, между тем, еще не было завершено. Непрерывные неудачи в финансовой области мешали довести дело до ума. Не желая работать на предложившего некогда выкупить технологию Трэмила, руководство Amiga решило договориться с конкурентом предприимчивого бизнесмена, обратившись за финансированием в Commodore. Получив транш в полмиллиона долларов, разработчики Lorraine получили возможность доработать чипсет. Компания Commodore при этом смогла оградить новый перспективный продукт от фирмы Трэмила и получить подступ к разработкам Amiga.

Получив «добро», команда Amiga с энтузиазмом продолжила работу, в короткие сроки представив готовый образец собственного компьютера. Дальнейшая судьба компании оказалась тесно связана с развитием компьютеров в сотрудничестве с Commodore. Каждый новый компьютер, выпускаемый на рынок, становился шагом вперед, к известности - и краху.

Основные модели и их технические характеристики

Amiga 1000 являлся первым компьютером с мультимедийными функциями. Выпуск начался в 1985, закончился в 1987. ЦП – Motorola MC68000 с частотой работы в 7,14 МГц. ОЗУ - 256 Кб. В процессе выпуска объем оперативной памяти увеличился до 512 Кб. ОС, устанавливаемая по умолчанию - AmigaOS 1.0 - 1.3. Комплектовался дисководом, позволяющим читать дискеты объемом 880 Кб.


Полноценный функциональный Amiga 1000 был представлен в 1985 году как часть новой линейки компанией Commodore. Этот компьютер был сравнительно недорогим (1200$), при этом на экране отображал 4096 цветов и мог проигрывать восьмибитные мелодии.

Выделяла модель новая ОС - Amiga OS, умеющая поддерживать многозадачный режим работы и оснащенная интерфейсом Workbench и системой окон Intuition. Для середины 1980-х годов запускать и работать одновременно в двух приложениях выглядело революционно!

В комплекте шел аналоговый монитор, также возможно было подключать Amiga 1000 к телевизору через композитный разъем. Превосходя своих основных конкурентов на голову, «тысячный» опередил в своем техническом оснащении Apple Macintosh, IBM PC и Atari ST. Для полной победы не хватило лишь хорошего маркетолога, способного раскрутить товар и продвинуть его на рынке. В журнале Byte в середине 1990-х годов вышла статья, в которой с учетом прошедшего времени и скорости развития компьютерной сферы рассматривалась история модели. Она называлась «опередившей время» настолько, что ни пользователи, ни фирма Commodore даже не поняли, насколько продвинутой получился первый амиговский ПК.

Эта модель оказалась самой популярной, выпускаясь с 1987 (заменив А1000) по 1991 год. Процессор – Motorola CM68000 с частотой работы в 7,16 МГц (NTSC) и 7,09 (PAL). Жесткий диск и сопутствующие устройства крепились сбоку на разъеме системной шины. Еще один разъем задействовался под установку ОЗУ «медленной памяти» (512 Кб) с возможность нарастить дополнительный объем «быстрой памяти» (8 Мб), максимально разгоняющей работоспособность процессора. Флоппи-дисковод позволял считывать дискеты 3.5’’. Операционная система, поддерживающая работоспособность компьютера - AmigaOS версий 1.2, 1.3.


Соперничество с конкурирующими фирмами в области высоких технологий значительно усилилось в 1987 году. Разработчики Amiga выпустили сразу две машины, рассчитанные на разный размер кошелька покупателей. Бюджетная версия Amiga 500 фактически копировала Amiga 1000 с той лишь разницей, что новая модель состояла из более дешевых компонентов, сделав возможным снижение цены до 600 долларов. При этом предлагались те же 4096 цвета для отображения на экране и звук на 8 бит.

Стандартный комплект включал в себя системный блок, объединенный с клавиатурой, и мышку. Монитор не входил в комплектацию, его покупать предполагалось отдельно. Как анекдот долгое время ходила история, как один из пользователей ПК, рассматривая новинку, спросил у продавца: «С клавиатурой все понятно, но где же сам комп?». Фишка создателей заключалась в том, что компьютер размещался нестандартно, внутри клавиатурной коробки.

За счет невысокой цены и продвинутого функционала модель в короткие сроки стала популярной.

ЦПУ– Motorola MC68000 7,14 МГц с режимами работы 7,16 МГц (NTSC) и 7,09 (PAL). ОЗУ - 512 Кб в моделях A и B (1987 год), в модели C (1991 год) увеличился до 1 Мб. Комплектовался жестким диском. Материнская плата оснащалась пятью слотами расширения Zorro II - запатентованными разъемами, двумя шестнадцатибитными слотами расширения шины ISA, слотами под видеокарту и процессор, если возникнет необходимость его апгрейда. Дисковод на 3.5’’. Операционная система - AmigaOS версий 1.2, 1.3 (модели A и B) или 2.0 (модель C).


В паре с бюджетной моделью Amiga 500 в продажу поступила недешевая версия Amiga 2000, созданная для профессионального рынка. Новшество заключалось в том, что желание в будущем расширить систему, оставаясь в пределах стандартного корпуса, пользователи могли реализовать, воспользовавшись специальными разъемами, позволяющими это сделать. При этом машина стоимостью в 2400 долларов предлагала совершенно идентичную Amiga 500 производительность. Востребованной она оказалась, неожиданно для всех, в сфере видеообработки. Модели Amiga 2000 активно закупались телевизионными компаниями, а также распространились в сфере кинопроизводства.

Рыночная ниша, несмотря на востребованность, оказалась маловата. Ей было далеко до корпоративного сегмента, контролируемого Apple Macintosh и IBM PC. Компания допустила при раскрутке нового продукта одну непростительную ошибку: первоначально цена анонсировалась на уровне до 2000 долларов, но при поступлении в продажу оказалась выше заявленной на 400 долларов. Подобная «необязательность» вызвала волну гнева и разочарования. Несмотря на свои неплохие данные, Amiga 2000 потянула бы компанию на дно, если бы не следующая, новая модель.


Появление на рынке в 1990 году нового компьютера очень быстро принесло ему репутацию лучшего в амиговской линейке. В целях увеличения рабочих качеств машины, разработчиками были заменены все ключевые компоненты. Короб системного блока больше не содержал встроенной клавиатуры, она шла как самостоятельный элемент. Компьютер для своего времени был дорогой, но крайне навороченный. Он комплектовался специальным узлом-фликкером, отвечающим за подавление раздражающей пульсации развертки низкобюджетного VGA-монитора. В активе также было наличие сопроцессора, ускоряющего обработку операций при наличии плавающей запятой. Были стандартизированы все библиотеки, содержащие кнопки и панели, которые раньше приходилось прописывать вручную. В стандартной поставке содержался примитивный браузер и языковая поддержка AmigaGuide для гипертекстовой разметки.

Покупатели сожалели, что амиговский чипсет проигрывал по функциональности IBM PC, а операционная система могла быть лучше доработана. Хотя в целом машина была принята хорошо, подтвердив свое место в ряду основных производителей компьютеров.

CDTV

Параллельно с разработкой ПК в Commodore проводились работы по реализации идеи домашнего полноценного мультимедиа-центра. В корпус обычного видеомагнитофона решили вмонтировать компьютерные составляющие, в надежде, что такая «новаторская» идея увеличит продажи. Подобное желание скрестить «ежа и ужа» привело к появлению Commodore Dynamic Total Vision (CDTV).


Итоговой продукцией стала классическая модель Amiga 500 в видоизмененном корпусе, в котором клавиатуре и мыши места не нашлось, их требовалось приобретать отдельно. Управление мультимедиа-центром предполагалось осуществлять при помощи дистанционного инфракрасного пульта. CD-дисковод впервые был встроен в «тело» системного блока. За 900 долларов покупать морально одряхлевшую модель, пусть и в обновленном дизайне, со старой версией операционки Amiga OS 1.3 (при уже рабочей версии 2.0) пожелали лишь самые отъявленные фанаты.

Более того, по аналогичному пути пошла и компания Philips, решившая убедить клиентов, что воспроизведение видео напрямую с лазерного диска – это очень круто и современно. Декодирование формата MPEG-1 и поддержка для Video CD, модули которых подразумевали помощь пользователям, были встречено холодно. «Комбинированные» Philips и Amiga оказались одинаково невостребованными и провальными. Для амиговской продукции этот просчет оказался плачевным, ведь именно с этой моделью были связаны определенные надежды Commodore.


Разработчики улучшили версию Amiga 500, проапгрейдив ее до мегабайта памяти, а также улучшив сопроцессорный набор до версии Enhanced Chip Set. Добавили встроенные часы и более продвинутую операционку AmigaOS 2.04 - 2.1. По сравнению с Amiga 500 ПК выглядел более привлекательно как по начинке, так и по бюджету, но в продаже он продержался меньше года (продажи стартовали в октябре 1991 и закончились в июне 1992). Если бы эта модель началась продаваться на год раньше, параллельно с держащей высокий продажный рейтинг Amiga 500, спрос на нее был бы выше.

В процессе эксплуатации обнаружилась досадная ошибка разработчиков – модель конфликтовала с самыми популярными играми начала 90-х годов. Разочарованные поклонники Amiga массово возвращали «дефектную» версию в магазины, предъявляя претензии к Commodore. Руководство фирмы, почувствовав, как рушится имидж, спешно начало искать путь выхода из неприятной ситуации. Его увидели в создании новых моделей – полная замена Amiga 500 на более продвинутую версию и низкобюджетную должны были завоевать широкие слои входившего «во вкус» населения.

Недорогая и самая компактная из всей линейки Amiga машинка, выпуск которой начался в летние дни 1992 года, заменила собой не сумевшую покорить сердца Amiga 500+. Компьютерная клавиатура вновь «слилась» с системным блоком. Старый моторолловский процессор MC68000, имеющий рабочую частоту 7,14 МГц и один мегабайт оперативки оказался разочарованием для пользователей, жаждущих чудесного превращения новой модели в сильный и современный агрегат. Удалив удобный разъем, делающий возможным усовершенствование системы, ПК оснастили разъемом PCMCIA, заточенным под подключение плат с 2 или 4 мегабайтами ОЗУ. В отличие от 500-х версий для кикстартовских модификаций устанавливался внутренний 2,5’’ винт, который после дополнительного шаманства расширялся до 3,5’’. Незначительная техническая оснащенность нового компьютера и его слабосильность стали проигрышем руководства Commodore, настоявшем на своей версии, ведь проектировщики постоянно предлагали продвигаться по пути развития технологий.


Вместо того, чтобы уверенно занять ценовую нишу, потеснив Amiga 500, компьютер стал неожиданно при тех же параметрах быстродействия и начинки гораздо дороже. Покупатели называли его «провалом», критикуя всю систему, в которой не было сделано никаких весомых улучшений, а вот ухудшения виделись «налицо». С целью уменьшения компьютера и облегчения его массы разработчики урезали калькуляторную клавиатуру. Отсутствие блока цифр вызывало трудности, а подчас и делало невозможной работу с некоторыми популярными приложениями.

Руководящая верхушка, видя, каким шатким и непрочным стало положение компании на рынке, предприняло попытку успокоить недовольных клиентов, выпустив анонс скорого появления на рынке гораздо более производительных и мощных версий амиговской линейки. Это была почти катастрофа. Разочарованные старыми моделями и заинтригованные обещанными супернавороченными компьютерами, потенциальные покупатели затаились в ожидании, перестав покупать «старье». Продажи фактически замерли, прибыль не окупала вложения, поставив Commodore на грань банкротства.

ЦПУ– Motorola MC68EC020 с частотой работы в 14 МГц. ОЗУ 2 Мб. DRAM 4 Мб. HD 2,5’’ с возможностью переделки до 3,5’’. ОС – Amiga OS 3.0.


Эта версия, появившаяся осенью 1992 года, по праву стала «настоящим», серьезным компьютером. Она была оснащена новинкой – усовершенствованным графическим чипсетом AGA. Вместо радикального улучшения возможностей получился пшик. Наличие AGA свела на нет все преимущество Amiga над компьютерами конкурентов. При частоте обновления в 72 Гц разрешение экрана по максимуму достигало 640х480, при том, что у IBM PC картинка уже уверенно на тех же частотах держала разрешение 1024х768. Между тем, разработчики утверждали, что компьютер может поддерживать большое количество режимов для монитора (max – 1448х566), цветовую палитру до 262 тысяч оттенков, четыре видеовыхода (TTL/аналоговый RGB, радиочастотный/ низкочастотный PAL). Внешне модель выглядела традиционно для Amiga, вновь собрав воедино клавиатуру, мышку, двойные дисководы.

Предполагалось, что Amiga 1200 станет продаваемой моделью домашнего компьютера, однако цена в 600 долларов оказалась выше средней. На рынке ПК для дома уже прочно удерживали позиции бюджетные линейки IBM PC и игровые приставки. Амиговская система выходила по стоимости дороже чем аналогичные и даже более производительные модели у конкурентов. Вновь встал вопрос о совместимости «железа» с «родными» играми от Amiga 500, которые перестали запускаться на новом оборудовании. Процессор тоже оказался слегка устаревшим. Люди, понявшие прелесть выбора, хотели за эти деньги получить более качественную и современную машину. Как ни критиковали «тысяча двухсотую», удалось продать около миллиона экземпляров ПК.

Этой модели ПК прочили профессиональное будущее. Системный блок стал горизонтальным, клавиатура шла отдельно. Память подразумевала возможность расширения при помощи стандартных разъемов. Стоимость машины была значительной, под 2 тысячи долларов, хотя графика и звук ничем не отличались. Правда, расширения и плагины позволяли существенно их улучшить. Восемь самостоятельных разъемов на системном блоке (4 из них совместимы с PC) позволяли расширять возможности компьютера. Предполагалось, что эта версия станет востребованной для творческих работников, на студиях кабельного телевидения и в чистом программировании, ведь ее быстродействие и мощность позволяли раскрутить процессор до максимальных значений.


Компания Commodore пыталась всячески раскрутить эту модель, даже представила лайтовую версию ПК, с внедренными процессором и оперативкой в материнскую плату. Увы, эта модификация никак не могла спасти ситуацию.


«Лебединой песней» компании стала игровая консоль с возможностью работы с CD-дисками. Фактически это была Amiga 1200, размещенная в миниатюрном корпусе нового дизайна. Игровая приставка неожиданно «пришлась ко двору», подмяв под себя половину европейского игрового рынка. Окрыленные успехом, разработчики успели протолкнуть консоль на канадский рынок, предвкушая триумфальное шествие по просторам Соединенных Штатов Америки, однако на новые персональные компьютеры спрос был так себе. Несмотря на хорошие продажи игровой приставки, прибыль оказалась критически низкой. Commodore объявляется банкротом в 1994 году, не заботясь более о судьбе компьютеров Amiga.

Эпилог

После того, как стало известно о банкротстве Commodore, компьютеры Amiga исчезли с прилавков. Основной ошибкой, приведшей к краху, стал неверный маркетинг. ПК продавались как обычные игровые компы в магазинах игрушек. Как только случился кризис на рынке видеоигр, Commodore попыталась сменить имидж, но осталась производителем не профессиональных, а игровых машин. Так бесславно закончили свой век модели линейки Amiga, способные некогда потеснить ныне именитых конкурентов...



Сергей Зуев

История компьютеров «Амига»

Часть вторая: 1995-2006

После смерти Джея Майнера и банкротства компании будущее Amiga оказалось под вопросом.

В поисках хозяина

В начале 1995 года имущество компании стали распродавать, на права обладания популярными торговыми марками претендовали такие гиганты, как Commodore UK, IBM, Dell, Escom, CEI и Samsung. Тендер был выигран немецким гигантом по производству IBM PC-совместимых компьютеров Escom. Новая компания сразу разделила два бренда: Commodore стали продавать обычную периферию к PC (мыши, клавиатуры, колонки и прочее), а подразделение Amiga Technologies – заниматься разработкой Amiga.

Escom сразу объявила, что Amiga не умерла, и наладила новое производство Amiga 1200 и Amiga 4000T. С последними произошла заминка, в продажу они поступили только в феврале следующего года, что подмочило репутацию компании. Для новых машин даже слегка переписали существующую AmigaOS 3.0, дав ей номер версии 3.1. У поступивших в продажу А1200 оказался не «родной» дисковод. Escom устанавливала слегка модифицированные дисководы от IBM PC, из-за чего перестали работать программы, использующие нестандартные загрузчики, напрямую управлявшие контроллером дисковода. Однако этот просчет так и не был устранен.

В 1996 году президентом Amiga Tech. стал староый поклонник Amiga Петро Тищенко. Он объявил о начале разработок новых моделей – Amiga Walker и Power Amiga. Walker, названный в честь самой первой игры для Amiga Mind Walker, имел весьма оригинальный дизайн, похожий на пылесос или на шлем Дарта Вейдера. Внутри он имел процессор MC68030, 2 Мб Chip-памяти, чипсет AGA и мог расширяться через слоты Zorro-3 или, ставшей тогда популярной, шину PCI. Сторонние производители объявили о начале разработок Amiga-клонов. Например, известная в кругах Mac- и Amiga-пользователей компания Phase 5, производящая процессорные карты, видеокарты и прочую периферию, объявила о своем новом компьютере A/Box. Он должен был произвести новую мультимедийную революцию, как и сама Amiga 10 лет назад. Внутри планировалось устанавливать до четырех процессоров PowerPC 604 с тактовой частотой в 200 МГц (максимум – 500 МГц) и до 1 Гб памяти с транфером в 1,6 Гб/с (не сравнимо выше, чем у популярной тогда EDO RAM – 57,3 Мб/с). Но самым главным в этом компьютере должен был стать чипсет. Phase 5 объявила, что весь чипсет будет заключен в одну 128-разрядную и работающую на частоте в 200 МГц микросхему под названием «Caipirinha». Планировалось убрать разделение памяти на две области, сделав единое адресное пространство, поддерживались разрешения до 1600 x 1200 точек на 24 бита с транфером между модулями в 3200 Мб/с. Ко всему прочему обещалась аппаратная MPEG-поддержка, Genlock-совместимый выход, два раздельных видеовхода, аппаратные окна, продвинутый Blitter и DSP-RISC процессор для 3D-графики и видеокомпрессии.

В июле Escom внезапно объявила о продаже своего имущества компании VISCorp, в связи с финансовыми проблемами. Последняя сразу остановила проект Walker и начала выпуск комплектов Amiga Magic, которые представляли собой обычную A1200 с модемом и 100 часами в IBM.net. Однако финансовое положение VISCorp изначально было шатким, поэтому в декабре бренд Amiga был продан очередной фирме Quickpak. Последняя наладила выпуск A4000T с процессорами MC68060 и объявила о своих планах о переносе AmigaOS на процессоры DEC Alpha. Однако и этой фирме не повезло с Amiga, и бренд отошел в руки корпорации Gateway 2000, которая была дружественной с фирмой Microsoft. Подразделение, занимающееся Amiga, переименовали в Amiga International.

Amiga International

Phase 5 провела демонстрацию новых процессорных карт для существующего парка A1200 и A4000 – это были двухпроцессорные карты с MC68040(60) и PowerPC 603e/604e. Помимо этого фирма объявила о том, что работы над A/Box не прекращаются и, если бренд Amiga будет заброшен, то их новые системы с успехом займут нишу Amiga как компьютеры с такой же идеологией. В этом году были представлены видеокарты на базе чипсета Cirrus Logic от той же Phase 5 – CyberVision 64 и от Village Tronic – Picasso IV.

К 1996-97 годам компьютеры Amgia окончательно утратили свои ранее прочные позиции на рынке компьютерных развлечений, но несмотря на это, в этот период произошел бурный рост новых игр. Появились два неофициальных релиза Quake и Myst, которые работали практически как слайд-шоу (3-4 fps), но к концу года фирма ClickBoom официально выпустила оптимизированные версии этих игр.

Подразделение Gateway 2000, занимающееся Amiga, под руководством того же Тищенко в 1997 году объявило о разработке новой операционной системы AmigaOS 3.5. Amiga International объявила, что больше не будет выпускать аппаратное обеспечение, оставив эту прерогативу сторонним фирмам наподобие Phase 5 или PIOS. На рынке сразу появилось несколько Amiga-совместимых машин от Draco, Access, Eagle и прочих производителей. В сентябре 1997 года Gateway объявил о создании нового подразделения Amiga Inc., которое должно было заниматься будущим Amiga. К концу года Phase 5 наконец выпустила свои новые процессорные карты, а некоторые сторонние фирмы (DCE, Micronik) объявили о создании Amiga-совместимых компьютеров нового поколения. Маленькая фирма BlitterSoft анонсировала новый клон BoXeR, который должен был иметь улучшенный AGA-чипсет, выполненный в FPGA и 680x0процессор.

Начало 1998 года было украшено новыми анонсами: Phase 5 выпустила графические адаптеры на базе чипсета Permedia 2 для своих новых процессорных карт, также был объявлен альянс между Phase 5, Blitter Soft и Index Information Ltd. о разработке PowerPC-расширения для BoXeR. 10 марта Phase 5 лицензировала AmigaOS и пообещала, что будет использовать ее на своих новых системах Pre/Box. Поскольку освоить разработку и производство такого сложного комплексного продукта, как A/Box, было достаточно сложно, то решено было для начала выпустить упрощенные системы Pre/Box. По планам они должны были содержать один процессор 680x0 и четыре PowerPC. Index объявила о разработке своего проекта Inside Out. Планировалось сделать PCI-карту для IBM PC, которая содержала бы AGA-чипсет и процессор 680LC60 на 75 МГц.

На программном рынке тоже творилось некоторое оживление: поскольку были открыты исходные коды Doom и Descent, то моментально появились их неофициальные версии для Amiga. Еще один знаменательный релиз – 3Dshooter Genetic Species. Netscape, проиграв в коммерческом соревновании браузеров Microsoft, открыла исходные коды своего браузера, чем вызвала немалый ажиотаж в сообществе пользователей Amiga. Фирмой DiscreetFX была объявлена небольшая награда тому, кто первым портирует NN для AmigaOS. Однако это был сложный комплексный продукт, и первые значительные шаги в портировании уже Mozilla и FireFox осуществляются только в наши дни. Награда же за портирование выросла уже до почти 10 тысяч долларов.

То время было бумом дот-комов и машинно-независимых языков. В середине года было объявлено, что помимо рынка настольных систем, бренд Amiga будет распространяться на рынке встраиваемых и мобильных систем. Для этого начали разработку Java-подобной виртуальной машины AmigaDE. Для настольных компьютеров предлагалось выпустить к 2000 году новую ОС версии 4.0. В качестве ее основы планировалось взять ядро от Linux или от BeOS, но в итоге остановились на варианте QNX. Это было очень быстрое и компактное ядро, которое умещалось в кеш процессора. С процессором новых систем тоже творилась неразбериха. Сначала было объявлено об использовании семейства x86 от Intel, однако большая часть сообщества опротестовала переход на «вражеские» процессоры, и тогда сообщили, что основой будущих компьютеров могут равновероятно стать решения от многих фирм (MIPS, Motorola, Hitachi и пр.)

Следующий год начался со слияния немецкого и американского подразделений, получившийся конгломерат так и назвали – Amiga. На место Тищенко был поставлен Джим Коллас. Сразу было сделано заявление, что компания понимает стремление пользователей Amiga сохранить «дух Amiga» и все дальнейшие усилия компании будут направлены только на это. У Amiga появился новый значимый партнер – Corel, который заявил, что их популярный продукт WordPerfect будет портирован на AmigaOS. Однако программисты Corel отказались работать с чем-либо, альтернативным Windows, за исключением Linux.

Для удобства компьютеры Amiga стали разделять на «классические» и новые системы. Для классики с процессорными картами с PowerPC вышел эмулятор PowerMacintosh – iFusion, превращавший Amiga в iMac. BoXeR продемонстрировал свои новые наработки в области создания Amiga-клона, однако, к сожалению, к концу года проект был свернут. В апреле были анонсированы первые игры для PowerPC и вскоре вышел порт игры с PlayStation WipeOut 2097, а Hyperion выпустила 3Dshooter Shogo. На периферийном рынке анонсировали первые контроллеры USB для шины Zorro, которые впоследствии были отменены, но положили начало новым разработкам в этой области.

В середине года руководство компании подписало соглашение о совместной разработке AmigaDE вместе с Microsoft. QNX разорвала с Amiga всяческие отношения и подписала договор с Phase 5 об использовании своей ОС на новых компьютерах. Phase 5 в свою очередь прекратила разработку проекта Pre/Box и объявила о создании новой, не менее впечатляющей, четырехпроцессорной системы AmiRage K2. Последовал анонс еще двух клонов – Amiga MCC (Multimedia Convergence Computer) от Gateway 2000 и компьютер от неизвестной никому Iwin Corporation. Последняя обещала сделать настоящий клон Amiga с процессором 68060 или PowerPC 604e, 8 Мб Chip-памяти, 3D-ускорителем, 16-разрядным звуком, поддержкой USB и пр., однако после анонса об этой компании больше никто ничего не слышал. К концу года проект Amiga MCC был отменен, и сразу же после этого Microsoft объявила о начале разработки X-Box, что сразу возбудило волну слухов о родственности этих двух проектов.

Возрождение

Поскольку со временем все яснее становилось, что компании Gateway от Amiga нужен только хорошо раскрученный бренд, то в начале 2000 года Tao Group и Amino Development выкупили Amiga. Amino сразу объявила себя новым владельцем Amiga и даже переименовала себя в Amiga Inc.

26 января 2000 года объявила о своем банкротстве фирма Phase 5, разработчик периферии для Mac и Amiga с 12-летним стажем. Это событие окончательно похоронило все надежды сообщества на A/Box, Pre/Box и последние их разработки – компьютер Amirage и процессорные карты на базе PowerPC G3/G4. Права на производство существующих товаров от Phase 5 перекупил известный немецкий завод электронной техники – DCE. На конвейер попали все топовые процессорные карты от Phase 5 и периферия к ним: для A1200 – Blizzard 1240 (процессор 68040), Blizzard 1260 (68060), Blizzard PPC (040/060 + PowerPC 603e); для A3/4000 – Cyberstorm PPC (040/060 + PowerPC 604e); видеокарты BlizzardVisionPPC и CyberVisionPPC. DCE обещала продолжить незаконченные разработки от Phase 5 (например процессорную карту с PowerPC для A2000), однако в последующие годы никаких новых товаров она не выпустила.

Новая Amiga Inc. разделилась на три части:

  • Консульный Совет Amiga – группа Amiga-разработчиков, журналистов, пользовательских групп, и дилеров, которые были отобраны Gateway-Amiga Inc в 1999 году. Amiga Inc. привлекла этих людей, чтобы оценить собственное положение на рынке, используя мнение различных частей сообщества пользователей Amiga.
  • Дилерская сеть Amiga – канал для Amiga-дистрибуторов и дилеров, связывающий их с головной компанией.
  • Сеть поддержки разработчиков Amiga – создана для поддержки (документация, багфиксы и пр.) разработчиков.

2000 год был насыщенным с точки зрения анонса новых продуктов. Бывший состав Phase 5 решил продолжить работу на родном поприще и объявил о создании новой операционной системы – MorphOS. Внутри новая ОС очень походила на классическую AmigaOS, однако коренным ее отличием было то, что MorphOS изначально писалась под процессоры PowerPC. Поскольку слухи о создании новой ОС ходили уже с 1996 года, сообщество весьма негативно отнеслось к этой новости – за последние годы слишком много чего анонсировалось и тут же уходило в небытие. Чтобы разбить эти сомнения, для публичного теста была выпущена очень сырая beta, которая тем не менее работала и даже могла запускать некоторые программы.

Несмотря на отмену дальнейшей разработки BoXeR, на рынке аппаратного обеспечения для Amiga в этом году царил бум новых товаров. Известный наряду с Phase 5 в прошлом производитель периферии Apollo выпустил платы со слотами расширения Zorro4 для переставленных в tower А1200. Zorro-4 – это некий компромиссный вариант между Zorro-2 и Zorro3: шина имеет 24-битную адресацию, как в первом случае, и 32-битную шину данных, как во втором. Польская фирма Elbox начала продавать комплекты Mediator. Эти платы также предназначались для А1200 и предоставляли возможность использовать широко распространенную PCI-периферию вместо дорогих аналогов Zorro (для сравнения – сетевая карта под Zorro стоит 85 $, когда для PCI можно найти аналогичную по параметрам за 5-10 $). Сразу после выхода Mediator, английская компания Eyetech анонсировала их новую разработку – шинный мост + процессорная карта Predator. По обещаниям должна была получиться плата с PCI- и AGPслотами и процессором PowerPC G3, которую также планировалось использовать в tower-версиях A1200.

Известный производитель процессорных карт для PowerMacintosh MetaBox анонсировала новую карту для A1200 на базе процессора PowerPC G3, к сожалению, из-за внутренних проблем эта фирма скоро обанкротилась, оставив после себя только прототип.

Amiga Inc. выпустила на рынок новую ОС AmigaDE и SDK под нее. Для будущих систем, на которых планировалась работа этой ОС, опубликовали спецификацию Zico с системными требованиями. Как было сказано ранее, AmigaDE – это аналог Java, платформонезависимая ОС, которую планировалось использовать в самом широком спектре устройств – от настольных компьютеров до встраиваемой и мобильной техники. Для классических компьютеров совсем неожиданно начала продаваться AmigaOS 3.9. Если OS 3.5 была лишь набором патчей для старых ОС, то OS 3.9 поставлялась с поддержкой PowerPC и набором очень полезных утилит.

Современность

В 2001 году Amiga Inc. анонсировала разработку AmigaOS 4. Это было именно то, чего долгие годы ожидало сообщество. За основу новой ОС взяли исходный код OS 3.x и начали переписывать его под современные требования. Большая часть старой AmigaOS была написана на С, однако были и рудименты в виде кусков на языке BCPL, предшественнике С, и машииннозависимых частей, написанных на ассемблере процессоров 680x0 и под чипсет. Команда разработчиков, занимающаяся новым проектом, обязалась переписать ОС под PowerPC и исключительно на С. Для демонстрации возможностей новой ОС в последующие годы была проведена серия туров по многим странам. Сначала срок выхода планировался на конец 2001 года, затем его отодвинули на 2002 год. С тех пор были выпущены три официальные бета-версии (см. рис. 1), однако дата конечного релиза до сих пор не определена. Единственное, что говорят разработчики – «when it’s done».

Eyetech пересмотрела свои планы по разработке шинного моста к A1200 и выпустила новый компьютер на PowerPC под названием AmigaOne. Позже было выпущено еще несколько моделей этого компьютера, отличавшихся процессорами и форматом плат. Последняя разработка, Micro AmigaOne, представляет собой материнскую плату micro-ITX формата (см. рис. 2). Первые модели поставлялись с дистрибутивом Linux, с возможностью получения бесплатно OS 4, когда она появится в продаже. Позже все владельцы купленных AmigaOne получили по почте все три вышедшие беты, а покупатели новых компьютеров получали их сразу вместе с компьютером. В последнее время (вторая половина 2005 года) Eyetech приостановила производство своих компьютеров, и пока неизвестно, когда она продолжится.

Как OS4-совместимыми было заявлено еще несколько проектов. За период 2001-2005 гг. Elbox выпустила несколько различных версий своих Mediator, в том числе и Mediator 4000 Di, который заменял стандартную Riser Card в Amiga 4000 на новую со слотами PCI. В 2002 году на выставках, посвященных Amiga, была продемонстрирована новая процессорная карта под Mediator с интерфейсом PCI – SharkPPC. Планировалось, что на ней будут устанавливаться процессоры PowerPC G3/G4 с диапазоном тактовых частот в 400-533 МГц. На деле эта карта являет собой слегка переделанную процессорную карту для PowerMac 7200 от Sonnet. Сроки выхода данного продукта объявлялись на день выхода AmigaOS 4. Так как последняя еще не вышла, то сообщество до сих пор ждет этой карты.

В декабре 2004 года известный в своих кругах разработчик аппаратного обеспечения Адам Ковальчик объявил о разработке им процессорной карты для A1200 на базе процессора Freescale 8245 (аналог PowerPC 603e) с тактовой частотой в 400 МГц. На карте планировалось размещать графический контроллер ATI Mobility Radeon, слоты под SODIMM-память, USB и скоростной IDE-контроллер. Помимо всего прочего обещалось очень низкое тепловыделение и прошитый в ПЗУ JIT-компилятор для эмуляции на лету старого семейства процессоров 680x0. То есть новый процессор начинал работать сразу после включения, и можно было бы использовать AmigaOS 3.x, не устанавливая OS 4. После этого анонса последовал год молчания, и вот недавно, в ноябре 2005 года, бельгийский новостной сайт Safir.se смог взять у Адама интервью, в котором сообщается, что работа над процессорной картой кипит и за год слегка поменялись характеристики. Вместо Freescale 8245 планируется устанавливать новый Freescale 5200 с тепловыделением в 1 Вт и с тактовыми частотами в 400466 МГц, слоты под память заменены на распаянные прямо на плате 512 Мб Fast-памяти, а чип от ATI заменился на ноутбучный разъем MiniPCI для видеокарт. Сроки выхода обозначены на момент выхода OS 4. Одно радует – разработчики AmigaOS 4 сообщают, что процесс конечной отладки кода входит в завершающую стадию.

Однако не только OS 4 осталась на рынке операционных систем для Amiga. Помимо классических для всех платформ Linux и BSD, свое развитие получила MorphOS (см. рис. 3).

После развала Phase 5 образовалась новая фирма – bPlan, которая продолжила свою работу на поприще аппаратного обеспечения для Amiga. В 2000 году bPlan опубликовала спецификации их нового компьютера Pegasos, а к февралю следующего года уже выпустила рабочие прототипы своих машин. В качестве центрального процессора использовался PowerPC G3 400 МГц, а в качестве ОС – SuSE Linux 7.0 и MorphOS. MorphOS, как и AmigaOS 4, представляет собой новую операционную систему, которая является клоном OS 3, переписанным полностью под PowerPC.

За прошедшее время Pegasos и MorphOS достаточно сильно развились. Процессор обновили до DualG4 на 1 ГГц, вышло уже две версии Pegasos (см. рис. 4). Под MorphOS разрабатывается и переносится с других платформ разнообразное программное обеспечение. В будущем обещаются новые компьютеры на базе PowerPC Cell, а также суб-ноутбук на базе Freescale 5200.

Но и классическое «железо» не забрасывается. В последние годы Freescale выпустила новых представителей семейства процессоров 680x0 – Motorola Coldfire. Этот процессор также имеет много интегрированных контроллеров, и вот, 17 декабря 2004 года Elbox анонсировала новую процессорную карту Dragon. Конструктивно – это тот же Mediator с AGP, только в один из его слотов вставляется PCI-плата с новым процессором с частотой 266 МГц.

За последние годы для классических Amiga было разработано и выпущено много различной периферии. Немецкая фирма Individual Computers выпускает звуковые карты, контроллеры высокоскоростных (>115200 бод) последовательных портов и многое другое для A1200, E3B выпустила контроллеры USB, появилась в продаже Zorro-сетевая карта Ariadne 2 с возможностью подключения различных модулей.

Среди сообщества за это время назрела проблема новых компьютеров. Классические компьютеры Amiga, как и любая вещь, имеют свой ресурс, и, несмотря на то, что Escom в свое время произвела столько А1200, что до сих пор можно без проблем за рубежом купить новый (никогда не распечатавшийся) компьютер, когда-нибудь и они закончатся. Само сообщество раскололось на несколько частей: приверженцы новых PowerPCплатформ, приверженцы классики и те, кто использует эмулятор WinUAE. Последний, несмотря на не очень хорошую эмуляцию чипсета (проблемы с мерцанием частей изображения, проблема с VBlank, которую невозможно устранить в принципе и пр.), хорошо эмулирует основной процессор 680x0 на скоростях в 5-10 раз больших, чем у флагмана этой серии 68060. WinUAE также может использовать как видеокарту графический контроллер вашего PC, что значительно упрощает использование AmigaOS. Давно зрела идея (BoXeR, IWin) о переносе чипсета от Amiga в современные ПЛМ. И вот совсем недавно, в декабре 2005 года, было объявлено о том, что работа в этом направлении ведется норвежским энтузиастом Деннисом ван Веереном. По его сообщениям, в FPGA перенесено уже около 60% чипсета OCS, а чтобы сообщество, привыкшее к обманам за последнее время, не посчитало его лжецом, в Интернет были выложены фотографии, демонстрирующие работу и (наверное, самое главное) ошибки в работе эмулируемого чипсета.

Надо признать, что несмотря на все трудности, выпавшие на ее долю, Amiga живет и до сих пор пользуется популярностью у немалой части пользователей ПК.

AMIGA vs PC - Основные особенности различных моделей Амиг.

╔══════════════════════════════════════════════════════════════╗ AMIGA vs PC ╚══════════════════════════════════════════════════════════════╝ Здравствуйте, уважаемые читатели. Мы очень рады, что и на этот раз вы заглянули в этот интересный раздел нашей газеты. У многих из вас после прочтения предидущих номеров ZX-PILOT, наверное, возникло много вопросов по поводу этого уникального, дружественного и удобного в работе компьютера - AMIGA. Сегодня мы ознакомим вас с основными особенностями различных моделей Амиг, а Mad Max из ZX-Format"а постарается ответить на некоторые ваши вопросы. A500 - самая распространенная модель, которая пришла на смену A1000 в 1987 году и выпускалась вплоть до октября 1991 года. Как спросил один пользователь PC, - "Клавиатуру вижу, а где сам компьютер?" Сам компьютер уместился внутри собственной клавиатуры. В машинке 512K памяти и процессор M168000 на 7Мгц. Жесткий диск и большинство других устройств пристыковываются сбоку через разъем системной шины. Дополнительный разъем предназначен для установки 512K памяти. Встроенный (880Кб) дисковод 3.5"". Версия Kickstart 1.2 или 1.3. Добавление еще 512K памяти дает машине т.н. "медленную" (slow) память; можно добавить еще до 8 Мбайт быстрой (fast) памяти, с которой процессор работает с максимальной скоростью. A2000 - практически то же, что и A500, но системный блок отдельно от клавиатуры. Предназначена, в основном, для тех пользователей Амиг,которые хотели бы расширить свои возможности, не выходя за пределы системного ящика, в котором установлены разъемы расширения системы. Версия 2000C имеет 1Мб памяти в стандартной поставке.Поставляется с жестким диском в стандартной конфигурации. CDTV - комбинация из A500 и проигрывателя лазерных дисков. Не получила широкого распространения, несмотря на первоначально связанные с ней большие надежды.Предшественник игрового варианта Amiga CD/32. A3000 - профессиональный вариант Амиги. Центральный процессор 68030/25 Мгц. Первая машина с KickStart версии 2. Системный блок отдельно от клавиатуры. Великолепный, хотя и достаточно дорогой компьютер со встроенным фликкер-подавителем (т.е. узлом подавления нежелательного мерцания экрана при чересстрочной развертке). A500+ - улучшенный вариант A500, выпускавшийся с октября 1991 по июнь 1992 г. Поставлялась с мегабайтом памяти, улучшенным вариантом сопроцессорного набора, встроенными часами и Kickstart 2.04 и 2.1. Очень приятная замена для A500. A600 - выпускалась с июня 1992 года как модель, пришедшая на смену A500+. Самая маленькая (по размерам) из всех Амиг. Клавиатура урезана за счет отсутствия дополнительных клавиш. Вместо разъема расширения системы имеет PCMCIA - разъем, предназначенный для подключения плоских карточек, содержащих, как правило, 2 или 4 Мб оперативной памяти. Сопроцессорный набор и память - те же, что и у A500+. В отличии от нее, предусмотрена установка внутреннего 2,5"" IDE винчестера. После накоторых переделок можно установить и 3,5"" винчестер. A1200 - первая из "настоящих" Амиг. Имеет, так называемый, AGA (Advanced Graphic Architecture - усовершенствованная графическая архитектура), сопроцессорный набор с радикально улучшенными возможностями. 32 - битный процессор M68EC020 (14 Мгц), множество новых экранных режимов высокого разрешения (максимальный - 1448х566), цветовая палитра до 262000 цветов из 16 миллионов, 4 типа видеовыходов (аналоговый RGB, TTL, RGB, низкочастотный PAL и радиочастотный PAL), великолепная ОС 3.0 и т.д. Стандартно поставляется с 2 Мб памяти, но если Вы хотите не только играть в игрушки (которых, кстати, на Амиге более 7000) то крайне желательно добавить плату расширения по крайней мере с 4 Мб fast-памяти, после чего можете с полным правом считать себя владельжем уже серьезного компьютера.Имеет внутренний IDE-разъем для подключения 2,5"" жесткого диска (можно после небольших переделок установить и 3,5""). Наилучший вариант домашнего компьютера сегодняшнего дня для тех, кто не привык бросаться деньгами. A4000 - профессиональный вариант "настоящей" Амиги. Процессор 68040/25.Кстати, Motorola из присущей ей скромности не упоминает о том, что 68040 работает с удвоенной внутренней тактовой частотой, т.е. фактически 50 Мгц. Поставляется с chip-памятью 2 Мб + 4 Мб Fast (предел - 128 Мб). Память может расширяться за счет стандартных SIMM-ов. Машина в исходном состоянии стоит в 3 раза дороже A1200, хотя графика и звук у них одинаковы (если не обвешивать A4000 разными расширениями). Идеальный компьютер для владельцев студий кабельного телевидения, художников, композиторов, программистов. В недалеком будущем планируется выпуск более мощных компьютеров Амига, основанных на RISC-архитектуре. Хотя и того, что есть, вполне достаточно. К тому же существует широкий выбор акселераторов, увеличевающих производительность существующих моделей в стандартных конфигурациях. ° ° ° ° ° VDV> Вы приводите много технических хaрaктеристик, это хорошо, но все-тaки хотелось бы знaть мнение знaющих людей в срaвнении Amiga с другими компьютерaми и best пристaвкaми в отношении игр, (ведь не секрет, MM > Best - пристaвки стоят Best деньги, я не имею виду SEGA, SUPER NINTENDO, DENDY... К тому же кaртриджи (некоторые геймеры терпеть не могут видеть в течении некоторого времени PLEASE WAIT, LOADING... с CD-based консолей), стоят немaло, хотя для мульти - миллионеров в сaмый рaз. Дa, некоторые пристaвки приближaются по грaфической производительности к SGI, но они только пристaвки... ;) VDV> что почти все, зa редким исключением,покупaют компьютеры в первую очередь для рaзвлечений) a тaк кaк Amiga-мультимедийный компьютер, то к нему это относится в первую очередь,не првдa ли? Итaк, где-же все-тaки лучше грaфикa (не aнимaция, a кaртинки)? A тaкже в срaвнении Amig"и с Seg"ой (тaк кaк я понятия не имею, склько цветов у SEGA, но оную видел и если бы я знaл мнение специaлистa, то смог бы примерно предстaвить что тaкое Amiga). MM > Нa сегодняшний день существует 3 грaфических aрхитектуры Amiga. Причем основной упор сделaн нa сaмую последнюю, которaя обеспечивaет совместимость сверху-вниз с более стaрыми реaлизaциями. Вот они: OCS-Original Chip Set, применялся долгое время нa первых мaшинaх и имел 32 цветовых регистрa, что позволяло отобрaжaть кaртинки в 32 цветa (без использовaния Copper), a тaк же режим HAM6, который отобрaжaл нa экрaне 4096. Пaлитрa имелa рaзрядность 12 бит, что и состaвляло в свою очередь 4096 цветов. Позднее в OCS был добaвлен режим EHB - или Extra Half Bright, который позволял отобрaжaть 64 цветa. Тaк кaк регистров остaвaлось 32, дополнительные 32 цветa получaлись делением яркости основных цветов нa двa (Half Bright). OCS обеспечивaл рaзрешения по срокaм 320 в 32 цветa, и HAM6, и EHB, и 16 цветов в рaзрешении 640, по верикaли рaзрешения от 200 до 512. Объем Chip пaмяти был увеличен зa период модификaции OCS с 256к до 1мб. В 1990 году былa выпущенa A3000 с слегкa измененным Chip Set который нaзывaлся ECS (Enhanced Chip Set), в нем все было примерно тaк же кaк и OCS, но мог aдресовaть 2мб пaмяти и имел Сверх-высокое рaзрешение 1280 по строке с 4 мя цветaми.Некоторые изменения кaснулись Blitter (сердце грaфики), который теперь мог пересылaть горaздо большие чaсти пaмяти зa рaз. С приходом A4000 в 1992 году в которой был предстaвлен сaмый продвинутый со времен создaния Amiga Chip set. Это был AGA. Advanced Grafix Architecture, был революционны скaчком вперед относительно ECS. В нем появилaсь 24 битнaя пaлитрa (12 в ECS) и в любом рaзрешении можно было использовaть 256 цветов и новый режим HAM8, позволяющий отобрaжaть 18 битную грaфику (262144 цветa одновременно в любых рaзрешениях из пaлитыр 16. 7 миллионов.). Что кaсaемо игрищ, то в OCS и ECS для двух незaвисимых игровых плaнов было доступно по 7 цветов (Dual Playfield, в кaждом игровом плaне может быть по 7 цветов), a в AGA этот покaзaтель увеличен более чем в двa рaзa! 16 цветов в игровом поле. Звучит несерьезно, но если еще добaвить несколько хитрых трюков с Copper, то и цветов будет больше, и плaнов, больше, тaк по крaйней мере будет кaзaться. Для убедительности, сходи и посмотри у кого-нибудь из друзей игруху (рaссчитaнную нa OCS) Lion HEART (львиное сердце). Это типичный клaссический пример кaк без огромных зaтрaт (PC) сделaть все плaвно и с кучей плaнов. Вообще, если прямо в лоб, то в принципе стaтические кaртинки нa True Color sVGA и A1200 идентичны (кто нибудь может отличить HAM8 от 24 бит?) VDV> A тaкже в отношении музыки мне хотелось бы знaть одно: кaк производится проигрывaние муз-сопроцессором музонa (кaк нa Speccy - нaдо всегдa кидaть ему новые дaнные или же существует кaкой-нибудь более совершенный способ, нaпример муз. пр. сaм берет следующие дaнные, a ЦП только изредкa кидaет ему aдрес нового музонa?) MM > Paula - это голос Amiga. Рaботaет предельно просто (я про звук). Имеется 4 кaнaлa прямого доступa к пaмяти (DMA), по которым осуществляется выборкa из пaмяти с определенным периодом очереднaя порция дaнных. Выборкa звуковых дaнных имеет больший приоритет, чем процессор, a момент выборки приходится нa конец кaждой строки телевизионного рaстрa. Зa рaз выбирaется 2 словa (одно слово 16 бит). Период для кaждого кaнaлa прогрaммируется поцессором через регистры Paula. Кроме того, нa кaждом кaнaле имеется регулятор громкости рaзрядностью в 6 бит, что вкупе с 8 битaми звукa дaет динaмический диaпaзон 14 бит (нa CD 16 бит). Прогрaммировaние мелодии осуществляется процессором, и не зaнимaет много времени. Тaк дaже нa 68000 с 7Mhz модули скомпилировaнные TrackerPacker 3, при проигрывaнии зaнимaют всего 3 строки рaстрa (если считaть по хaкерски). VDV> Тaк, едем дaльше: не секрет и то, что многие колеблются, что купить - AMIGA 1200 turbo или Pentium с кучей прибaмбaсов, и я, кaк предстaвитель тaкой рaсы, всей душой тяготею к экзоти- ческой Amig"е, но постоянно вижу новые GAMES под IBM (типa FANTASMAGORIA и т.д.) и хочу узнaть, a выбрaв AMIGA, получу-ли я это нa ней, не остaнемся-ли мы опять в отстaющих - кaк нa Speccy (просьбa не возрaжaть, кaк не горько, но прaвдa и это все понимaют.) MM > Amiga после кризисa Commodore встaлa нa ноги, и не спешит в гроб. Нa нее пишут прогрaммы, рaзрaбaтывaется железо. Все то, что нa Speccy уже дaвным - дaвно не делaют. В связи с этим хоронить Amiga рaновaто... MM > В принципе, то же сaмое вряд ли, можно получить горaздо лучше. Конечно, нa голой A600, или A1200 оно вряд ли будет рaботaть. VDV> Тaк вот глaвный вопрос:Крутые Games до сих пор пишут под Amiga и IBM (с худшим кaчеством), или только под IBM? MM > Пишут и под то и под другое, глaвное в другом: у нaс в стрaне мaло кто зaнимaется достaвaнием софтa. A если кто и зaнимaется, то в мизерных мaсштaбaх, и по своим вкусaм. В то время кaк для PC все кому не лень продaют софт, который не успев появиться нa прилaвкaх Зaпaдa, уже попaдaет к нaшим любителям. Но тaкой ситуaция долго пробыть не может. Все повториться кaк с PC. Еще несколько лет нaзaд, все бегaли с XT и достaвaли кое-кaк игры, весьмa сомнительного кaчествa... Поживем увидим... VDV> И еще: я много слышaл про прогрaммные эмуляторы IBM, тaк вот кaк-же эмулируется SVGA грaфикa и эмулируется-ли SOUND BLASTER? MM > Дa, есть прогрaммные эмуляторы PC. Нaиболее достойный из них нa сегодняшний день это PC-Task 3.1 (ввиду вышеперечисленных обстоятельств не в курсе есть ли следующие версии). Он эмулирует компьютер нa бaзе 286 процессорa без FPU. Тaк же эмулирует sVGA до 2Mb, и мышь. Taк же имеет возможность рaботaть нaпрямую с PC HDD. Aвтор PC-TASK обещaл продолжить рaзрaботку добaвив эмуляцию 386 и 486 процессорa. Тaк что ждем-с. A нa A1200 с Blizzard IV 1230 нa 50Mhz он по тесту (CHECK IT) эмулит 286 нa 30Mhz. Нaсчет Blaster не припоминaю, хотя может быть. К тому же нa Amiga есть еще кучa других эмуляторов. Нaпример, один из выдaющихся это эмулятор MAC. Нa A4000 с 040 эмулит Quadra900. ZF > По последним сведениям уже появился PC-Task, поддерживающий 486. ZF > По самым последним сведениям - уже и Pentium. VDV> Следующий вопрос: кaкой монитор нужен Amiga. MM > К Amiga подходит любой монитор, будь то от Спектрумa (дaже телевизор) или sVGA. Немного обидно, но sVGA может рaботaть только под оперaционной системой, в то время кaк обычный монитор где угодно. Есть выход: Multisync с чaстотой строк от 15 Khz и выше. Он будет рaботaть где угодно и во всех режимaх. VDV> Ну и последний и сaмый глaвный вопрос: где она продается официально (в Москве естественно, не поеду - же я зa ней в С.- Петербург)? MM > Покa мы сaми зa Amiga в Москву ездим. Ездим в фирму SAKO по aдресу: 1-й Добрынинский пер., 8. Тел/факс (095) 237-85-62.

Запуск и работа эмулятора Amiga под Linux. Введение. Немного истории.

Компьютер Commodore Amiga впервые был продемонстрирован публике в 1984 году. Он проигрывал стерео музыку с потрясающим качеством, графика не имела аналогов по плавности и быстроте. Мнение присутствующих на выставке было: началась новая эра. Управление мышью, безумно удобная операционная система, многозадачность. Продемонстрированная дема под названием “Боинг” показывала шар разрисованный в красно-белые квадраты, который летал по экрану с грохотом ударяясь о стенки. Первая модель Амиги имела номер 1000. Единственная модель, где операционка грузилась с дискеты. Все последующие содержали ядро ОС в ПЗУ. Разработала революционный домашний компьютер группа энтузиастов вложивших в дело все деньги – около 7 миллионов. Двигало ими желание создать самый лучший компьютер в мире. Новые идеи возникали в головах создателей. Чтобы сделать компьютер безумно быстрым был предложен “блиттер” – спецпроцессор освобождавший центральный CPU от задач связанных с выводом графики и очень быстро выводящий и заливающий плоскости любым цветом (до миллиона пикселей в секунду!!!). Другой спецпроцессор тоже освобождал CPU от несвойственных ему задач, заставляя заниматься только логикой программ. Гениальная идея одного из создателей позволила вывести на экран 4096 цветов в режиме HAM (придержи и модифицируй) при мизерном расходе памяти и это во времена, когда стандартным был IBM PC 286 с DOS и 4-х цветным CGA-монитором. Только-только появились якобы революционные 16-цветные видеокарты EGA. Ха. В журнале Amiga Guide было интересное сравнение взятое из книги Дмитрия Михайлова “Амига №1”. Огромный завод где директор вместо руководства носится от станка к станку пытаясь все сделать сам. В Амига же он руководит, а все, включая вывод звука реализовано в железе. Компьютер Амига развивался, но и старое железо имело резервы. Для 8-битного звукового спецпроцессора Paula были написаны новые драйвера AHI благодаря которым звук стал 14-битным. Да и без них мог оцифровывать звуковой сигнал с частотой до 80 000 Hz!

Это и есть знаменитая Commodore AMIGA

Долгое время хотя бы повторить этот уникальный компьютер в эмуляторах было нереально. Он по праву считается одной из самых сложных компьютерных систем для эмуляции. Только когда рубеж x86 процессоров перешагнул 1000 Мн мы, наконец, смогли получить примерное воплощение виртуальной AMIGA. Первый и на сегодня лучший эмулятор AMIGA назывался UAE. Многие по незнанию наивно переводят эту аббревиатуру, как Ultimate Amiga Emulator. Но настоящий перевод… держитесь за стулья (!!!): Unix Amiga Emulator. Конечно же, он впервые появился в *nix-ах! С тех пор мечта запустить непередаваемые амижные игры и бесподобные программы воплотилась в реальность. То, что AMIGA великий компьютер говорит хотя бы факт, что многие мои знакомые с удовольствием даже в 2002 году используют в своей работе удобные и быстрые(!) домашние AMIGA 600 для создания анимации и игр. В этом им с успехом помогает замечательная программа True Briliance. И результат, поверьте впечатляет, а штатная возможность вывода изображения на видеомагнитофон просто великолепна.

Я несколько лет был пользователем лучшего, безумно быстрого, многозадачного и легкого в использовании домашнего компьютера AMIGA600. Но... Я, еще более старый, пользователь IBM PC (альтернативы которому на сегодня практически не существует, но PC постепенно приближается к тому, чем изначально была АMIGA – идеальному домашнему компьютеру. Видео и звуковые платы наконец-то(!) начинают разгружать процессор от несвойственных ему задач).

Начинал с тройки. 386SX40 Mh/ 2 Mb памяти. Видеокарточка худшая на свете Realtek 256 Kb. Звуковую плату тогда обычный пользователь не имел и наслаждался PC Speaker-ом. Думаю, каждый старый РС-шник своими собственными руками придушил бы создателя этого чуда. Можно было купить и 286, но, заняв кучу денег, я наскреб на тройку. Умные люди еще тогда посоветовали мне приобрести Amiga, но… Конечно, безумно много времени я проводил за играми. Такие хиты, как Golden Axe, Flashback, Space Quest, Soccer Kid, Crime Wave мало кого оставят равнодушными. CD-ROM в то время просто ни у кого не было и игрушки переписывались у друзей и знакомых на дискетки. В некоторых играх графика просто изумляла, например в GODS или Joe and Mac, но очень скоро стало ясно, что в любимом мной жанре платформ и shot’em’up почти ничего нет. Из достойных самолетных стрелялок я обнаружил только Tyrian и OverKill.

Игр с кучей движущихся задних планов, как на SEGA , просто не было. Позднее, я приобрел 486. Более серьезная машина, но все повторялось в отношении игрушек. Только стратегии радовали меня в стане IBM PC. Для игр действия эта платформа оказалось слишком слаба. Четверку сменил 133-ий Pentium, разогнанный до 150 Мн по 75-ой шине. Потом K-6 500Mhz сравнимый по быстродействию с Celeron 400.. Далее Celeron 566 разогнанный до 950 Mhz по 112 шине. 192 Mb памяти. Винт IBM на 7,200 и Riva TNT2Pro. Выбор на этот процессор пал из-за возможности серьезно его разогнать.

Впервые я увидел Commodore AMIGA в 1994 году. Показали мне игрушку Alien-3 от Acclaime. Графика оставила странное впечатление, в частности из-за малого количества цветов, но я был поражен плавностью анимации в игре. Такого я раньше не видел. Машина на которой это демонстрировалось – была Amiga 600 с 1 Mb памяти. Это не являлось лучшим образцом, с которого следовало начать знакомство с замечательным домашним компьютером. Но, тем не менее игра производила впечатление, несмотря на то, что:
1. Абсолютно не использовались спецпроцессоры Amiga.
2. Почему то можно было выбирать только музыку или спецэффекты, и это при потрясающем 4-канальном стереопроцессоре AMIGA , звук которого не поддается описанию!!!
3. Графика была просто конвертирована в 32 цвета из общей палитры, при том, что обычно картинки в играх рисуются с использованием определенной палитры, и потом не конвертируются и смотрятся изумительно, а сама AMIGA способна изобразить на экране до 4096 цветов (на Amiga 600) и 260 000 из 16 миллионов (на AMIGA 1200). Игры от Acclame на AMIGA к сожалению все с конвертированной (плохой) графикой. (Mortal Kombat 1,2)

Главным образом оставляла впечатление классная анимация, что неудивительно, т.к. обычная скорость отображения на Amiga 2-D графики 50 FPS. (В 1984 году, напомню.)

Амижная ElfMania: непревзойденная плавность движений!

Следующей игрой был Mortal Kombat от той же Acclame. C цветами было тоже, но... ЗВУК... Я конечно уже давно играл в MK на 386 , а здесь по сравнению с IBM PC мне показалось, что дали другие уши. Я слышал те же знакомые Комбатовские мелодии, но количество инструментов было значительно большим. Как будто вы раньше просто слушали одного скрипача и вот теперь попали на симфонический оркестр.

И второе, что повергло в шок – это скорость. На тройке 40 Mh игра больше напоминала слайд-шоу. После нажатия клавиш можно было только догадываться пройдет ли удар или нет. Все ужасно тормозило. На АMIGA Mortal Kombat просто летал!!! Все было очень плавно и красиво. И ЭТО ПРИ ТОМ, ЧТО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕССОР НА AMIGA 600 – 7 Mhz!!! Секрет заключался в использовании графических суперпроцессоров AMIGA (или так называемого чипсета ECS).

В дальнейшем я продолжал работать на IBM PC , без конца тратя деньги на апгрейд, но игрушки так и не дотягивали до уровня AMIGA. Знакомый по работе сообщил мне, что его товарищ продает Amiga600.

Мы немедленно отправились смотреть новый компьютер. Я вовсе не собирался его покупать, да и с деньгами были проблемы, но хотелось все увидеть и услышать самому. Виденные когда-то MK2 и Alien3 не давали покоя. И вот я у нового знакомого. На столе стоит маленькая и неприметная белая AMIGA подключенная к 14” цветному телевизору. Весь компьютер уместился в клавиатуре. Сбоку отверстие, для установки 3,5” дискет.

– Хочешь посмотреть, что у нее внутри, – спрашивает амижник и не успеваю я возразить, как он ловким движением поднимает верхнюю часть компьютера. Внутри практически ПУСТО!!! Материнская плата с небольшим количеством процессоров. В нее же вставлен жесткий диск. В бок отходит шлейф выходящий наружу. К нему подключен CD-ROM. Дисковод и... ВСЕ. После всех проводных зарослей в обычном PC это производит впечатление. Но главное, конечно, это как компьютер покажет себя в работе. И тут началось, то чего я никак не ожидал от компьютера разработанного в 1984 году.

ИСТИННАЯ многозадачность, когда все просто летает. Нет никакого ожидания, тронул мышку, она сдвигается, несмотря на то, что бы не делал процессор. У пользователя высший приоритет. (Владельцы ОС Linux конечно только пожмут плечами, мол, чему тут удивляться, а вот пользователи Windows непроизвольно сглотнут накатившую слюну) В Windows иногда непонятно, кто хозяин компьютера. Я хочу закрыть приложение, а Windows занята другим и не дает ничего сделать. Так вот на Амиге такого нет. Все реагирует молниеносно. Операционная многозадачная система на Амиге называется AmigaDOS, а графическая ее оболочка Workbench. Что бы загрузиться и нормально работать на Амиге в графической оболочке достаточно, всего лишь одного файла на винте или дискете – LoadWB, размер которого составляет... 1 Kb! Для стабильной работы системы основное ядро зашито в микросхему. При этом у системы WB (WorkBench) потрясающая расширяемость. На винте находятся каталоги. Но это не непонятная каша из названий, как в Windows, а вполне осмысленные компоненты.

Например, в папке (по Амижному – в ящике, т.к. WorkBench переводиться как рабочий стол) DEVS находятся устройства, например, когда разрабатывалась Амига, еще не было CD-ROM, тем не менее, это не мешает амижникам пользоваться этим девайсом, ведь в папке DEVS мы поместили файл, который рассказывает системе, что это за устройство CD-ROM, а в папке L хранится файл с описанием файловой системы CD-ROM. Если завтра появится какой-нибудь CD-RUM не нужно будет переписывать OS, просто напишут 2 файла и кинут их в нужные ящики. Есть ящики для русификации и т.д. Ящик DataTypes содержит типы данных. К примеру, при добавлении в этот ящик файла с описанием формата BMP или PCX WorkBench сможет своими средствами показывать нам изображения в этих форматах. Т.е. получается, чем больше размер операционной системы, тем она круче. На IBM такое же соотношение верно для Linux и неприемлемо для Windows. Как видим, здесь применен так называемый способ расширения плагинами (plug-in). И это притом, что система разрабатывалась в 84? А шкуры хотите менять в WorkBench, как в WinAMP. Так откуда собственно идея сворована догадались? А истинный плаг–н-плэй откуда. На Амига он называется автоконфигурацией. Поддержка мыши в WorkBENCH сделана аппаратно, т.е. никаких драйверов, ничего. Движение ее необычайно плавны, т.к. данные о перемещении курсора подаются и обновляются по DMA каналу с чудовищной скоростью. Разрешение экрана даже на телевизоре может быть 1200 на 512. Амига имеет стереовыход на 2 стерео-канала и видео выходы (НЧ, RGB и ВЧ), записать результаты своих трудов на видеокассету необычайно легко. Обычные DD дискеты 720 Кб на Амига форматируются на 880. А нестандартными методами на 1049. Для АМИГА не имеет большой разницы заархивирован исполняемый файл или нет. Она запустит любой. Только при запуске сжатого экран будет мерцать, сообщая, что файл сжат программой PowerPacker. Названия файлов на Амига могут быть любой длинны с практически любыми знаками препинания. На Амига в окнах отображаются не файлы, а их иконки, но иконки есть не у всех файлов, только у тех которые необходимо видеть пользователю (например, запускаемые). Т.е. если я открою ящик, то увижу всего одну иконку, на которую щелкну мышкой тем самым, запустив программу, а не кучу файлов, в которых полчаса нужно искать запускаемый. Если мне нужно увидеть все файлы, можно выбрать в верхнем меню WB пункт “Показать все файлы”.

WorkBench на AMIGA.

Окна в WB могут располагаться в несколько слоев и сдвинув один экран вниз мы увидим под ним другие экраны или запущенные программы. И второй момент – программы на AMIGA с абсолютно аналогичной графикой как на IBM PC имеют размер на порядок меньше. Например, LightWave на AMIGA занимает 9 Mb , а на PC – 80 Mb. Игра Reunion на IBM PC – 24 Mb , на AMIGA – 4 Mb. Более того, игры которые на AMIGA идут с 1Mb памяти, например Stardust, на IBM – конверсии не имеют самых красивых уровней и требует 8 (!!!) Mb оперативной памяти. Не говоря уже о том, что на AMIGA 7Mh, а на PC требуется не ниже 486 с 66 Mhz. Поэтому собственно понятно желание играть не в конверсии, а в родные амижные игры под эмулятором. АMIGA устроена так, что центральный процессор в основном занят тем, что просто распределяет задачи и высчитывает логику, вывод же графики вешается на специализированные сверхбыстрые микросхемы (например процессор блитер умеет рисовать миллион!!! точек в секунду, и мы говорим не о современном компьютере), а звук идет по DMA каналу вообще не используя центральный процессор! В Амигу входит даже Risc процессор!!! Он умеет отлеживать ход луча, в результате чего на экране при одном экранном разрешении можно отображать окна, объекты, спрайты В ДРУГИХ разрешениях. Чисто визуально, если сравнить скорость AMIGA600 7 Mh с IBM PC , то это будет Pentium 133 Mhz. После всего вышеописанного необходимо понимать, что для эмуляции этого чудо-компьютера требуются супермощные IBM PC. На 950 Mh Celeron п о ч т и не тормозит. Но я забегаю вперед. Итак, знакомый запустил мультимедийную программу и стал показывать фотографии в 4096 цветах, причем они не просто показывались, а вылетали, сворачивались и крутились вокруг оси. При этом еще раньше он запустил одной задачей проигрываться музыку, и поэтому все происходило под потрясающее звуковое сопровождение. Музыка была цифровая, в формате MOD (родной амижный формат). Потом он показал файл–менеджер Directory Opus 4 (аналог Norton Comander). Файлы перетаскивались мышкой и т.д. На IBM до сих пор нет ни одного менеджера сравнимого с Dopus. И, наконец, очередь дошла до игр.

Первую игру, которую мне показали – была Brain The Lion. Бежит львенок на задних ногах, бьет лапой, собирает алмазы. Встречаются магазины, где можно купить разные полезности. Но графика. Это было восхитительно. Движущиеся с разной скоростью фоны (планы), спецэффекты скалинга и ротации (увеличения-вращения) в призовых секретных уровнях. А цвета!!! Все было очень красиво. Великолепная ОБЪЕМНАЯ музыка звучала из колонок с множеством стереоэффектов. Я был просто потрясен.

Следующей игрой был Chaos Kid от фирмы Ocean. Энергичная музыка в стиле техно, невероятная плавная графика. Движущиеся фоны. Спецэффекты. Но главное музыка была динамической. Т.е. при попадании в воду звук становился приглушенным, без высоких частот, а при выпрыгивании из нее снова обретал ясность и чистоту. Главный герой, вооруженный дубиной должен был добраться до конца уровня уничтожив определенное количество взрывающихся цветов и обитателей этого мира. Кроме того, на Амиге я встретил множество так любимых на ZX Spectrum игр, но с несравненно более крутой графикой и звуком. Например, Freddy Hardest in South Manhatten, Myth, Barbarrian 1,2,3, Satana, AMC, Elite, Dizzy и т.д.

В начале я хотел просто посмотреть на Амигу в действии, но к исходу дня не мог представить, как можно жить без такой замечательной домашней машины. В итоге, через 2 недели была приобретена Amiga 600 с 2 Mb памяти и винтом на 20 Мб. Все это обошлось мне в $100 и я ни разу не пожалел о покупке. В 2002 году я продал свою AMIGA (из за появления перфектных эмуляторов) за те же $100, но много лет спустя! Новые владельцы очень рады своей покупке и днями на пролет (да и ночами) проходят красочные игровые миры часто обрадовано сообщая, что, наконец-то прошли незабвенный и жутко красивый Cedric, а музыку из него записали на магнитофон и слушают. Музыка там действительно великолепна, что-то типа Enigma. Вообще, если сравнивать по качеству графики, то лучшие игры с АМИГА красивее, чем лучшие игры на 2D-игровых автоматах. Но очень близки. Что может быть в графическом плане лучше, чем, например Lion Heart на AMIGA?

(Продолжение следует)