Знакомимся с AROS, открытым клоном знаменитой AmigaOS. Компьютеры Amiga: история бренда, основные модели Amiga история

Трудно представить более любимый и почитаемый пользователями ПК, чем Amiga. Этот опередивший свое время домашний компьютер подарил нам демосцену, трекерную музыку, механизм plug’n’play и, конечно же, AmigaOS, операционку, которая в форме независимого AROS продолжает развиваться и по сей день. Но действительно ли это заслуживающая внимания система, а не просто ностальгический проект фанатов Amiga?

Немного истории

В 1982 году, когда миром персональных компьютеров правили Apple II, Atari 400 и IBM PC на процессоре Intel 80186, бывшие инженеры компании Atari во главе с Джеем Майнером (Jay Miner) начинают разработку принципиально нового компьютера, который должен был оставить далеко позади все остальные ПК того времени.

Так в 1985 году на свет появляется Amiga 1000, действительно революционный компьютер, способный выводить на экран изображение разрешением 640 ✕ 512 и 4096 цветов, воспроизводить стереозвук из четырех независимых аппаратно микшируемых каналов и одновременно работать с несколькими приложениями, запущенными в многозадачной операционке с оконным интерфейсом.

Модель Amiga 1000 была оборудована развитым видеопроцессором Denise, который позволял работать с восемью аппаратными спрайтами (в том числе привязать спрайт к мыши для отображения курсора без лагов при перемещении), плавно скроллить экран и даже накладывать изображения друг на друга с использованием альфа-канала.

Amiga стоила вдвое дешевле, чем сравнимый IBM PC на 286-м процессоре, - две тысячи тогдашних долларов против четырех. И при этом не оставляла ему никаких шансов на конкуренцию в сфере мультимедиа. Не удивительно, что Amiga быстро завоевала популярность среди обычных пользователей и компаний, работающих с графикой и звуком.

Не последнюю роль в популярности Amiga сыграла AmigaOS, написанная с нуля операционка с микроядерной архитектурой. AmigaOS была многозадачной, то есть позволяла работать сразу с несколькими приложениями и четко разделяла ядро на множество мелких компонентов, которые загружались в память независимо друг от друга. Каждый компонент выполнял определенную функцию (драйверы, файловые системы и так далее), а взаимодействовали они с помощью каналов.



Amiga стремительно завоевывала популярность, поэтому, кроме Amiga 1000, в последующие годы было выпущено множество других моделей компьютера, включая еще более дешевую модель Amiga 500. Далее последовала Amiga 2000 с пятью слотами расширения и функцией Autoconfig (которая больше известна нам в реализации Microsoft под названием plug’n’play), Amiga 3000 с более производительным процессором и большим объемом памяти и, наконец, Amiga 4000, способная отображать 262 144 оттенка.

Вместе с Amiga развивалась и AmigaOS. Версия 2.0, выпущенная в 1990 году для Amiga 1200 и 3000, избавилась от яркой палитры, стандартизовала пользовательский интерфейс и позволила разработчикам создавать развитые графические интерфейсы с помощью объектно ориентированного API BOOPSI (Basic Object Oriented Programming System for Intuition).

В версии 3.0 появилась концепция datatypes, очень похожая на трансляторы BeOS/Haiku. Datatypes позволяли добавлять в систему поддержку новых типов файлов созданием библиотеки, реализующей специальный API. После этого все приложения, как системные, так и сторонние, могли работать с этим типом файлов.

В 1995 году, вскоре после выпуска версии 3.1, компания Commadore, выпускавшая Amiga, обанкротилась, а права на операционку начали переходить из рук в руки. Через шесть лет разработку ОС продолжила компания Haage & Partner (версии 3.5, 3.9), а с версии 4.0 ей начала заниматься Hyperion Entertainment.

Последняя на сегодняшний день версия Amiga OS 4.1 Final Edition Update 1 была выпущена 31 декабря 2016 года, но работать она может только на машинах с процессорами PowerPC: Blizzard PPC, AmigaOne, Pegasos II, Samantha. Фактически это уже не настоящая Amiga, а вполне стандартные «башни», выпускаемые разными компаниями. К тому же даже самые мощные из них остаются далеко позади современных x86-систем.

Причудливая архитектура AmigaOS

AmigaOS родилась аккурат в то время, когда в мире начала распространяться идея микроядерной ОС. Суть идеи заключалась в том, чтобы вынести большинство компонентов ядра из привилегированного адресного пространства памяти в пользовательское, а для связи между ними использовать типизированные каналы. Такая архитектура гарантирует, что, если в драйвере мыши (или любом другом драйвере или компоненте ядра) будет допущена ошибка, которая приведет к его падению, он не потянет за собой все ядро, а просто упадет, как обычное приложение, и его можно будет перезапустить.

Многие разработчики ОС тогда отвергли эту идею по причине слишком серьезных издержек. При обмене данными компоненты ядра уже не могли просто передать указатель на буфер, содержащий данные. Им приходилось копировать данные из пространства ядра в пространство пользователя и обратно множество раз. Из-за этого работа ядра замедлялась и возрастало количество дорогих в плане процессорного времени операций переключения контекста.

Разработчиков AmigaOS эти ограничения не остановили, да и не могли остановить. В процессоре Motorola MC68000 просто не было модуля MMU, который бы позволил разделить адресное пространство процессов и ядра. Как следствие, бесконечное копирование памяти уже не требовалось, а переключений контекста не существовало как класса.

Так AmigaOS стала микроядерной ОС, в которой использование микроядра не имеет никакого смысла. Из-за отсутствия блока MMU доступ к страницам памяти никак не разграничивался, и операционка могла упасть не только из-за ошибки в драйвере, но и по причине бага в обычном приложении! Программисту достаточно было всего лишь ошибиться в адресе перехода или записать данные немного не туда, и привет, Guru Meditation (местный «экран смерти»)!

AROS

Пока крупные компании делили шкуру убитой Commadore и спорили, кому принадлежат права на исходники AmigaOS, небольшая группа разработчиков решила воссоздать операционку с нуля и портировать ее не только на оригинальную Amiga, но и на стандартный IBM PC. Так появилась (AROS Research Operating System), открытая ОС, полностью совместимая на уровне исходного кода с Amiga 3.1 и бинарно совместимая с ПО для Amiga, если установить ее на одну из оригинальных моделей Amiga.

Icaros можно юзать как в режиме Live CD, так и установив на жесткий диск или флешку. Операционка прекрасно работает внутри VirtualBox, а при запуске на реальном железе использует аппаратное 3D-ускорение адаптеров GeForce 5+ и Intel GMA. Также поддерживается USB 2.0 и ряд наиболее распространенных сетевых адаптеров.

Продолжение доступно только участникам

Вариант 1. Присоединись к сообществу «сайт», чтобы читать все материалы на сайте

Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», увеличит личную накопительную скидку и позволит накапливать профессиональный рейтинг Xakep Score!

Современный компьютерный рынок вырос из небольших фирм, пробующих свои силы в новой сфере бизнеса в начале 80-х годов прошлого столетия. Эта область индустрии развивалась на протяжении четырех десятков лет, совершенствовались методы и менялись технические подходы, совершались открытия и нелепые промахи. Самые сообразительные учились на ошибках – своих и конкурентов. Компьютеры Amiga стали легендой и пособием, как прекрасное начинание и блестящие перспективы в сочетании с глупыми ошибками создателей привели к полному краху.

История бренда Amiga

Еще в 1970-е годы активно велась разработка интегральных пользовательских схем и чипов, завершившихся созданием восьмибитных микропроцессоров. Молодой специалист Джей Майнер увлеченно влился в эту работу, осуществлявшуюся компанией Atari. Сотрудники не всегда были согласны с мнением менеджеров, у каждого существовало свое видение дальнейшего развития. Жесткий стиль менеджмента и суровые корпоративные правила не нравились творческим людям, энтузиастам развития «умных» машин. Поэтому они, уходя из компании, основывали небольшие фирмы, реализуя собственные проекты.

Группа инженеров, несогласная с политикой руководства, создала компанию Hi-Toro, чуть позже получившую другое имя – Amiga. Майнера пригласили возглавить в ней отдел, отвечающий за аппаратную часть. Вся работа крутилась вокруг создания игровой приставки под кодовым названием Lorraine, с дальним прицелом на то, что постепенно она будет модернизирована и усовершенствована до настоящего настольного компьютера. В качестве «сердца» приставки использовался самый популярный на тот момент процессор Motorola 68000, позволяющий ускорять графику и звук, и являющийся прямым конкурентом Intel для персональных компьютеров.

Финансирование проекта обеспечивали три стоматолога из Флориды, но бюджет все равно трещал по швам. Чтобы оставаться на плаву, сотрудникам Hi-Toro приходилось заниматься разработкой аксессуаров для находящихся на пике популярности игровых приставок ColecoVision и Atari 2600. Именно их стараниями появился на рынке динамический джойстик Joybord (аналог - Wii Fit). Вырученных за изобретение средств хватило на год работы, а в 1983 году вновь пришлось искать инвесторов. Помочь финансами согласились… конкуренты. Компания Atari, в то время находившаяся под крылом Warner, планировала выпустить игровую приставку на базе аналогичного мотороловскому процессора. Предлагалось заключить сделку: Atari вкладывала деньги в состоящую из бывших сотрудников компанию при условии передачи сроком на год эксклюзивного права использования дизайна, созданного в Amiga.

Сделка была выгодна обеим компаниям, но договаривающиеся стороны не учли насыщенность американского рынка видеоигр различного рода приставками, между собой совершенно несовместимыми. Качество игр на большинстве устройств было низким, графика - крайне примитивной. Последовал длительный кризис, который едва не привел к краху индустрии видеоигр. Теряя по миллиону долларов в день, Atari стала обузой для владельцев Warner, которые мечтали как можно скорее продать убыточное подразделение.


В этот же период в другой, не менее легендарной компании – Commodore International, началась кадровая лихорадка. Возглавляющий компанию Джек Трэмил не нашел общего языка с главным акционером, и вынужден был уйти со своего поста, создав новый холдинг Tramel Technology. Одержимый идеей продвижения игровых приставок и компьютеров, Трэмил захотел выкупить у Amiga технологии по производству чипсета Lorraine. Но это означало, что все сотрудники компании, вложившие в игровую приставку годы жизни, останутся «за бортом». Amiga, несмотря на финансовую нестабильность, от сулящей сиюминутную прибыль сделки отказалась.

Трэмил пошел по другому пути. Он, прекратив поиски, создал команду из бывших работников Commodore, поручив им разработку оригинального чипсета для низкобюджетного и, одновременно, мощного компьютера. Создание набора связующих микросхем было делом интересным, но крайне сложным. Когда через полгода (06.1984) специалисты отчитались о готовности работы на 95%, впору было усомниться в их честности, ведь за такой короткий срок создать с нуля высокотехнологичный продукт было нереально. Скорее всего, технология «ушла» из Commodore вместе с уволившимися инженерами.

К этому моменту убыточная Atari сама перезрелым плодом падала в руки Трэмила. В результате коротких переговоров Atari Consumer Electronics Division сменила владельца, а новый хозяин очень быстро раскопал заключенный между Atari и Amiga контракт на поставку готового продукта, разработка которого была приостановлена до возобновления финансирования. Такая новость обозначала новый драматический виток в отношениях Трэмила с компаниями Amiga, Atari и Commodore.

Создание платформы для Lorraine, между тем, еще не было завершено. Непрерывные неудачи в финансовой области мешали довести дело до ума. Не желая работать на предложившего некогда выкупить технологию Трэмила, руководство Amiga решило договориться с конкурентом предприимчивого бизнесмена, обратившись за финансированием в Commodore. Получив транш в полмиллиона долларов, разработчики Lorraine получили возможность доработать чипсет. Компания Commodore при этом смогла оградить новый перспективный продукт от фирмы Трэмила и получить подступ к разработкам Amiga.

Получив «добро», команда Amiga с энтузиазмом продолжила работу, в короткие сроки представив готовый образец собственного компьютера. Дальнейшая судьба компании оказалась тесно связана с развитием компьютеров в сотрудничестве с Commodore. Каждый новый компьютер, выпускаемый на рынок, становился шагом вперед, к известности - и краху.

Основные модели и их технические характеристики

Amiga 1000 являлся первым компьютером с мультимедийными функциями. Выпуск начался в 1985, закончился в 1987. ЦП – Motorola MC68000 с частотой работы в 7,14 МГц. ОЗУ - 256 Кб. В процессе выпуска объем оперативной памяти увеличился до 512 Кб. ОС, устанавливаемая по умолчанию - AmigaOS 1.0 - 1.3. Комплектовался дисководом, позволяющим читать дискеты объемом 880 Кб.


Полноценный функциональный Amiga 1000 был представлен в 1985 году как часть новой линейки компанией Commodore. Этот компьютер был сравнительно недорогим (1200$), при этом на экране отображал 4096 цветов и мог проигрывать восьмибитные мелодии.

Выделяла модель новая ОС - Amiga OS, умеющая поддерживать многозадачный режим работы и оснащенная интерфейсом Workbench и системой окон Intuition. Для середины 1980-х годов запускать и работать одновременно в двух приложениях выглядело революционно!

В комплекте шел аналоговый монитор, также возможно было подключать Amiga 1000 к телевизору через композитный разъем. Превосходя своих основных конкурентов на голову, «тысячный» опередил в своем техническом оснащении Apple Macintosh, IBM PC и Atari ST. Для полной победы не хватило лишь хорошего маркетолога, способного раскрутить товар и продвинуть его на рынке. В журнале Byte в середине 1990-х годов вышла статья, в которой с учетом прошедшего времени и скорости развития компьютерной сферы рассматривалась история модели. Она называлась «опередившей время» настолько, что ни пользователи, ни фирма Commodore даже не поняли, насколько продвинутой получился первый амиговский ПК.

Эта модель оказалась самой популярной, выпускаясь с 1987 (заменив А1000) по 1991 год. Процессор – Motorola CM68000 с частотой работы в 7,16 МГц (NTSC) и 7,09 (PAL). Жесткий диск и сопутствующие устройства крепились сбоку на разъеме системной шины. Еще один разъем задействовался под установку ОЗУ «медленной памяти» (512 Кб) с возможность нарастить дополнительный объем «быстрой памяти» (8 Мб), максимально разгоняющей работоспособность процессора. Флоппи-дисковод позволял считывать дискеты 3.5’’. Операционная система, поддерживающая работоспособность компьютера - AmigaOS версий 1.2, 1.3.


Соперничество с конкурирующими фирмами в области высоких технологий значительно усилилось в 1987 году. Разработчики Amiga выпустили сразу две машины, рассчитанные на разный размер кошелька покупателей. Бюджетная версия Amiga 500 фактически копировала Amiga 1000 с той лишь разницей, что новая модель состояла из более дешевых компонентов, сделав возможным снижение цены до 600 долларов. При этом предлагались те же 4096 цвета для отображения на экране и звук на 8 бит.

Стандартный комплект включал в себя системный блок, объединенный с клавиатурой, и мышку. Монитор не входил в комплектацию, его покупать предполагалось отдельно. Как анекдот долгое время ходила история, как один из пользователей ПК, рассматривая новинку, спросил у продавца: «С клавиатурой все понятно, но где же сам комп?». Фишка создателей заключалась в том, что компьютер размещался нестандартно, внутри клавиатурной коробки.

За счет невысокой цены и продвинутого функционала модель в короткие сроки стала популярной.

ЦПУ– Motorola MC68000 7,14 МГц с режимами работы 7,16 МГц (NTSC) и 7,09 (PAL). ОЗУ - 512 Кб в моделях A и B (1987 год), в модели C (1991 год) увеличился до 1 Мб. Комплектовался жестким диском. Материнская плата оснащалась пятью слотами расширения Zorro II - запатентованными разъемами, двумя шестнадцатибитными слотами расширения шины ISA, слотами под видеокарту и процессор, если возникнет необходимость его апгрейда. Дисковод на 3.5’’. Операционная система - AmigaOS версий 1.2, 1.3 (модели A и B) или 2.0 (модель C).


В паре с бюджетной моделью Amiga 500 в продажу поступила недешевая версия Amiga 2000, созданная для профессионального рынка. Новшество заключалось в том, что желание в будущем расширить систему, оставаясь в пределах стандартного корпуса, пользователи могли реализовать, воспользовавшись специальными разъемами, позволяющими это сделать. При этом машина стоимостью в 2400 долларов предлагала совершенно идентичную Amiga 500 производительность. Востребованной она оказалась, неожиданно для всех, в сфере видеообработки. Модели Amiga 2000 активно закупались телевизионными компаниями, а также распространились в сфере кинопроизводства.

Рыночная ниша, несмотря на востребованность, оказалась маловата. Ей было далеко до корпоративного сегмента, контролируемого Apple Macintosh и IBM PC. Компания допустила при раскрутке нового продукта одну непростительную ошибку: первоначально цена анонсировалась на уровне до 2000 долларов, но при поступлении в продажу оказалась выше заявленной на 400 долларов. Подобная «необязательность» вызвала волну гнева и разочарования. Несмотря на свои неплохие данные, Amiga 2000 потянула бы компанию на дно, если бы не следующая, новая модель.


Появление на рынке в 1990 году нового компьютера очень быстро принесло ему репутацию лучшего в амиговской линейке. В целях увеличения рабочих качеств машины, разработчиками были заменены все ключевые компоненты. Короб системного блока больше не содержал встроенной клавиатуры, она шла как самостоятельный элемент. Компьютер для своего времени был дорогой, но крайне навороченный. Он комплектовался специальным узлом-фликкером, отвечающим за подавление раздражающей пульсации развертки низкобюджетного VGA-монитора. В активе также было наличие сопроцессора, ускоряющего обработку операций при наличии плавающей запятой. Были стандартизированы все библиотеки, содержащие кнопки и панели, которые раньше приходилось прописывать вручную. В стандартной поставке содержался примитивный браузер и языковая поддержка AmigaGuide для гипертекстовой разметки.

Покупатели сожалели, что амиговский чипсет проигрывал по функциональности IBM PC, а операционная система могла быть лучше доработана. Хотя в целом машина была принята хорошо, подтвердив свое место в ряду основных производителей компьютеров.

CDTV

Параллельно с разработкой ПК в Commodore проводились работы по реализации идеи домашнего полноценного мультимедиа-центра. В корпус обычного видеомагнитофона решили вмонтировать компьютерные составляющие, в надежде, что такая «новаторская» идея увеличит продажи. Подобное желание скрестить «ежа и ужа» привело к появлению Commodore Dynamic Total Vision (CDTV).


Итоговой продукцией стала классическая модель Amiga 500 в видоизмененном корпусе, в котором клавиатуре и мыши места не нашлось, их требовалось приобретать отдельно. Управление мультимедиа-центром предполагалось осуществлять при помощи дистанционного инфракрасного пульта. CD-дисковод впервые был встроен в «тело» системного блока. За 900 долларов покупать морально одряхлевшую модель, пусть и в обновленном дизайне, со старой версией операционки Amiga OS 1.3 (при уже рабочей версии 2.0) пожелали лишь самые отъявленные фанаты.

Более того, по аналогичному пути пошла и компания Philips, решившая убедить клиентов, что воспроизведение видео напрямую с лазерного диска – это очень круто и современно. Декодирование формата MPEG-1 и поддержка для Video CD, модули которых подразумевали помощь пользователям, были встречено холодно. «Комбинированные» Philips и Amiga оказались одинаково невостребованными и провальными. Для амиговской продукции этот просчет оказался плачевным, ведь именно с этой моделью были связаны определенные надежды Commodore.


Разработчики улучшили версию Amiga 500, проапгрейдив ее до мегабайта памяти, а также улучшив сопроцессорный набор до версии Enhanced Chip Set. Добавили встроенные часы и более продвинутую операционку AmigaOS 2.04 - 2.1. По сравнению с Amiga 500 ПК выглядел более привлекательно как по начинке, так и по бюджету, но в продаже он продержался меньше года (продажи стартовали в октябре 1991 и закончились в июне 1992). Если бы эта модель началась продаваться на год раньше, параллельно с держащей высокий продажный рейтинг Amiga 500, спрос на нее был бы выше.

В процессе эксплуатации обнаружилась досадная ошибка разработчиков – модель конфликтовала с самыми популярными играми начала 90-х годов. Разочарованные поклонники Amiga массово возвращали «дефектную» версию в магазины, предъявляя претензии к Commodore. Руководство фирмы, почувствовав, как рушится имидж, спешно начало искать путь выхода из неприятной ситуации. Его увидели в создании новых моделей – полная замена Amiga 500 на более продвинутую версию и низкобюджетную должны были завоевать широкие слои входившего «во вкус» населения.

Недорогая и самая компактная из всей линейки Amiga машинка, выпуск которой начался в летние дни 1992 года, заменила собой не сумевшую покорить сердца Amiga 500+. Компьютерная клавиатура вновь «слилась» с системным блоком. Старый моторолловский процессор MC68000, имеющий рабочую частоту 7,14 МГц и один мегабайт оперативки оказался разочарованием для пользователей, жаждущих чудесного превращения новой модели в сильный и современный агрегат. Удалив удобный разъем, делающий возможным усовершенствование системы, ПК оснастили разъемом PCMCIA, заточенным под подключение плат с 2 или 4 мегабайтами ОЗУ. В отличие от 500-х версий для кикстартовских модификаций устанавливался внутренний 2,5’’ винт, который после дополнительного шаманства расширялся до 3,5’’. Незначительная техническая оснащенность нового компьютера и его слабосильность стали проигрышем руководства Commodore, настоявшем на своей версии, ведь проектировщики постоянно предлагали продвигаться по пути развития технологий.


Вместо того, чтобы уверенно занять ценовую нишу, потеснив Amiga 500, компьютер стал неожиданно при тех же параметрах быстродействия и начинки гораздо дороже. Покупатели называли его «провалом», критикуя всю систему, в которой не было сделано никаких весомых улучшений, а вот ухудшения виделись «налицо». С целью уменьшения компьютера и облегчения его массы разработчики урезали калькуляторную клавиатуру. Отсутствие блока цифр вызывало трудности, а подчас и делало невозможной работу с некоторыми популярными приложениями.

Руководящая верхушка, видя, каким шатким и непрочным стало положение компании на рынке, предприняло попытку успокоить недовольных клиентов, выпустив анонс скорого появления на рынке гораздо более производительных и мощных версий амиговской линейки. Это была почти катастрофа. Разочарованные старыми моделями и заинтригованные обещанными супернавороченными компьютерами, потенциальные покупатели затаились в ожидании, перестав покупать «старье». Продажи фактически замерли, прибыль не окупала вложения, поставив Commodore на грань банкротства.

ЦПУ– Motorola MC68EC020 с частотой работы в 14 МГц. ОЗУ 2 Мб. DRAM 4 Мб. HD 2,5’’ с возможностью переделки до 3,5’’. ОС – Amiga OS 3.0.


Эта версия, появившаяся осенью 1992 года, по праву стала «настоящим», серьезным компьютером. Она была оснащена новинкой – усовершенствованным графическим чипсетом AGA. Вместо радикального улучшения возможностей получился пшик. Наличие AGA свела на нет все преимущество Amiga над компьютерами конкурентов. При частоте обновления в 72 Гц разрешение экрана по максимуму достигало 640х480, при том, что у IBM PC картинка уже уверенно на тех же частотах держала разрешение 1024х768. Между тем, разработчики утверждали, что компьютер может поддерживать большое количество режимов для монитора (max – 1448х566), цветовую палитру до 262 тысяч оттенков, четыре видеовыхода (TTL/аналоговый RGB, радиочастотный/ низкочастотный PAL). Внешне модель выглядела традиционно для Amiga, вновь собрав воедино клавиатуру, мышку, двойные дисководы.

Предполагалось, что Amiga 1200 станет продаваемой моделью домашнего компьютера, однако цена в 600 долларов оказалась выше средней. На рынке ПК для дома уже прочно удерживали позиции бюджетные линейки IBM PC и игровые приставки. Амиговская система выходила по стоимости дороже чем аналогичные и даже более производительные модели у конкурентов. Вновь встал вопрос о совместимости «железа» с «родными» играми от Amiga 500, которые перестали запускаться на новом оборудовании. Процессор тоже оказался слегка устаревшим. Люди, понявшие прелесть выбора, хотели за эти деньги получить более качественную и современную машину. Как ни критиковали «тысяча двухсотую», удалось продать около миллиона экземпляров ПК.

Этой модели ПК прочили профессиональное будущее. Системный блок стал горизонтальным, клавиатура шла отдельно. Память подразумевала возможность расширения при помощи стандартных разъемов. Стоимость машины была значительной, под 2 тысячи долларов, хотя графика и звук ничем не отличались. Правда, расширения и плагины позволяли существенно их улучшить. Восемь самостоятельных разъемов на системном блоке (4 из них совместимы с PC) позволяли расширять возможности компьютера. Предполагалось, что эта версия станет востребованной для творческих работников, на студиях кабельного телевидения и в чистом программировании, ведь ее быстродействие и мощность позволяли раскрутить процессор до максимальных значений.


Компания Commodore пыталась всячески раскрутить эту модель, даже представила лайтовую версию ПК, с внедренными процессором и оперативкой в материнскую плату. Увы, эта модификация никак не могла спасти ситуацию.


«Лебединой песней» компании стала игровая консоль с возможностью работы с CD-дисками. Фактически это была Amiga 1200, размещенная в миниатюрном корпусе нового дизайна. Игровая приставка неожиданно «пришлась ко двору», подмяв под себя половину европейского игрового рынка. Окрыленные успехом, разработчики успели протолкнуть консоль на канадский рынок, предвкушая триумфальное шествие по просторам Соединенных Штатов Америки, однако на новые персональные компьютеры спрос был так себе. Несмотря на хорошие продажи игровой приставки, прибыль оказалась критически низкой. Commodore объявляется банкротом в 1994 году, не заботясь более о судьбе компьютеров Amiga.

Эпилог

После того, как стало известно о банкротстве Commodore, компьютеры Amiga исчезли с прилавков. Основной ошибкой, приведшей к краху, стал неверный маркетинг. ПК продавались как обычные игровые компы в магазинах игрушек. Как только случился кризис на рынке видеоигр, Commodore попыталась сменить имидж, но осталась производителем не профессиональных, а игровых машин. Так бесславно закончили свой век модели линейки Amiga, способные некогда потеснить ныне именитых конкурентов...



В цифровом мире компьютеры из серии Amiga известны больше других. Но на пике славы они находились совсем недолго. Что же с ними произошло?

В 1985 году компания Commodore International вывела на рынок первую модель своего компьютера - Amiga 1000 . Она была мощнее конкурентных и обладала многозадачным режимом работы.

Впечатляющими на тот момент времени были и ее графические и звуковые возможности. А операционная система AmigaOS 1.0 предлагала привычный современному пользователю оконный интерфейс. Но для домашнего использования устройство было слишком дорогим - его цена составляла $2000 , поэтому продажи данной модели были невелики.

Два года спустя компания Commodore представила общественности новый компьютер Amiga 500 , который был нацелен на домашнее использование и стоил гораздо дешевле. Модель Amiga 500 стала самой продаваемой и довольно быстро обросла огромным количеством поклонников, заработав статус культовой машины.

Amiga 500

Начало производства: 1987 год

Конец производства: 1991 год

Оперативная память: 512 кбайт

Процессор: Motorola 68000 @ 7 МГц

Цена: $2000

Во многом этому поспособствовали компьютерные игры, такие как Defender of the Crown, Speedball 2, Turrican II и другие. Всего для Amiga было выпущено свыше 3000 игр .

А в начале девяностых появился новый тренд: так как копировать игры в то время было проблематично, то весьма активно процветал обмен ими. А с учетом того, что требования таких продуктов к производительности понемногу росли, это была отличная почва для дальнейшего развития Amiga.

Но повторить успех Amiga 500 компания Commodore не смогла. Прямые наследники «пятисотки» - модели 500+ и 600 - не предлагали никаких новых технических разработок, которые оправдали бы выход обновленных компьютеров.

Довольно много популярных игр отказывались работать на новых моделях Amiga, поэтому пользователи попросту возвращали их в магазины. Неправильная маркетинговая политика тоже сыграла большую роль в уходе Amiga с рынка.

Поэтому даже выпуск офисных машин Amiga 1200 и 4000 с инновационными функциями, которые должны были помочь компании Commodore сохранить устойчивость на рынке персональных компьютеров, не позволил выдержать конкуренцию с другими производителями.

Единственный хит

Компания Commodore так и не сумела развить успех модели Amiga 500

Возникшие в 1994 году финансовые трудности привели Commodore к банкротству. Впоследствии все права на производство Amiga прошли через несколько компаний, но возвращение культового компьютера так и не состоялось.

Шкала времени


2015 Эмуляторы

Пользователи, которые испытывают ностальгию по ретро-играм и интерфейсу Amiga OS, могут скачать эмулятор для ПК и смартфонов


Компьютер на базе Linux с процессором Core i7 (Sandy Bridge), 16 Гбайт памяти и GeForce GT430 - последний признак жизни Amiga


1994 Банкротство Commodore

Компания Commodore объявила о своем банкротстве. Выпуск компьютеров Amiga прекращен

1992 Amiga 4000 и 1200

Профессиональные решения с 32-битным процессором и уникальными функциями.

Модель А1200 - более дешевая версия А4000


Офисный компьютер, очень походивший на Amiga 500. В отличие от последнего, данная модель имела внешнюю клавиатуру.

Фото: компании-производители

"Иллюстрированный компьютерный словарь для чайников" (1995 год).
Определение:
"Amiga ": наиболее технологически продвинутый персональный компьютер, с которым сегодня мало кто хочет иметь дело. Используйте в предложениях: "Я хотел купить Amiga из-за её низкой цены и невероятной цветной графики, но все пользуются IBM PC и Macintosh. Поэтому, чтобы иметь совместимость с остальным миром, я заплатил в три раза больше за Macintosh и получил лишь половину графических возможностей Amiga."

Зарождение идеи

История компьютера Amiga началась в далёком 1979 году, когда компания ATARI Corporation выпустила ATARI 400 и 800. Эти модели были первыми домашними компьютерами, в которых за обработку графики и звука отвечали специальные чипы, разработанные инженером Джеем Майнером (Jay Miner).


Джей Майнер с псом Митчи возле компьютера своей мечты

Судьба творца - создавать что-нибудь новое, причём, иногда, без оглядки на свои предыдущие труды, поэтому Майнер, сразу после выпуска ATARI 400 и 800, предложил компании разработать абсолютно новый домашний компьютер на самом производительном в то время микропроцессоре Motorola 68000. Но у ATARI нашлось множество причин, чтобы отказать своему сотруднику. Главной из них была финансовая: компания потратила большую сумму денег на ATARI 400 и 800, и только-только выпустила их на рынок, поэтому разработка и выпуск новой модели компьютера казалась компании вещью неразумной. В конце концов, ATARI довольно успешно занимала нишу 8-битных систем, и считала, что время 16-битных домашних компьютеров ещё не пришло. Позднее это ошибочное мнение привело к спаду всей игровой индустрии и началу длинного списка неудач ATARI, после чего руководство признало, что их мнение было ошибочным.

Творца, как известно, трудно остановить. Поэтому, не особо расстроившись, Майнер покинул ATARI и устроился работать в компанию Zymos, занявшись разработкой микросхем под индивидуального заказчика. В своих действиях он был не одинок. Группа сотрудников ATARI, среди которых был Лерри Кеплен (Larry Caplan), один из ведущих программистов для компьютера ATARI 2600, подала прошение о повышении зарплаты, и, получив отказ, решила уйти и попытать счастья в собственном бизнесе. Ими 25 апреля 1980 года была организована компания Activision, ставшая к концу 90-х годов одним из крупнейших игровых "гигантов".

В начале 1980 года Лерри Кеплен позвонил Джею Майнеру и предложил основать собственную игровую компанию, на что тот с радостью согласился, ведь только так у Майнера "развязывались руки" и он мог творить, не обременённый приказами свыше.

На пост исполнительного директора Hi-Torro, именно так была названа новая компания, выбравшая в качестве базы город Санта Клара (США), был избран Дейв Морс (Dave Morse), работавший до того времени в компании Tonka Toys.

Джею Майнеру удалось привлечь инвесторов, вложивших в создание игровой системы 7 миллионов долларов. И хотя средства на разработку у Hi-Torro имелись, ей не хватало одной немаловажной детали - хорошо известного бренда на рынке игровых продуктов.

Выход из положения был найден довольно быстро. В компании были созданы два отдела: первый занимался, собственно, разработкой игровой системы, а второй - созданием периферийных устройств и небольших игр для различных компьютерных платформ.

Первым отделом были разработаны два джойстика: Amiga Power Stick и Amiga Joyboard.



Оригинальный Amiga Power Stick (сверху) и его модификация (внизу)

Внешне довольно стандартный Amiga Power Stick являлся, в своё время, одним из наиболее удобных джойстиков, вследствие чего почитался многими владельцами игровых систем ATARI 2600, Texas Instruments TI-99/4a, и ColecoVision. Модификация джойстика была оснащена цифровой панелью с 12 клавишами и двумя двухпозиционными переключателями.


Виртуальная доска Amiga Joyboard

Что касается Amiga Joyboard, его внешний вид был более нестандартным. Одно лишь предназначение джойстика, служить заменителем доски для симулятора серфинга, говорит о многом. Amiga Joyboard, помимо внешнего вида, запомнился ещё кое-чем. Игра "Дзен медитация" ("Zen Meditation"), созданная программистами Amiga Inc. для собственных нужд, позже стала прототипом содержимого сообщения диалогового окна, возникающего при сбое в работе программного обеспечения.


Знаменитое сообщение "Гуру медитирует", возникавшее во время сбоя в программе

В то время как первая команда разработчиков "создавала" бренд своей компании, вторая группа, под руководством Джея Майнера, усиленно воплощала в жизнь его мечту.

"Лоррейн"

Задача, стоявшая перед двадцатью сотрудниками второй группы, заключалась в создании игровой системы с передовыми для того времени графикой и звуком. В отличие от ATARI, занимавшейся разработкой компьютеров и игровых консолей, а также созданием игр к ним самостоятельно, Hi-Torro разрабатывала лишь "железо", тогда как другие компании, Activision и Imagic, например, должны были "заведовать" игровыми продуктами.

Работа над проектом "Lorraine" (названным в честь жены Дейва Морса) была начата в 1980 году. Изначально Лоррейн должна была представлять собой систему, предназначенную исключительно для игр. Такой концепт был необходим лишь для удовлетворения интересов инвесторов, воспринимавших Hi-Torro лишь как компанию-конкурента ATARI.

Но, впоследствии, между инженерами внутри компании разгорелись нешуточные споры по поводу рыночной ориентации разрабатывающегося проекта, вследствие чего было решено создать игровую систему, которая, в случае необходимости, могла быть превращена в полноценный компьютер.






Ранние концепт-арты внешнего вида "Lorraine"

Год 1982-й. Hi-Torro пришлось изменить своё имя, так как к ней, с угрозой судебного разбирательства, обратились юристы японской компании Torro, занимавшейся производством газонокосилок. В результате бывшая Hi-Torro получила название Amiga Incorporated. Примерно в то же время проект "Lorraine" начали называть просто "Amiga" (от испанского "Amiga" - "подружка").

Существует гипотеза, что название "Amiga" было дано компании и компьютеру для того, чтобы они стояли в алфавитном списке компьютерной продукции выше компаний Apple и ATARI. Такой шаг, кстати,в 1976 году предприняла и Apple, выбирая себе название.

Сергей Зуев

История компьютеров «Амига»

Часть вторая: 1995-2006

После смерти Джея Майнера и банкротства компании будущее Amiga оказалось под вопросом.

В поисках хозяина

В начале 1995 года имущество компании стали распродавать, на права обладания популярными торговыми марками претендовали такие гиганты, как Commodore UK, IBM, Dell, Escom, CEI и Samsung. Тендер был выигран немецким гигантом по производству IBM PC-совместимых компьютеров Escom. Новая компания сразу разделила два бренда: Commodore стали продавать обычную периферию к PC (мыши, клавиатуры, колонки и прочее), а подразделение Amiga Technologies – заниматься разработкой Amiga.

Escom сразу объявила, что Amiga не умерла, и наладила новое производство Amiga 1200 и Amiga 4000T. С последними произошла заминка, в продажу они поступили только в феврале следующего года, что подмочило репутацию компании. Для новых машин даже слегка переписали существующую AmigaOS 3.0, дав ей номер версии 3.1. У поступивших в продажу А1200 оказался не «родной» дисковод. Escom устанавливала слегка модифицированные дисководы от IBM PC, из-за чего перестали работать программы, использующие нестандартные загрузчики, напрямую управлявшие контроллером дисковода. Однако этот просчет так и не был устранен.

В 1996 году президентом Amiga Tech. стал староый поклонник Amiga Петро Тищенко. Он объявил о начале разработок новых моделей – Amiga Walker и Power Amiga. Walker, названный в честь самой первой игры для Amiga Mind Walker, имел весьма оригинальный дизайн, похожий на пылесос или на шлем Дарта Вейдера. Внутри он имел процессор MC68030, 2 Мб Chip-памяти, чипсет AGA и мог расширяться через слоты Zorro-3 или, ставшей тогда популярной, шину PCI. Сторонние производители объявили о начале разработок Amiga-клонов. Например, известная в кругах Mac- и Amiga-пользователей компания Phase 5, производящая процессорные карты, видеокарты и прочую периферию, объявила о своем новом компьютере A/Box. Он должен был произвести новую мультимедийную революцию, как и сама Amiga 10 лет назад. Внутри планировалось устанавливать до четырех процессоров PowerPC 604 с тактовой частотой в 200 МГц (максимум – 500 МГц) и до 1 Гб памяти с транфером в 1,6 Гб/с (не сравнимо выше, чем у популярной тогда EDO RAM – 57,3 Мб/с). Но самым главным в этом компьютере должен был стать чипсет. Phase 5 объявила, что весь чипсет будет заключен в одну 128-разрядную и работающую на частоте в 200 МГц микросхему под названием «Caipirinha». Планировалось убрать разделение памяти на две области, сделав единое адресное пространство, поддерживались разрешения до 1600 x 1200 точек на 24 бита с транфером между модулями в 3200 Мб/с. Ко всему прочему обещалась аппаратная MPEG-поддержка, Genlock-совместимый выход, два раздельных видеовхода, аппаратные окна, продвинутый Blitter и DSP-RISC процессор для 3D-графики и видеокомпрессии.

В июле Escom внезапно объявила о продаже своего имущества компании VISCorp, в связи с финансовыми проблемами. Последняя сразу остановила проект Walker и начала выпуск комплектов Amiga Magic, которые представляли собой обычную A1200 с модемом и 100 часами в IBM.net. Однако финансовое положение VISCorp изначально было шатким, поэтому в декабре бренд Amiga был продан очередной фирме Quickpak. Последняя наладила выпуск A4000T с процессорами MC68060 и объявила о своих планах о переносе AmigaOS на процессоры DEC Alpha. Однако и этой фирме не повезло с Amiga, и бренд отошел в руки корпорации Gateway 2000, которая была дружественной с фирмой Microsoft. Подразделение, занимающееся Amiga, переименовали в Amiga International.

Amiga International

Phase 5 провела демонстрацию новых процессорных карт для существующего парка A1200 и A4000 – это были двухпроцессорные карты с MC68040(60) и PowerPC 603e/604e. Помимо этого фирма объявила о том, что работы над A/Box не прекращаются и, если бренд Amiga будет заброшен, то их новые системы с успехом займут нишу Amiga как компьютеры с такой же идеологией. В этом году были представлены видеокарты на базе чипсета Cirrus Logic от той же Phase 5 – CyberVision 64 и от Village Tronic – Picasso IV.

К 1996-97 годам компьютеры Amgia окончательно утратили свои ранее прочные позиции на рынке компьютерных развлечений, но несмотря на это, в этот период произошел бурный рост новых игр. Появились два неофициальных релиза Quake и Myst, которые работали практически как слайд-шоу (3-4 fps), но к концу года фирма ClickBoom официально выпустила оптимизированные версии этих игр.

Подразделение Gateway 2000, занимающееся Amiga, под руководством того же Тищенко в 1997 году объявило о разработке новой операционной системы AmigaOS 3.5. Amiga International объявила, что больше не будет выпускать аппаратное обеспечение, оставив эту прерогативу сторонним фирмам наподобие Phase 5 или PIOS. На рынке сразу появилось несколько Amiga-совместимых машин от Draco, Access, Eagle и прочих производителей. В сентябре 1997 года Gateway объявил о создании нового подразделения Amiga Inc., которое должно было заниматься будущим Amiga. К концу года Phase 5 наконец выпустила свои новые процессорные карты, а некоторые сторонние фирмы (DCE, Micronik) объявили о создании Amiga-совместимых компьютеров нового поколения. Маленькая фирма BlitterSoft анонсировала новый клон BoXeR, который должен был иметь улучшенный AGA-чипсет, выполненный в FPGA и 680x0процессор.

Начало 1998 года было украшено новыми анонсами: Phase 5 выпустила графические адаптеры на базе чипсета Permedia 2 для своих новых процессорных карт, также был объявлен альянс между Phase 5, Blitter Soft и Index Information Ltd. о разработке PowerPC-расширения для BoXeR. 10 марта Phase 5 лицензировала AmigaOS и пообещала, что будет использовать ее на своих новых системах Pre/Box. Поскольку освоить разработку и производство такого сложного комплексного продукта, как A/Box, было достаточно сложно, то решено было для начала выпустить упрощенные системы Pre/Box. По планам они должны были содержать один процессор 680x0 и четыре PowerPC. Index объявила о разработке своего проекта Inside Out. Планировалось сделать PCI-карту для IBM PC, которая содержала бы AGA-чипсет и процессор 680LC60 на 75 МГц.

На программном рынке тоже творилось некоторое оживление: поскольку были открыты исходные коды Doom и Descent, то моментально появились их неофициальные версии для Amiga. Еще один знаменательный релиз – 3Dshooter Genetic Species. Netscape, проиграв в коммерческом соревновании браузеров Microsoft, открыла исходные коды своего браузера, чем вызвала немалый ажиотаж в сообществе пользователей Amiga. Фирмой DiscreetFX была объявлена небольшая награда тому, кто первым портирует NN для AmigaOS. Однако это был сложный комплексный продукт, и первые значительные шаги в портировании уже Mozilla и FireFox осуществляются только в наши дни. Награда же за портирование выросла уже до почти 10 тысяч долларов.

То время было бумом дот-комов и машинно-независимых языков. В середине года было объявлено, что помимо рынка настольных систем, бренд Amiga будет распространяться на рынке встраиваемых и мобильных систем. Для этого начали разработку Java-подобной виртуальной машины AmigaDE. Для настольных компьютеров предлагалось выпустить к 2000 году новую ОС версии 4.0. В качестве ее основы планировалось взять ядро от Linux или от BeOS, но в итоге остановились на варианте QNX. Это было очень быстрое и компактное ядро, которое умещалось в кеш процессора. С процессором новых систем тоже творилась неразбериха. Сначала было объявлено об использовании семейства x86 от Intel, однако большая часть сообщества опротестовала переход на «вражеские» процессоры, и тогда сообщили, что основой будущих компьютеров могут равновероятно стать решения от многих фирм (MIPS, Motorola, Hitachi и пр.)

Следующий год начался со слияния немецкого и американского подразделений, получившийся конгломерат так и назвали – Amiga. На место Тищенко был поставлен Джим Коллас. Сразу было сделано заявление, что компания понимает стремление пользователей Amiga сохранить «дух Amiga» и все дальнейшие усилия компании будут направлены только на это. У Amiga появился новый значимый партнер – Corel, который заявил, что их популярный продукт WordPerfect будет портирован на AmigaOS. Однако программисты Corel отказались работать с чем-либо, альтернативным Windows, за исключением Linux.

Для удобства компьютеры Amiga стали разделять на «классические» и новые системы. Для классики с процессорными картами с PowerPC вышел эмулятор PowerMacintosh – iFusion, превращавший Amiga в iMac. BoXeR продемонстрировал свои новые наработки в области создания Amiga-клона, однако, к сожалению, к концу года проект был свернут. В апреле были анонсированы первые игры для PowerPC и вскоре вышел порт игры с PlayStation WipeOut 2097, а Hyperion выпустила 3Dshooter Shogo. На периферийном рынке анонсировали первые контроллеры USB для шины Zorro, которые впоследствии были отменены, но положили начало новым разработкам в этой области.

В середине года руководство компании подписало соглашение о совместной разработке AmigaDE вместе с Microsoft. QNX разорвала с Amiga всяческие отношения и подписала договор с Phase 5 об использовании своей ОС на новых компьютерах. Phase 5 в свою очередь прекратила разработку проекта Pre/Box и объявила о создании новой, не менее впечатляющей, четырехпроцессорной системы AmiRage K2. Последовал анонс еще двух клонов – Amiga MCC (Multimedia Convergence Computer) от Gateway 2000 и компьютер от неизвестной никому Iwin Corporation. Последняя обещала сделать настоящий клон Amiga с процессором 68060 или PowerPC 604e, 8 Мб Chip-памяти, 3D-ускорителем, 16-разрядным звуком, поддержкой USB и пр., однако после анонса об этой компании больше никто ничего не слышал. К концу года проект Amiga MCC был отменен, и сразу же после этого Microsoft объявила о начале разработки X-Box, что сразу возбудило волну слухов о родственности этих двух проектов.

Возрождение

Поскольку со временем все яснее становилось, что компании Gateway от Amiga нужен только хорошо раскрученный бренд, то в начале 2000 года Tao Group и Amino Development выкупили Amiga. Amino сразу объявила себя новым владельцем Amiga и даже переименовала себя в Amiga Inc.

26 января 2000 года объявила о своем банкротстве фирма Phase 5, разработчик периферии для Mac и Amiga с 12-летним стажем. Это событие окончательно похоронило все надежды сообщества на A/Box, Pre/Box и последние их разработки – компьютер Amirage и процессорные карты на базе PowerPC G3/G4. Права на производство существующих товаров от Phase 5 перекупил известный немецкий завод электронной техники – DCE. На конвейер попали все топовые процессорные карты от Phase 5 и периферия к ним: для A1200 – Blizzard 1240 (процессор 68040), Blizzard 1260 (68060), Blizzard PPC (040/060 + PowerPC 603e); для A3/4000 – Cyberstorm PPC (040/060 + PowerPC 604e); видеокарты BlizzardVisionPPC и CyberVisionPPC. DCE обещала продолжить незаконченные разработки от Phase 5 (например процессорную карту с PowerPC для A2000), однако в последующие годы никаких новых товаров она не выпустила.

Новая Amiga Inc. разделилась на три части:

  • Консульный Совет Amiga – группа Amiga-разработчиков, журналистов, пользовательских групп, и дилеров, которые были отобраны Gateway-Amiga Inc в 1999 году. Amiga Inc. привлекла этих людей, чтобы оценить собственное положение на рынке, используя мнение различных частей сообщества пользователей Amiga.
  • Дилерская сеть Amiga – канал для Amiga-дистрибуторов и дилеров, связывающий их с головной компанией.
  • Сеть поддержки разработчиков Amiga – создана для поддержки (документация, багфиксы и пр.) разработчиков.

2000 год был насыщенным с точки зрения анонса новых продуктов. Бывший состав Phase 5 решил продолжить работу на родном поприще и объявил о создании новой операционной системы – MorphOS. Внутри новая ОС очень походила на классическую AmigaOS, однако коренным ее отличием было то, что MorphOS изначально писалась под процессоры PowerPC. Поскольку слухи о создании новой ОС ходили уже с 1996 года, сообщество весьма негативно отнеслось к этой новости – за последние годы слишком много чего анонсировалось и тут же уходило в небытие. Чтобы разбить эти сомнения, для публичного теста была выпущена очень сырая beta, которая тем не менее работала и даже могла запускать некоторые программы.

Несмотря на отмену дальнейшей разработки BoXeR, на рынке аппаратного обеспечения для Amiga в этом году царил бум новых товаров. Известный наряду с Phase 5 в прошлом производитель периферии Apollo выпустил платы со слотами расширения Zorro4 для переставленных в tower А1200. Zorro-4 – это некий компромиссный вариант между Zorro-2 и Zorro3: шина имеет 24-битную адресацию, как в первом случае, и 32-битную шину данных, как во втором. Польская фирма Elbox начала продавать комплекты Mediator. Эти платы также предназначались для А1200 и предоставляли возможность использовать широко распространенную PCI-периферию вместо дорогих аналогов Zorro (для сравнения – сетевая карта под Zorro стоит 85 $, когда для PCI можно найти аналогичную по параметрам за 5-10 $). Сразу после выхода Mediator, английская компания Eyetech анонсировала их новую разработку – шинный мост + процессорная карта Predator. По обещаниям должна была получиться плата с PCI- и AGPслотами и процессором PowerPC G3, которую также планировалось использовать в tower-версиях A1200.

Известный производитель процессорных карт для PowerMacintosh MetaBox анонсировала новую карту для A1200 на базе процессора PowerPC G3, к сожалению, из-за внутренних проблем эта фирма скоро обанкротилась, оставив после себя только прототип.

Amiga Inc. выпустила на рынок новую ОС AmigaDE и SDK под нее. Для будущих систем, на которых планировалась работа этой ОС, опубликовали спецификацию Zico с системными требованиями. Как было сказано ранее, AmigaDE – это аналог Java, платформонезависимая ОС, которую планировалось использовать в самом широком спектре устройств – от настольных компьютеров до встраиваемой и мобильной техники. Для классических компьютеров совсем неожиданно начала продаваться AmigaOS 3.9. Если OS 3.5 была лишь набором патчей для старых ОС, то OS 3.9 поставлялась с поддержкой PowerPC и набором очень полезных утилит.

Современность

В 2001 году Amiga Inc. анонсировала разработку AmigaOS 4. Это было именно то, чего долгие годы ожидало сообщество. За основу новой ОС взяли исходный код OS 3.x и начали переписывать его под современные требования. Большая часть старой AmigaOS была написана на С, однако были и рудименты в виде кусков на языке BCPL, предшественнике С, и машииннозависимых частей, написанных на ассемблере процессоров 680x0 и под чипсет. Команда разработчиков, занимающаяся новым проектом, обязалась переписать ОС под PowerPC и исключительно на С. Для демонстрации возможностей новой ОС в последующие годы была проведена серия туров по многим странам. Сначала срок выхода планировался на конец 2001 года, затем его отодвинули на 2002 год. С тех пор были выпущены три официальные бета-версии (см. рис. 1), однако дата конечного релиза до сих пор не определена. Единственное, что говорят разработчики – «when it’s done».

Eyetech пересмотрела свои планы по разработке шинного моста к A1200 и выпустила новый компьютер на PowerPC под названием AmigaOne. Позже было выпущено еще несколько моделей этого компьютера, отличавшихся процессорами и форматом плат. Последняя разработка, Micro AmigaOne, представляет собой материнскую плату micro-ITX формата (см. рис. 2). Первые модели поставлялись с дистрибутивом Linux, с возможностью получения бесплатно OS 4, когда она появится в продаже. Позже все владельцы купленных AmigaOne получили по почте все три вышедшие беты, а покупатели новых компьютеров получали их сразу вместе с компьютером. В последнее время (вторая половина 2005 года) Eyetech приостановила производство своих компьютеров, и пока неизвестно, когда она продолжится.

Как OS4-совместимыми было заявлено еще несколько проектов. За период 2001-2005 гг. Elbox выпустила несколько различных версий своих Mediator, в том числе и Mediator 4000 Di, который заменял стандартную Riser Card в Amiga 4000 на новую со слотами PCI. В 2002 году на выставках, посвященных Amiga, была продемонстрирована новая процессорная карта под Mediator с интерфейсом PCI – SharkPPC. Планировалось, что на ней будут устанавливаться процессоры PowerPC G3/G4 с диапазоном тактовых частот в 400-533 МГц. На деле эта карта являет собой слегка переделанную процессорную карту для PowerMac 7200 от Sonnet. Сроки выхода данного продукта объявлялись на день выхода AmigaOS 4. Так как последняя еще не вышла, то сообщество до сих пор ждет этой карты.

В декабре 2004 года известный в своих кругах разработчик аппаратного обеспечения Адам Ковальчик объявил о разработке им процессорной карты для A1200 на базе процессора Freescale 8245 (аналог PowerPC 603e) с тактовой частотой в 400 МГц. На карте планировалось размещать графический контроллер ATI Mobility Radeon, слоты под SODIMM-память, USB и скоростной IDE-контроллер. Помимо всего прочего обещалось очень низкое тепловыделение и прошитый в ПЗУ JIT-компилятор для эмуляции на лету старого семейства процессоров 680x0. То есть новый процессор начинал работать сразу после включения, и можно было бы использовать AmigaOS 3.x, не устанавливая OS 4. После этого анонса последовал год молчания, и вот недавно, в ноябре 2005 года, бельгийский новостной сайт Safir.se смог взять у Адама интервью, в котором сообщается, что работа над процессорной картой кипит и за год слегка поменялись характеристики. Вместо Freescale 8245 планируется устанавливать новый Freescale 5200 с тепловыделением в 1 Вт и с тактовыми частотами в 400466 МГц, слоты под память заменены на распаянные прямо на плате 512 Мб Fast-памяти, а чип от ATI заменился на ноутбучный разъем MiniPCI для видеокарт. Сроки выхода обозначены на момент выхода OS 4. Одно радует – разработчики AmigaOS 4 сообщают, что процесс конечной отладки кода входит в завершающую стадию.

Однако не только OS 4 осталась на рынке операционных систем для Amiga. Помимо классических для всех платформ Linux и BSD, свое развитие получила MorphOS (см. рис. 3).

После развала Phase 5 образовалась новая фирма – bPlan, которая продолжила свою работу на поприще аппаратного обеспечения для Amiga. В 2000 году bPlan опубликовала спецификации их нового компьютера Pegasos, а к февралю следующего года уже выпустила рабочие прототипы своих машин. В качестве центрального процессора использовался PowerPC G3 400 МГц, а в качестве ОС – SuSE Linux 7.0 и MorphOS. MorphOS, как и AmigaOS 4, представляет собой новую операционную систему, которая является клоном OS 3, переписанным полностью под PowerPC.

За прошедшее время Pegasos и MorphOS достаточно сильно развились. Процессор обновили до DualG4 на 1 ГГц, вышло уже две версии Pegasos (см. рис. 4). Под MorphOS разрабатывается и переносится с других платформ разнообразное программное обеспечение. В будущем обещаются новые компьютеры на базе PowerPC Cell, а также суб-ноутбук на базе Freescale 5200.

Но и классическое «железо» не забрасывается. В последние годы Freescale выпустила новых представителей семейства процессоров 680x0 – Motorola Coldfire. Этот процессор также имеет много интегрированных контроллеров, и вот, 17 декабря 2004 года Elbox анонсировала новую процессорную карту Dragon. Конструктивно – это тот же Mediator с AGP, только в один из его слотов вставляется PCI-плата с новым процессором с частотой 266 МГц.

За последние годы для классических Amiga было разработано и выпущено много различной периферии. Немецкая фирма Individual Computers выпускает звуковые карты, контроллеры высокоскоростных (>115200 бод) последовательных портов и многое другое для A1200, E3B выпустила контроллеры USB, появилась в продаже Zorro-сетевая карта Ariadne 2 с возможностью подключения различных модулей.

Среди сообщества за это время назрела проблема новых компьютеров. Классические компьютеры Amiga, как и любая вещь, имеют свой ресурс, и, несмотря на то, что Escom в свое время произвела столько А1200, что до сих пор можно без проблем за рубежом купить новый (никогда не распечатавшийся) компьютер, когда-нибудь и они закончатся. Само сообщество раскололось на несколько частей: приверженцы новых PowerPCплатформ, приверженцы классики и те, кто использует эмулятор WinUAE. Последний, несмотря на не очень хорошую эмуляцию чипсета (проблемы с мерцанием частей изображения, проблема с VBlank, которую невозможно устранить в принципе и пр.), хорошо эмулирует основной процессор 680x0 на скоростях в 5-10 раз больших, чем у флагмана этой серии 68060. WinUAE также может использовать как видеокарту графический контроллер вашего PC, что значительно упрощает использование AmigaOS. Давно зрела идея (BoXeR, IWin) о переносе чипсета от Amiga в современные ПЛМ. И вот совсем недавно, в декабре 2005 года, было объявлено о том, что работа в этом направлении ведется норвежским энтузиастом Деннисом ван Веереном. По его сообщениям, в FPGA перенесено уже около 60% чипсета OCS, а чтобы сообщество, привыкшее к обманам за последнее время, не посчитало его лжецом, в Интернет были выложены фотографии, демонстрирующие работу и (наверное, самое главное) ошибки в работе эмулируемого чипсета.

Надо признать, что несмотря на все трудности, выпавшие на ее долю, Amiga живет и до сих пор пользуется популярностью у немалой части пользователей ПК.