Легендарный компьютер ZX Spectrum обретёт новую жизнь. История компьютера ZX Spectrum Компьютер синклер игры

Компьютер поступил в продажу 23 апреля 1982 года и имел стоимость £125 для варианта с 16 КБ ОЗУ и £175 для варианта с 48 КБ. Впоследствии цена была снижена до £99 и £129 соответственно.

Главным достоинством и достижением компьютера являлась его низкая стоимость. Однако, она была достигнута за счёт экономии на всех составляющих и снижения технических характеристик по сравнению с другими домашними компьютерами того времени.

Аппаратная часть компьютера разработал Ричард Альтвассер (Richard Altwasser). Встроенное ПО (интерпретатор BASIC в ПЗУ) разрабатывался фирмой Nine Tiles , непосредственно Стивеном Виккерсом (Steven Vickers). Дизайн внешнего вида компьютера выполнен Риком Дикинсоном (Rick Dickinson). В комплект компьютера входила кассета с ПО фирмы Psion (на кассете имелась Arkanoid -подобная игра, написанная на BASIC).

Среди пользователей распространена уменьшительная форма названия компьютера - Speccy , применяемая для всех компьютеров линейки ZX Spectrum. Впервые это название было использовано в журнале Your Sinclair ? На русском языке этот вариант названия произносится как спекки , однако некоторое распространение имеет ошибочное произношение спейси . Оригинальный источник, распространивший подобное произношение, неизвестен.

В 1990-х годах в России компьютеры, совместимые с ZX Spectrum, часто называли синклерами (по названию производителя). Такой вариант названия некорректен, так как ZX Spectrum не является единственным компьютером, выпущенным компанией Sinclair Research.

Также в отечественной литературе часто встречается неправильное написание полного названия - ZX-Spectrum . В оригинальной литературе и надписи на корпусе компьютера дефис отсутствует.

Характеристики

  • Процессор: Zilog Z80A на частоте 3.5 МГц
  • ОЗУ : 16 КБ в минимальной конфигурации, 48 КБ в полноценной
  • Видео: единственный видеорежим - графический 256 x 192 точек, 8 цветов с двумя уровнями яркости
  • Клавиатура: резиновая 40-кнопочная для оригинальной модели, пластиковая 58-кнопочная для Spectrum+
  • Разъёмы:
    • Cистемный разъём
    • MIC - выход записи на магнитофон
    • EAR - вход чтения с магнитофона
    • Высокочастотный ТВ-выход (стандарт PAL)

Версии плат

Всего за время выпуска ZX Spectrum и ZX Spectrum+ выпускалось 6 версий плат.

Разница в цене между вариантами с 16 и 48 килобайтами памяти была меньше, чем стоимость любых комплектов для расширения памяти.


Сегодня, когда у каждого в кармане лежит телефон, по своим возможностям мало уступающим компьютеру, сложно представить, что в 80-е годы компьютером называлась 8-битная система с 48 килобайтами оперативной памяти и 3.5-мегагерцевым процессором. Для работы с ним требовался телевизор, но разрешение картинки составляло смешные по нынешним меркам даже для телефонов 256х192 пикселя. Тем не менее, это были очень захватывающие игры, где отсутствие зрелищной графики с лихвой компенсировалось воображением игроков. Размеры файлов с играми колебались от 6 до 40 килобайт, а программистам приходилось в буквальном смысле слова экономить каждый байт. Предлагаем всем, кто помнит те времена, вернуться к ним на минуту и отдать должное играм той, уже навсегда ушедшей, эпохи.

Игры тогда распространялись с помощью магнитофонных кассет, легальных способов купить игру в СССР просто не было. Для работы с компьютером был необходим телевизор и кассетный магнитофон. Конечно же, фирменных компьютеров ZX Spectrum в стране были единицы и только у тех, кто имел возможность купить их за границей. Все остальные покупали (или собирали сами - в зависимости от умений) компьютеры, собранные из аналогичной компонентной базы. По рукам ходили принципиальные схемы под названиями «Ленинград» или «Пентагон», созданные умельцами.

Отдельного слова стоит процесс освоения игр. Никаких локализаций поначалу не было вовсе. Документации к играм, разумеется, тоже. Все, начиная от жанра игры до управления, приходилось осваивать «методом тыка». К слову, большинство жанров игр именно тогда и создавались. Никаких мышей или тачпадов в те времена тоже не было. Для управления играми использовалась или клавиатура, или джойстик. Иногда очень достойная игра забрасывалась просто из-за того, что было невозможно понять что конкретно нужно делать по ее сценарию.

Elite

Открывает десятку легендарных игр, конечно же, Elite. Игра была придумана студентами Кэмбриджского университета Дэвидом Брэбеном и Яном Беллом в 1982 году, а в 1984 уже вышли ее первые версии. Портирование для ZX Spectrum произошло в 1985-м. По жанру это был космический симулятор с элементами экономической стратегии. В игре была полная свобода действий игрока в мире с 8 галактиками, в каждой из которых находилось по 256 звездных систем. В игре впервые была использована трехмерная каркасная графика. Это значит, что объекты были трехмерными, но изображались в виде прозрачных фигур-многоугольников. Игрок мог путешествовать между звездными системами, сражаясь с пиратами и перепродавая товары с выгодой для себя. Полученные ресурсы можно тратить на улучшение систем корабля: защиту, вооружение и различные приспособления, например, докинговый компьютер или устройство гипердрайва для путешествия между галактиками. Считается, что целью игры было достижения статуса Elite, к которому можно пройти начиная с Harmless и пройдя через Mostly Harmless, Poor, Average, Above Average, Competent, Dangerous, Deadly. При этом в игре было ветвление, в зависимости от поведения игрока: если он начинал грабить встречных торговцев, к нему менялось отношение в звездных системах и, соответственно, менялся его статус. Управление подразумевало полностью трехмерный мир, поэтому было довольно сложным. Оценить перелет от одной орбитальной станции к другой, вы сможете по этому видео:

SimCity

В это сложно поверить, но известнейший симулятор городского управления SimCity существовал и для ZX Spectrum, где появился в 1989 году. Карта была очень маленькой, из всех городских коммуникаций были доступны только дороги и линии электропередач, но в игре даже были элементы аналитики с уровнями преступности, загрязнений окружающей среды и так далее. Рельеф отсутствовал как класс - вся карта представляла собой гладкую, как стол, поверхность, на которой усложняли жизнь пользователю лишь озера. Но в это можно было играть и получать огромное удовольствие от экономических успехов!

Nether Earth

Возможно, вы удивитесь, но Nether Earth является стратегией в режиме реального времени. Она появилась в 1987 году за 5 лет до Dune II, считающейся родоначальницей жанра. Сюжет игры прост - на Земле высаживается десант расы роботов инсигнианцев, которые создают свои базы и заводы по производству компонентов для роботов. Игроку дается оригинальный инструмент - неуязвимый, но невооруженный летающий модуль, с помощью которого и управляется игра. Можно создавать новых роботов и управлять ими вручную. Захват баз или заводов может выполняться только роботами. Им можно дать задание для автономных действий, связанное с патрулированием, военными действиями или захватом заводов и баз. В игре есть тактические ядерные заряды, способные уничтожать базы и заводы. Из-за отсутвия игрового баланса и очень маленькой карты (4 базы с комплектами заводов) выигрышная стратегия просчитывается довольно быстро и заключается в марш-броске с максимально вооруженным роботом. Выглядит это так:

Barbarian

Во что рубилось все прогрессивное человечество до выхода Mortal Kombat в 1992 году? Правильный ответ - в игры типа Barbarian образца 1987 года. В нее можно было играть как одному (с компьютерным персонажем), так и вдвоем (желательно с джойстиками). Битва шла на трех уровнях: голова, грудь, ноги. Можно было использовать подкаты, блоки и удары ногой. Фирменным был удар с разворота, в котором можно было при удачном стечении обстоятельств, закончить бой одним ударом, сносящим противнику голову. В этом случае карлик, оттаскивавший в финале битвы тело, еще и смешно пинал ногами упавшую голову.

Renegade

Классическая игра в жанре Street Fighting для ZX Spectrum, вышла в 1987 году. Можно играть одному и в паре. Как гласит Wikipedia, эта игра ввела основные законы жанра beat "em up: 4-хстороннее движение, система «рука-нога-захват-прыжок», разная степень выносливости противников. В игре есть возможность добивания лежачего противника.

Commando

Не обошлось на ZX Spectrum и без тактического симулятора. Во времена, когда еще не было всяких Counter Strike, Metal Gear Solid и Call of Duty, мы играли в Commando. Уже тогда было понятно, что ключ к победе - это маневр и огневая поддержка. Поэтому персонаж должен был непрерывно двигаться и стрелять, обильно засыпая все гранатами. Динамика в игре очень высокая даже на первых уровнях, заминка в 1-2 секунды приводит в неминуемой гибели персонажа. Убедитесь сами:

Combat Lynx

Наверное, список легендарных игр для ZX Spectrum был бы неполным без игры Combat Lynx, представляющий яркий пример того насколько сложными по сценарию и выполняемым функциям могли быть такие игры. Даже не знаю каким чудом мы с друзьями смогли освоить ее безо всякой документации. Речь идет об управлении боевым вертолетом, который способен нести добрый десяток видов вооружения, включая устанавливаемые мины. Подвозить к базам подкрепление и эвакуировать раненых. Игра имела трехмерный рельеф, что усложняло не только пилотирование вертолета (можно легко вляпаться в холм), но и стрельбу по наземным целям. Прицеливание выполнялось по крестику прицела, спроецированного на поверхность, которая также менялась в зависимости от рельефа. И если на начальных уровнях все было относительно легко, то дальше поддерживать 4 базы, доставляя туда новых бойцов и расстреливая снующие там и тут танки, становится все сложнее. Видео игры под ZX Spectrum не нашел, это видео игры для компьютеров Amstrad. Здесь несколько отличается игровая графика, она чуть зрелищнее, но игровой процесс выглядит точно так же.

Saboteur

Даже не знаю что больше повлияло на популярность этой игры - сложность задачи для диверсанта или то, что лазутчиком создатель игры Клайв Таунсенд выбрал воина-ниндзя. В 80-е годы прошлого века мир переживал очередной всплеск интереса к японским диверсантам, затянутым во все черное и лихо метавшим сюрикены. Итак, задача игрока в Saboteur - проникнуть на территорию охраняемого объекта, украсть дискету с данными, заложить бомбу и успеть эвакуироваться на вертолете. И все это за ограниченный промежуток времени. Насколько «легкой» является эта задача можете увидеть в 30-минутном ролике прохождения на самом высоком уровне сложности.

Robocop

Фильм «Робокоп» был одним из самых ярких фантастических кинокартин 80х годов, поэтому игра с этим персонажем была заведомо обречена на успех. Помнится, мы находили ее графику очень эффектной, анимацию персонажа очень близкой к тому, что было увидено в фильме, а дополнительную сложность придавало то, что патроны имели склонность заканчиваться и их стоило беречь. Внутри игры был пазл-задание с фотороботом, что также вносило разнообразие в обычный street fighting. Все-таки как мало нам нужно было в те годы для счастья...

Lode Runner

В заключении хотелось бы вспомнить что-нибудь крайне простое и увлекательное. И в голову в первую очередь приходит игра Lode Runner. В эпоху аркадных игр вроде Pacman, Arkanoid или Space Invaders, именно эта игра выглядела легкой и сложной одновременно. И играть в нее можно было часами в отличие от половины игр этого списка. Можете в этом убедиться, просмотрев полностью видео ниже:

Развитие компьютерного рынка в 70-х годах находилось в начальной стадии. Индустрия была еще далека от того, чтобы сделать этот продукт массовым. Поэтому в своем большинстве компьютеры представляли собой сложные устройства, предназначенные для выполнения каких-либо масштабных задач. Но к концу десятилетия люди задались вопросом: «А почему бы не использовать эти машины в качестве инструмента для развлечений?» Их голоса были услышаны, и некоторые производители занялись выпуском специальных наборов для самостоятельной сборки игровой системы. Однако минусы такого подхода значительно перевешивали его немногочисленные плюсы. Во-первых, такие наборы было очень сложно найти в продаже. Во-вторых, даже если это и удавалось, то их стоимость находилась за гранью разумного. За те деньги, которые просили за набор, вполне реально было приобрести неплохой поддержанный автомобиль. Ну и в-третьих, для таких наборов существовало откровенно мало программного обеспечения. Зачем пользователю тратить несколько тысяч долларов на компьютер, для которого нет ни одного крутого приложения? Словом, для развития идеи создания устройства для отдыха и развлечений нужен был другой подход. Один из них предложила британская компания Sinclair Research, возглавляемая Клайвом Синклейром (Clive Sinclair).

Клайв Синклейр

Идея фирмы заключалась в создании максимально простого и доступного компьютера, который бы сочетал в себе легкость освоения и программирования и, конечно же, невысокую цену. Это должно было решить главную проблему вышеупомянутых наборов для создания ПК - отсутствие программной базы. Простота в работе позволила бы пользователям самостоятельно писать многочисленные приложения. Именно таким путем и пошла компания Sinclair Research при разработке своего компьютера ZX Spectrum. Однако, прежде чем приступить к рассказу о легенде, мы уделим немного внимания истории самой Sinclair Research.

История Sinclair Research

Клайв Синклейр создал компанию под названием Sinclair Radionics в 1961 году. Поначалу напарников у него не было - свой бизнес он развивал в одиночку. Клайв занимался тем, что продавал радиодетали по почте (Sinclair Radionics даже выпустила несколько успешных радиоконструкторов). При этом Синклейр пытался запустить несколько инновационных устройств. Например, в 1970 году был представлен проигрыватель виниловых пластинок необычной конструкции. Вместо традиционной круглой опоры для пластинок в нем использовалась треугольная конструкций с установленными на вершинах гирьками. По словам Синклейра, это снижало вибрации, передаваемые от опоры к воспроизводящей головке, а также препятствовало загрязнению самой виниловой пластинки. Тем не менее интерес к разработке почти никто не проявил, а устройство так и не добралось до прилавков магазинов. Точнее, до почтового прилавка самого Синклейра.

Неудачную судьбу необычного проигрывателя повторил и Hi-Fi-усилитель Neoteric 60. В то время конкуренция в этом сегменте была чрезвычайно высокой, и Синклейр пытался завоевать рынок с помощью необычных продуктов, коим и являлся Neoteric 60. Однако компании вновь не повезло - Hi-Fi-усилитель продавался из рук вон плохо.

Усилитель Neoteric 60

Может сложиться впечатление, что первое десятилетие компании ознаменовалось исключительно провальными проектами. Однако финансовые отчеты говорят об обратном: к 1971 году годовой оборот фирмы составлял 560 тысяч фунтов стерлингов с чистой прибылью 90 тысяч фунтов. При этом штат компании пополнился 50 новыми сотрудниками. Дела шли в гору.

1970-е годы можно смело называть «калькуляторной эпохой» Sinclair. В это время компания выпустила две модели карманных калькуляторов. Одна из них стала первым коммерчески успешным продуктом. Этому даже не смогло помешать большое число недостатков устройства, в том числе и их ненадежность. Вторая модель предназначалась для более серьезного рынка, но так на нем и не закрепилась. Изначально она создавалась просто как устройство с расширенным набором функций, однако Синклейр предпринял попытку превратить гаджет в офисный компьютер, и эта попытка с треском провалилась.

Калькулятор Sinclair

Компьютер ZX80

Во второй половине 70-х годов в Sinclair Research началась разработка недорогого бытового компьютера. За проект отвечал инженер Джим Вествуд (Jim Westwood). В 1980 году процесс создания устройства был окончен. Появился ZX80. Это был первый в мире компьютер, чья стоимость не превышала сотни фунтов стерлингов. Также в продаже можно было найти ZX80 в виде набора для самостоятельной сборки. Эта версия и вовсе стоила 79,95 фунтов.

Столь низкой цены разработчикам удалось достичь за счет упрощения элементной базы и использования достаточно примитивных комплектующих. В роли центрального процессора использовался популярный на тот момент Zilog Z80 с частотой 3,25 МГц. А если быть более точным, то клон этого «камня», произведенный компанией NEC. Плюсов у кристалла было несколько. Он не только обладал низкой стоимостью, но и (благодаря своей внутренней архитектуре) требовал меньшее количество микросхем логики. Объем оперативной памяти составлял всего 1 Кбайт, но этого было достаточно для запуска необходимых пользователю программ. Плюс существовала возможность установить дополнительно до 16 Кбайт оперативки в виде карт расширения. Объем ПЗУ составлял 4 Кбайт, и в него уже был вшит язык программирования Sinclair BASIC. А для хранения написанных программ использовались обычные магнитофон и аудиокассеты.

Так выглядел ZX80

Интересно, что ZX80 не имел видеоконтроллера. Изображение формировалось с минимальным участием железа - операция выполнялась, прежде всего, за счет программной части. Главным и очень существенным недостатком такого подхода стало то, что ZX80 умел показывать картинку лишь в те моменты, когда не был занят выполнением программы. Прежде чем отобразить новую графику, экран попросту гас. Кстати, спецификации ZX80 не предусматривали использования какого-либо специального монитора, в качестве экрана выступал обыкновенный телевизор, что также было плюсом для простых юзеров.

Что касается «экстерьера» ZX80, то своим внешним видом компьютер скорее напоминал игровую приставку, нежели компьютер. Это была небольшая пластиковая коробочка белого цвета, с расположенной на ней мембранной клавиатурой, на которой не было символов, только команды. Пользователь просто нажимал кнопку регистра и выбирал подходящую бейсик-команду. Это значительно упрощало процесс написания программ.

Несмотря на свои недостатки, ZX80 стал чрезвычайно успешным. Конечно, главную роль в этом сыграла и стоимость гаджета. Уже в первые месяцы после релиза на покупку ZX80 образовалась очередь и наблюдался дефицит устройств, чего в Sinclair Research никак не ожидали.

Компьютер ZX81

В 1981 году было представлено следующее поколение компьютера под названием ZX81. Стоимость была снижена еще больше: теперь набор для самостоятельно сборки можно было приобрести по смехотворной цене в 49,95 фунтов стерлингов. Готовый компьютер был несколько дороже и стоил 69,99 фунтов, что все равно было дешевле аналогичной версии ZX80. Кстати, ZX81 стал первым устройством Sinclair, которое реализовывалось не только по почте, но и через розничные сети. Что касается технических характеристик, то «сердцем» компьютера был все тот же процессор Z80 производства NEC с частотой 3,25 МГц. Объем оперативной памяти остался прежним (1 Кбайт), что вызвало особое недовольство у пользователей. Столь скромное количество «мозгов» сильно ограничивало возможности при создании новых приложений. Решить проблему могли карты расширения, которые увеличивали емкость ОЗУ до 16 Кбайт, однако стоимость некоторых из них была сопоставима с ценой самого ZX81. Объем ПЗУ вырос до 8 Кбайт, а встроенный язык Sinclair BASIC обзавелся поддержкой арифметики с плавающей запятой.

ZX81 получил корпус черного цвета

Что интересно, ZX81 вновь не получил видеоконтроллера. Чтобы хоть как-то компенсировать его отсутствие, в Sinclair придумали два режима работы: медленный и быстрый. В быстром режиме ZX81 работал так же, как и его предшественник ZX80. То есть во время выполнения программы изображение пропадало с экрана. В медленном режиме экран не гас, но на обработку программного кода уходило примерно в 4 раза больше времени. Внешне ZX81 несильно отличался от ZX80. Пластиковый корпус компьютера стал черным, а мембранная клавиатура, получившая немного иную конфигурацию клавиш, для удобства осталась белой.

Как вы уже поняли, ZX81 получил лишь небольшие изменения. Но даже этого было достаточно, чтобы компьютер разошелся тиражом, в 8 раз превышающим продажи ZX80.

ZX Spectrum

На 1982 год был запланирован запуск третьего поколения компьютера ZX. К хорошему, как говорится, быстро привыкаешь, поэтому даже несмотря на то, что ZX81 предлагал приличную функциональность при более чем скромной цене, от компьютера с рабочим названием ZX82 пользователи ожидали новых и инновационных «фишек». Основным отличием компьютера следующего поколения должна была стать поддержка цветного изображения, ибо ZX80 и ZX81 работали лишь с монохромной картинкой. На такой шаг во многом повлияло широкое распространение цветных телевизоров. В связи с этим название ZX82 было заменено на говорящее ZX Spectrum.

В аппаратной части ZX Spectrum претерпел несколько ключевых изменений. В роли центрального процессора по-прежнему выступал Zilog Z80A, но его частота была увеличена до 3,5 МГц. Объем ОЗУ и ПЗУ увеличился до 16 Кбайт каждый, причем количество оперативки могло и вовсе равняться 48 Кбайт. «Спектрум» действительно научился работать с цветным изображением благодаря появлению графического контроллера. Видеорежим поддерживал разрешение 256x192 точек и 8 цветов с двумя уровнями яркости. Также был предусмотрен вывод однобитного звука через встроенный динамик. По сути, это была обыкновенная «пищалка», которая ритмично пикала в играх. Внешний вид ZX Spectrum немного отличался от дизайна ZX80 и ZX81. Новый компьютер получил иную клавиатуру: мембрану сменили полноценные резиновые клавиши.

Ввод и загрузка программ осуществлялись с кассетного магнитофона, который подключался к компьютеру. У некоторых кассет даже была своего рода цифровая защита. Например, в комплекте с игрой поставлялся серийный номер, который позволял ее запустить.

«Спектрум» оказался таким же успешным, как и его предшественники. Стартовые цены на компьютеры по-прежнему оставались демократичными: версии с 16 Кбайт и 48 Кбайт ОЗУ оценивались в 125 и 175 фунтов стерлингов соответственно. А чуть позже они были снижены до 99,95 и 129,95 фунтов.

Впоследствии ZX Spectrum получил несколько обновлений. В июне 1984 года в продажу поступил компьютер ZX Spectrum+. От обычной версии он отличался обязательным наличием 48 Кбайт оперативной памяти, а также новой клавиатурой, которая получила дополнительную кнопку сброса. Несмотря на столь несущественные изменения, ZX Spectrum+ продавался лучше оригинальной модели. При этом некоторые продавцы жаловались на ненадежность устройства, утверждая, что процент неисправных компьютеров достигал целых 30%.

Компьютер ZX Spectrum+

Компьютер ZX Spectrum+

ZX Spectrum 128, появившийся в 1986 году, разрабатывался совместно с испанской компанией Investronica. Дело в том, что испанское правительство обложило высоким налогом все импортные компьютеры с 64 Кбайт оперативной памяти и ниже, не поддерживающие испанский язык. Для Sinclair был важен весь европейский рынок, поэтому вместе с Investronica компания принялась за адаптацию «Спектрума» для Испании. Компьютер получил поддержку 128 Кбайт «оперативки», 32 Кбайт ПЗУ с улучшенным BASIC-редактором, трехканального звука через стандарт AY-3-8910, RGB-выхода на монитор и совместимости с MIDI.

В том же 1986 году все права на бренд и компьютеры Spectrum перешли к компании Amstrad. Новые модели получили различные суффиксы: +2, +3, +2А, +2В. В плане железа компьютеры Amstrad получали лишь небольшие модификации. Например, ZX Spectrum +2 обладал встроенным кассетным магнитофоном Datacoder. А в ZX Spectrum +3 магнитофон был заменен на флоппи-дисковод. Плюс эта модель стала первым «Спектрумом», который умел запускать операционную систему CP/M без дополнительного оборудования. Она стала, пожалуй, самой неоднозначной во всей линейке. Так, ОЗУ ZX Spectrum +3 отображалась на 64 Кбайт адресного пространства, что привело к несовместимости некоторых игр, написанных для оригинального ZX Spectrum.

Компьютер ZX Spectrum +2

Об аксессуарах для ZX Spectrum

Однако не только невысокая стоимость способствовала росту популярности ZX Spectrum. К компьютеру было выпущено огромное количество различных «примочек», которые значительно расширяли функциональность этого компьютера. Одним из таких устройств был ZX Printer, совместимый не только со «Спектрумом», но и с ZX80 и ZX81. Устройство подключалось к компьютеру при помощи системного разъема и использовало искровую технологию печати. В такой печати использовалась специальная черная бумага с алюминиевым напылением. Печатающая головка представляла собой две близко расположенные иглы, которые перемещались по ширине страницы. Для печати символов между иглами создавалось напряжение, и они прожигали бумагу в нужном месте. Всего в строке помещалось 32 символа. Сама идея печати в домашних условиях была по-настоящему революционной, однако реализовать ее в полной мере в ZX Printer не удалось из-за ненадежности устройства. Плюс технология искровой печати также проявила себя не с самой лучшей стороны: качество печати быстро снижалось, а поверхность бумаги была непрочной.

Еще одним интересным аксессуаром был модуль ПЗУ на основе закольцованной магнитной ленты под названием ZX Microdrive. Объем такого устройства составлял 16 Кбайт. Он позволял быстро загружать или сохранять ранее написанную программу. Однако ZX Microdrive так и не получил должного распространения. Пользователи предпочитали использовать проверенные временем, хоть и более медленные аудиокассеты.

Модуль ПЗУ ZX Microdrive

Кассета для ZX Spectrum

Также Sinclair представила карты расширения ZX Interface 1 и ZX Interface 2. Изначально первая разрабатывалась как сетевой интерфейс для организации локальной сети в школах. Однако перед выпуском продукта была добавлена поддержка одновременной работы сразу до 8 устройств ZX Microdrive, и в дальнейшем интерфейс использовался преимущественно для подключения этих модулей ПЗУ. Что касается ZX Interface 2, то эта карта расширения имела разъемы для подключения двух джойстиков (да, Sinclair даже выпускала игровой джойстик для ZX Spectrum), разъем картриджа ПЗУ и интерфейс подключения ZX Printer. Но из-за высокой стоимости устройство продавалось неважно, а уже через год оно исчезло с прилавков магазинов.

Так выглядел ZX Interface 1

Кроме этого, в продаже можно было найти множество аксессуаров от сторонних производителей. Например, специально для «Спектрума» выпускались такие девайсы, как синтезатор речи (Currah Microspeech), игровые джойстики, дополнительные цифровые клавиатуры и даже графический планшет и ударная установка (Cheetah SpecDrum). Впечатляет!

О программном обеспечении

Но, конечно, не за огромное количество различной периферии полюбили ZX Spectrum. На компьютере было относительно легко программировать. В первой половине 80-х это вызвало настоящий бум в индустрии программного обеспечения. Написанием программ занимались как и полноценные компании, так и программисты-одиночки. Развитие западного рынка ПО для ZX Spectrum можно разделить на три этапа.

Во время первого этапа, продолжавшегося с 1982 по 1984 годы, происходит количественный рост рынка. Крупных компаний еще не было, и созданием приложений занимались небольшие конторы или писатели-одиночки. При этом около 80% программного обеспечения составляли игры! Первые видеоразвлечения были достаточно примитивными: «графон» был не очень, да и сюжет тоже. Что интересно, уже в то время начало процветать пиратство.

Третий этап захватил 1988-1993 годы. На этот период пришелся закат ZX Spectrum как игровой платформы. Компьютер устаревал, и пользователи переходили на использование других систем. Разработчики также переключились со «Спектрума» на более современные платформы. Тем не менее в эти годы увидело свет множество интересных игр. Например, со временем была реализована демо-версия легендарной Doom. Производительности компьютера немного не хватало для быстрой работы шутера, поэтому «спектровская» вариация использовала чересстрочную развертку, убирающую каждую четную линию пикселов, что повышало скорость отрисовки сцен.

ZX Spectrum в России

Перечисленная выше этапность не относится к постсоветскому пространству, так как многие компьютеры (точнее, их клоны) попали в СССР лишь во второй половине 80-х годов. И в отличие от Западной Европы, где наряду с ZX Spectrum отлично продавались другие компьютеры (те же Atari и Commodore), в стране советов устройство Sinclair было единоличным лидером продаж. Почему? Причина, прежде всего, кроется в низкой стоимости «Спектрума»: компьютер не облагался пошлинами, поэтому был доступен многим советским гражданам. Компьютеры Atari и Commodore проделывали огромный путь, прежде чем попасть на прилавки советских магазинов, а их цена была значительно. Кроме того, выяснилось, что большинство деталей «Спектрума» при необходимости можно заменить отечественными, что делало компьютер ремонтопригодным. По большому счету, единственным незаменимым компонентом системы оставался лишь процессор Z80.

Отечественный клон ZX Spectrum

Отставал в своем развитии от европейского и рынок программного обеспечения. В конце 80-х и начале 90-х годов подавляющее большинство программ ввозилось из-за рубежа, в основном через Польшу. Естественно, ни о каких авторских правах не могло быть и речи - почти всё ПО было пиратским. Процент лицензионной продукции был чрезвычайно мал.

Первое время основным занятием программистов был перенос игр с кассет на диски. Эта операция заключалась во взломе кассетного загрузчика, переноса всех данных с кассеты на диск и написании дискового загрузчика. Но постепенно акцент сместился в сторону написания собственных приложений. Пик развития «спектрумовского» геймдева в России пришелся на 1995 год. В это время создавалось наибольшее число игр, при этом были локализованы и многие иностранные проекты. В последующие годы на отечественном рынке ПО для ZX Spectrum наблюдался спад, и в итоге к 2001-2002 году среди пользователей компьютера остались лишь энтузиасты.

Заключение

ZX Spectrum по праву считается легендарным компьютером, особенно для всего постсоветского пространства. «Спектрум» оставил огромный след в истории IT-индустрии, а в России для многих стал первым домашним компьютером. Можно даже сказать, что эпоха ZX Spectrum воспитала первое поколение отечественных IT-специалистов. К сожалению, в свое время Sinclair решила не выпускать преемника «Спектруму», сосредоточившись на других видах исследовательской деятельности. Тем не менее память о ZX Spectrum жива до сих пор. И по сей день можно встретить энтузиастов, экспериментирующих с этим поистине культовым компьютером.

«8 лет я играл в Спектрум в черно-белом цвете и все знаете почему, да потому что наши доблестные телики RGB сигнал вообще не понимали». Хотел бы сказать я, понастольгировать, вспомнить что раньше солнце было ярче а трава зеленее. Но не скажу, в моем детстве слово Спектрум вообще никто никогда не произносил. Все свое детство я играл в денди, позже в сегу, у друзей иногда в супернинтендо. Ни в передаче Денди «Новая Реальность», ни в «От винта», ни в каком либо журнале я не слышал об этом компьютере. Я краем уха слышал о компьютерах, загружающихся с кассет, но никогда их не видел и не знал их названия. Впервые я о нем узнал только когда у меня появился интернет. Почитывал форумы, завидовал тем людям которые в конце 80х начале 90х собирали сами свои компьютеры, а я годноту пропустил. Хотя в те годы я был маленький и при всем желании свой клон спектрума бы не собрал. Много ли я потерял? Вот этот вопрос я не так давно себе стал задавать. Год назад наткнулся на очень хороший видосик где один парень очень подробно рассказал и показал как спаять клон спектрума «Ленинград». Его я пересматривал не раз и в итоге решил «Я соберу свой компьютер с нуля!».

За основу решил взять оригинальную схему Ленинграда с sblive.narod.ru. Ну и добавить кучу доработок, таких как корректировка прорисовки окружности(непонятно как Зонов смог спроектировать компьютер с таким лютым косяком.Выражается в проблемах шрифтов, косяках графики итп), стабилизации кварцевого генератора, стабилизации кадровой и строчной синхронизации, доработка сигнала INT, введение привязки к уровню черного.

Чтобы этот процесс был еще круче и интереснее я не стал искать готовую плату, заказал себе макетку довольно компактных размеров 12*18. Так же пришлось заказать микросхем и другой мелочевки с алиэкспресса и ЧИПиДИПа. Память и процессор пришлось выпаять из неработающего клона, который я недавно получил от одного спектрумиста. Что это за клон до сих пор не знаю, схемы на него нет, и я просто его выпаял из него микросхемы.

Все микросхемы решил поставить на панельки для быстрой замены если что то пойдет не так. Но ведь Спектрум содержит ПЗУ, а его еще надо прошить, программатора у меня не было, но мир не без добрых людей. Вместо двух EPROM решил поставить одну EEPROM W27C512, в который зашил 48к бейсик, 128к бейсик, ТР-ДОС и тест памяти для 48к, также неплохо иметь возможность переключать банки памяти перемычками. Но вот все мои детали пришли, заранее продумав где какая панелька будет стоять, начал их припаивать. Ну и прилепил наклейки на плату с надписями где какая микросхема и номера ножек, что очень облегчило мне жизнь в дальнейшем.

Уделяя пару-тройку часиков в день за две с половиной недели все таки собрал. Не терпелось сразу его подключить. И после включения я увидел белый экран, что же уже неплохо подумал я. После перепроверки всей платы, убрав пару косяков ситуация лучше не стала. Я долго не мог понять в чем дело но потом узнал что не стоит мешать КМОП и ТТЛ микросхемы. Да, я тот еще радиолюбитель. Пришлось опять заказывать детали и ждать. После замены всех КМОП микросхем на ТТЛ все таки появилась заветная надпись, но изображение плыло.

Обращение на форум zx-pk.ru дало отчасти понять что происходит, но решения у меня не было. В итоге пришлось часами сидеть над схемой. И вуаля, я просто неправильно понял схему доработки формирования сигнала INT, точнее я сначала правильно ее понял, а потом подумал что неправильно и сделал с косяком. Что же, еще одна проблема устранена. Но не все так радужно как хотелось бы, на моем мультимедийном мониторе постоянно бежали кадры. И тут я решился подключить с старому доброму телевизору SHARP, который меня никогда не подводил. Но правда в ч\б, так как RGB-скарта в нем нет. И картинка на нем почти не дергалась. Опять обращение на форум дало дельный совет, сделать фильтр для импульсного блока питания.

И вот наконец то картинка нормальная, никаких подергиваний, запускаем тест памяти.

Но ведь для спектрума нужна еще и клавиатура. Тут я выкрутился довольно оригинально, взял старую клавиатуру, вытащил из нее пленку с контактами, порезал гетинакс на кусочки, напаял на него контакты, обработал их напильником и приклеил термоклеем к клаве, ну и спаял их по схеме. Получилась довольно громоздкая внешняя клава. Ну и порты для синклер джойстиков прямо в клавиатуру встроил. Подходят джойстики от сега мастер систем или атари, ну или как в моем случае перепаяный внутри сеговский джойстик, для которого я вывел клавишу пробел(а именно она почти всегда используется как дополнительная) на кнопку А, ну и при нажатии кнопки С дублируется нажатие вверх, что удобно в платформерах.

С динамиком у меня как то не задалось и я просто вывел бипер на телевизор, так хотя бы громкость можно регулировать. Написав простенькую мелодию в бейсике, потестировав звук решил загрузить какую нибудь игру. И… ничего у меня не получилось. Магнитофонную читалку собирал на К554СА3, перепробовал несколько микросхем, перепроверял всю схему но не завелось, почему, до сих пор не понятно. Пересобрал читалку на 561ЛН2 по схеме от пентагон-48(сначала на макетке перед тем как паять) и все заработало с первого раза. Игры хоть и загружались но большинство висло сразу же, в некоторые вроде DIZZY 5 удавалось немного поиграть.

Один раз как то проснувшись утром я призадумался, а правильные ли я впаял конденсаторы… и ОМГ, вместо 47 нанофарад я впаял 47 пикофарад, а еще хотел чтоб что то работало. Еще раз заказываем недостающие детали, ждем. После глобальной перепайки конденсаторов наконец то можно нормально поиграть, больше ничего не виснет. Приходилось себя успокаивать, что все равно большинство игр на спектруме монохромные и я не так уж много теряю, что в в конце 80х далеко не у всех были цветные телики и многие играли в него с ч\б картинкой. Но как то не шибко помогало, знаете ли.

А на моем LCD мониторе кадры все равно бегали. В итоге я все таки решился впаять дополнительную микросхему для укорочения строчного синхроимпульса, которую я хотел поставить еще в начале сборки но почему то решил сэкономить. В итоге наконец то получил хорошую цветную картинку.

Изображение правда немного двоит. Проверил на LCD телевизоре, двоения не видно. Картинка отличная. Супер! Но на моей плате еще есть свободное место и глупо было бы его не использовать. Сделать расширение памяти до 128к и поиграть в кастлванию 2015 года было бы здорово. Для этого поменяем наши К565РУ5 на К565РУ7 или аналог MN41256-08, который без проблем можно купить на алиэкспресс. Добавив еще 7 микросхем, включая звуковой чип YM2149F плату заполнил полностью. Проблем никаких с апгрейдом памяти не возникло. Расширял память до 256к по этой схеме, но все же использую ее в режиме 128к.

В итоге получилось вот это

Изначально юзать плату на столе я не собирался и для этого подобрал корпус от старой ТВ-приставки, теоретически туда можно поставить и дополнительную плату контроллера дисковода вторым этажом, но я пока не хочу этим заморачиваться.

Игры на спекки оказались лютым хардкором, мне удалось пройти только недавно вышедший Mighty Final Fight.

Так много ли я потерял из за отсутствия этого компьютера в детстве? В плане игр вряд ли, хотя возможность переписывать игры с кассеты на кассету могла бы мне очень прийтись по душе. В плане программирования на бейсике, вряд ли бы в то время меня это заинтересовало.

ZX Spectrum – это 8-разрядный персональный компьютер, который был разработан специалистами британской компании Sinclair Research Ltd. в далёком 1982 году. В 80-е годы прошлого века он являлся одним из самых популярных компьютеров в Европе, а к 90-м годам многочисленные клоны ZX Spectrum добрались и до нашей страны.

Многие из наших читателей наверняка помнят разнообразные модификации этого компьютера, а также тот факт, что игры в его память приходилось загружать с аудиокассет при помощи кассетного магнитофона, наблюдая на экране монитора (или телевизора) череду вспышек и разноцветных полос, возникающих в процессе загрузки.


Компьютер был разработан на базе популярного в те годы микропроцессора Zilog Z80, который позднее использовался при создании таких известных устройств, как MSX, Commodore 128, Sega Master System, Neo Geo, Game Boy, Game Gear, Game Boy Advance и многих других. Но, несмотря на довольно ограниченные графические возможности, а ZX Spectrum был способен выводить на экран всего 15 различных цветов, этот компьютер в 90 % случаев использовали исключительно для запуска игр.


Британская компания Elite Systems, в которой сейчас работают некоторые из создателей оригинального ZX Spectrum, поставила перед собой цель воскресить некогда популярный компьютер и сделать его гораздо более удобным, чем тот был более тридцати лет назад. Например, чтобы не приходилось загружать игры с устаревших во всех отношениях аудиокассет, вы сможете просто приобрести цифровую копию игры в Google Play, или App Store. Разумеется, для пущего удобства вам понадобятся физические кнопки, а не обыкновенный тачскрин, именно поэтому планируется выпустить специальную Bluetooth-клавиатуру, дизайном один в один повторяющую оригинальный ZX Spectrum.

Эта клавиатура без проблем будет подключаться к вашему планшету, смартфону или даже к Apple TV, если вам захочется комфортно поиграть на экране телевизора. Согласитесь – весьма приятное путешествие в далёкое прошлое можно себе устроить одним из свободных вечеров.


Стоить эта Bluetooth-клавиатура будет в районе 40 фунтов стерлингов (что-то в районе 2000 рублей), не включая доставку. В данный момент инициаторы проекта пытаются набрать 60 000 фунтов на Kickstarter , чтобы начать полномасштабное производство игрового устройства. Вы можете уже сейчас поддержать их рублём, если почувствовали неудержимый приступ ностальгии.