Все, что вам нужно знать об HDR в компьютерных мониторах. Технология HDR в компьютерных играх Hdr мониторы есть ли разница

Всё про HDR в смартфонах: что это, зачем, и где встречается

До появления HDR (High Dynamic Range - расширенный динамический диапазон) производители гнались за увеличением разрешения экрана и ростом плотности пикселей, да и сейчас эта тенденция ещё наблюдается. А ведь HDR - технология куда более полезная: даже высокое разрешение не так влияет на качество картинки, как это делает HDR.

Расширенный динамический диапазон позволяет сделать изображение куда более ярким, реалистичным и детализированным, особенно в самых светлых и самых тёмных его фрагментах, которые «заваливает» обычный SDR экран. Эти участки перестают быть просто пятнами, в них можно разглядеть детали. Оттенки получают больше полутонов, изображение избавляется от «кислотности» и становится более объёмным, приятным для восприятия.

Подробно о принципах работы HDR в телевизорах . Человеческий глаз обычно способен воспринимать более широкие градации цвета и яркости, чем SDR экран может передать, а новые технологии как раз помогают воспроизводить картинку без потери качества, с высокой яркостью и детализацией.

Так, если взять изображение человека, стоящего на фоне светлого участка, то обычный дисплей покажет относительно светлый и даже засвеченный фон, а вот телевизор 4К + HDR позволит разглядеть детали на этом фоне. Или возьмём картинку с закатом: с оранжевыми полосами по всему небу, затенённым общим планом и ярчайшим практически засвеченным солнцем, которое уходит за горизонт. На SDR экране общий план будет мало различим, полосы сольются в единое целое, тогда как при помощи HDR картинка станет более детализированной: можно будет разглядеть контуры солнца, в тени общего плана будут различимы дома или деревья, а каждая полоса на небе будет хорошо прорисована.


Слева - изображение на SDR экране, справа - на HDR

Кстати, есть мнение, что для понимания всех преимуществ HDR нужно просматривать только соответствующий контент. Но на самом деле и обычные изображения с видео выглядят на дисплее с расширенным динамическим диапазоном лучше, чем на SDR экране - картинка более яркая и контрастная. Но, конечно, все плюсы этой технологии заметны лишь при воспроизведении соответствующего контента.

Нельзя не сказать и о форматах HDR - их поддерживают не только телевизоры, но и мобильные устройства. Сейчас на рынке существует два популярных стандарта: HDR10 и Dolby Vision. HDR 10 - это наиболее распространённый открытый формат, в котором пользователь может изменять яркость и другие настройки изображения. Он поддерживается по умолчанию в 4K Ultra-HD Blu-Ray дисках (для игровых консолей в том числе). Стандарт характеризует цветность 10 бит на канал RGB и пиковая яркость 1000 кд/м2.

Формат Dolby Vision создан компанией Dolby, и именно его называют стандартом будущего. Самостоятельная настройка пользователем уже исключается - подразумевается, что видео и так идеально откалибровано. Телевизор с поддержкой этого формата оснащается специальным аппаратным чипом. Цветность в 10 бит для Dolby Vision - это минимум, а допустимое значение составляет 12 бит. Контент Dolby Vision осваивается с пиковой яркостью 10 000 кд/м2, но с учётом возможностей современного оборудования она находится на уровне примерно 4000 кд/м2.

Что касается HDR контента, то направление сейчас активно развивается. Сериалы и развлекательный контент в формате Dolby Vision делают Sony Pictures, Universal, Warner Bros. и другие компании, его можно найти на Amazon, Netflix, Ivi.ru, Google Play, iTunes и YouTube. Многие сериалы уже снимают с учётом HDR.

Современные консоли ( , ) и даже некоторые компьютеры поддерживают формат HDR10, особенно если речь идёт о высокобюджетных играх.

HDR в мобильных устройствах

В мобильных устройствах технология HDR тоже нацелена на то, чтобы визуальный контент был более детализированным и ярким, но в полной мере ощущения, как при просмотре видео на 65-дюймовом экране телевизора, пользователь не получит. Однако и на небольших дисплеях хорошо заметны улучшенная цветопередача, высокая детализация в солнечных и плохо освещённых сценах, отсутствие засветов.

Современные смартфоны (правда, их пока немного) поддерживают форматы HDR10 и Dolby Vision, но появился и новый стандарт именно для мобильных устройств Mobile HDR Premium - его разработала в начале этого года компания Ultra HD Alliance. Стандарт подразумевает, что аппарат должен иметь разрешение экрана от 60 пикселей на градус, поддерживать 10-битное видео, обладать динамическим диапазоном от 0,005 до 540 кд/м2 и охватывать до 90% цветовой гаммы DCI/P3. Контент, работающий по этому стандарту, будет отмечаться соответствующим значком.

Некоторые со скептицизмом относятся к HDR на маленьких экранах: считается, что не всегда можно оценить все преимущества дисплея смартфона с широким динамическим диапазоном, особенно если речь идёт об OLED матрице. Ведь со смартфоном мы не сидим на одном месте, как это происходит обычно при просмотре телевизора, а передвигаемся - изменяется освещение, углы обзора. Также на дисплее может автоматически меняться яркость в зависимости от условий освещения. Однако производители уверяют: эти особенности учитываются ПО и аппаратной начинкой - пользователю гарантируется наилучшее визуальное восприятие. Ну и в нормальных условиях мы обычно смотрим видео-контент на смартфоне под прямым углом, поэтому и недостаток, связанный со сменой углов обзора, можно назвать несущественным.

Ещё одна претензия заключается в том, что высокая пиковая яркость требует повышенного расхода аккумулятора. Но на деле среднестатистический аппарат надо ставить на зарядку каждый вечер, и снижение автономности заметно, если вы смотрите HDR контент в режиме нон-стоп. К тому же топовые модели обычно оснащают технологией быстрой зарядки.

Скорее всего, HDR в смартфонах станет стандартом для флагманов в ближайшее время. Во всяком случае, перспективы у технологии хорошие: в отличие от мало кому нужного сейчас 3D, HDR даёт реальные преимущества в плане качества картинки. Да и тенденция к увеличению стриминговых сервисов, которые поддерживают HDR, явно наметилась.

Смартфоны с HDR

Отдельные производители, как мы и сказали, уже внедрили технологию HDR в экраны своих топовых моделей - речь идёт в первую очередь о LG, Samsung и Apple. Расскажем коротко о смартфонах, дисплеи которых уже в полной мере имеют поддержку расширенного динамического диапазона.

Samsung пытались запустить HDR в Galaxy Note 7, но в итоге первым нормально работающим смартфоном с полноценным расширенным динамическим диапазоном стал LG G6 (). Он поддерживает оба стандарта - HDR10 и Dolby Vision, как и телевизоры этой марки. Примечателен тут IPS-экран с разрешением Quad HD+, у которого всё в порядке с углами обзора и, следовательно, гипотетические недостатки HDR нивелируются.

«Вишенкой на торте» стала поддержка HDR10 и у нового смартфона южнокорейской компании LG V30, а также его модификации V30+. Аппарат сохранил соотношение сторон 18:9, взятое у своего предшественника - например, фильмы в формате 21:9 на нём имеют куда меньшие рамки, чем на дисплеях с соотношением 16:9. Кстати, на POLED матрице, которая здесь используется, эти рамки незаметны. Дисплей V30 с разрешением 2880×1440 пикс. способен отображать 148% охвата пространства sRGB и 109% охвата DCI-P32. В России аппараты пока не появились и ожидаются к концу года.

Новый iPhone X () получил OLED дисплей с поддержкой HDR10 и Dolby Vision, а также технологию True Tone, то есть он не только обеспечивает визуальную точность HDR, но и меняет цветовую температуру в зависимости от освещения. Контрастность тут заявлена очень высокая, 1 000 000:1, яркость - до 625 кд/м². Кстати, от iPhone 8 и 8 Plus тоже ожидали полноценной поддержки HDR, но в Apple заявили, что пользователи этих смартфонов смогут видеть при воспроизведении HDR контента улучшенный динамический диапазон, контрастность и более широких цветовой охват, но только дисплей iPhone X сможет показать реальные возможности этой технологии.

Экраны флагманских Samsung Galaxy S8 и S8+ первыми были сертифицированы по упомянутому выше стандарту Mobile HDR Premium, также они поддерживают HDR10 и Dolby Vision. У обоих смартфонов яркие AMOLED дисплеи с высокой детализацией картинки и разрешением 2960×1440 пикс.

***/HDR/galaxy.jpg

Слева направо: Samsung Galaxy Note 8, S8+ и S8

Но если пиковая яркость Galaxy S8 составляет около 1020 кд/м2, то у нового смартфона Galaxy Note 8 () этот показатель уже равен 1200 кд/м2. Его 6,3-дюймовый AMOLED дисплей имеет цветовой охват, который почти в 1,5 раза больше пространства sRGB, и на этом экране фильмы с HDR будут выглядеть интереснее, чем на дисплее S8 и S8+, хотя на мобильных устройствах разница не столь значительна.


Матрица Поддержка HDR Цена
LG G6

2880×1440 пикс.

от i 39 990
LG V30/V30+

2880×1440 пикс.

HDR10 от i 50 000
Apple iPhone X

2436×1125 пикс.

от i 79 990
Samsung Galaxy S8/S8+

AMOLED 5,8”/6,2”

2960x1440 пикс.

Mobile HDR Premium

от 49 990/ 54 990
Samsung Galaxy Note 8

2960x1440 пикс.

Mobile HDR Premium

от i 59 990

HDR уже близко. Давайте разберёмся, что же это такое и как он применим к видеокартам, мониторам и ПК-играм.

Сегодня уже все толкуют о «HDR», и, если вас волнуют настройки графики в играх для ПК, вы можете задаваться вопросом: а что в нём такого? Он ведь существует уже несколько лет! Что ж, у меня для вас новости: все эти чекбоксы и опции с надписью «HDR», которые вы наблюдаете в играх со времён Half-Life 2, не есть настоящий HDR.

А та опция в вашей камере на мобильнике с пометкой «HDR»? Тоже не совсем HDR, хотя, как и в тех фальшивых HDR-чекбоксах в настройках игр, преследуется та же цель: улучшить качество изображения.
Запутались? Не пугайтесь; когда дело касается заблуждений относительно HDR, это лишь самая вершина айсберга. Так что же это такое и как он может быть полезен для видеоигр? На первый вопрос ответить легко, для ответа на второй понадобится немного времени. Читайте нашу статью, и вы узнаете, что такое HDR и какие вам нужны видеокарта и монитор, чтобы использовать его в полной мере.

Нет, это не настоящий HDR.

HDR (High Dynamic Range – англ., Высокий Динамический Диапазон) – это общий термин для технологий работы с изображениями и видео, диапазон яркости которых превышает возможности стандартных технологий. Невзирая на то, что вы могли слышать от «пророков от 4К», разрешение играет далеко не главную роль в формировании качественной картинки. За пределами текущих ограничений масштабирования Windows в 110 DPI количество пикселов становится менее важным, чем то, что вы с ними делаете.

Контраст, яркость и цветовая насыщенность – всё это становится важным, когда нужное разрешение уже достигнуто, и именно HDR занимается улучшением их параметров. И это не какой-то постепенный апгрейд; строгие требования HDR практически от всех потребуют нового железа, а для определения разницы вам не нужны будут бенчмарки или намётанный глаз.

Для начала, минимальная спецификация HDR требует наличия ЖК-монитора с яркостью от 1000 кд/м2 или нитов, для соответствия новому стандарту «Ultra HD Premium». Топовые игровые мониторы, чья яркость, в лучшем случае, достигает 300-400 нитов, и близко не подбираются к этому. Хорошие ноутбуки ушли недалеко, выжимая из своих дисплеев приблизительно на сотню нитов больше. Даже мобильники, с их фантастическими всё-видно-при-ярком-солнце экранами, могу похвастать лишь восемью сотнями нитов. Да, когда заходит разговор о яркости, годные для HDR дисплеи оставляют всех этих «конкурентов» в беспросветной тьме.

HDR улучшает и цветопередачу, поскольку требует 10-12 бит на канал цветности, что полностью достижимо на разных операционных системах и стандартах. Большинство персональных компьютеров отображают лишь 6-8 бит на канал, используя стандарт sRGB, едва покрывающий треть собственного видимого спектра HDR. И хотя железо позволяет добиваться большего, именно особенности программного обеспечения делают это неудобным и неугодным.

sRGB (справа) отображает лишь треть доступных HDR цветов.

В настоящее время десктопные мониторы, поддерживающие технологию улучшения цвета WCG, используются обычно в профессиональных целях, вроде работы с фотографиями или медицинских исследованиях. Игры и прочее ПО просто-напросто игнорируют все эти дополнительные цвета, что заставляет их выглядеть на WCG-мониторах так, будто у них сбились настройки, если только железо не начинает эмулировать отсутствующие цвета. HDR помогает избежать путаницы, включая в видеопоток метаданные, благодаря которым цвета в приложениях выглядят корректно, а возможности монитора используются оптимальным образом.

WCG – это лишь часть технологии HDR. К примеру, профессиональная серия ColorEdge от Eizo поддерживает WCG, но цветопередача даже близко не стоит к HDR-совместимым, несмотря на всё качество, стоимость и великолепную репутацию первых.

Для того, чтобы справиться с дополнительным объемом данных, HDR требует подключения монитора по протоколу HDMI 2.0a; запоздалый апгрейд HDMI 1.4 с низкой пропускной способностью.

HDR штука весьма многообещающая, но путь его тернист. Самой большой проблемой являются вовсе не технические неурядицы, а соревнующиеся между собой, зачастую несовместимые стандарты, угрожающие завести ранних адептов в дорогостоящие тупики.

И это тоже не настоящий HDR.

Сейчас есть два основных стандарта HDR: патентованный Dolby Vision с 12-битным цветом и динамическими метаданными, и открытый стандарт HDR-10, поддерживающий 10-битный цвет и предоставляющий лишь статичные метаданные на старте видеопотока.

Dolby Vision, со всеми его лицензионными сборами и дополнительным оборудованием, является наиболее дорогим вариантом, который еще и очень не прост в обращении. Большинство же производителей дисплеев и поставщиков контента решили обратить свои взоры на HDR-10, и особенно стоит выделить Microsoft с их Xbox One S и Sony с PS4. Яркий пример того, что игровая индустрия не стоит на месте. Всё это делает HDR-10 самым простым и очевидным выбором для консольных игроков.

Сторонники Dolby Vision отмечают большую глубину цвета, более требовательное железо и возможность покадровой динамической подстройки цвета и яркости, наряду с совместимостью с HDR-10. Однако рынок следует за более дешевым и вполне удовлетворяющим стандарты качества конкурентом.

Так как HDR-10 не совместим с Dolby Vision, это делает из последнего технически лучший, но более дорогой и требующий лицензирования стандарт, который умрёт в ближайшие пару лет, в то время как его открытый товарищ будет процветать. Но, если вы заядлый киноман, готовый прилично потратиться на качество, то можете насладиться и более продвинутым детищем Dolby, ничто вам не помешает. У геймеров, однако, иные приоритеты. Так, хватит о гостиных комнатах. Что там насчёт HDR на ПК?

Производители персональных компьютеров наперегонки спешат принять участие в новой гонке за HDR, но вам вовсе не нужно ждать победителя. В топовый сегмент ТВ уже поступило «железное» решение для HDR. Это ещё и лучший способ увидеть разницу воочую, поскольку уже доступна небольшая, но растущая библиотека соответствующих демо, фильмов и телепередач со сравнением бок-о-бок. Все рекомендуемые нами телевизоры для игр поддерживают HDR, что делает их прекрасным выбором для замены мониторы, если вы цените размер и качество картинки выше, чем традиционное для мониторов низкое время отклика.

Телевизоры вроде самунговских моделей серий KS8000 и KS9800 запросто способны служить компьютерными дисплеями и быть на гребне волны первопроходцев HDR контента. Держите только в уме, что цена за вход в этот клуб немаленькая, а использование ТВ для игр имеет некоторые недостатки, к которым нужно быть готовым.

Видеокарты

Где ПК уже готовы к HDR, так это на рынке графических ускорителей. В то время как мониторы не поспевают за своими ТВ-конкурентами, GPU среднего и топового сегментов уже год как готовы к революции, и всё благодаря здоровому соперничеству между Nvidia и AMD.

Nvidia заговорила о HDR ещё во времена карточек 900-й серии, а все их современные ускорители на Pascal уже готовы к HDR. AMD вступила в игру немного позже, с выходом 390X, а их линейка Polaris – первые карты красно-черных с поддержкой HDR. Если вы приобрели свою видеокарту совсем недавно, есть немалый шанс того, что хотя бы часть вашей системы готова к переменам.

А именно этот вопрос и волнует ПК-геймеров больше всего. В то время как новые выходить уже с поддержкой HDR, старые не смогут блеснуть перед нами расширенной цветовой палитрой и контрастом без дополнительных патчей. Они прекрасно будут идти на новых системах, но без свежих заплат вы не увидите никакой разницы.

К счастью, добавление HDR не требует какого-то глобального переписывания кода. Для этого применяется достаточно простой процесс, расширяющий цветовую палитру SDR до диапазона HDR без значительных усилий.

HDR слева, обычный скриншот справа. Nvidia занимается добавлением HDR в Rise of the Tomb Raider для ПК. Ждите множество патчей для популярных игр после появления HDR-дисплеев в широкой продаже.

Это значит, что популярные игры в будущем могут обзавестись ремастерами или патчами, добавляющими поддержку HDR, а сообщество моддеров пойдет еще дальше, к классике, на которую разработчики даже смотреть не станут. В отличии от симулированного или умеренного HDR, ранее использовавшегося в играх или фотографии, «железный» HDR весьма заметно меняет качество картинки, что индустрия развлечений уже приметила. И всё же, до яркой и красочной нирваны пока далеко.

Настоящая проблема, вставшая перед ПК-игроками, заинтересованными в HDR, заключается в том, что технологии ещё нет на этой платформе. Nvidia активно работает над патчем для Rise of the Tomb Raider, а игры, которые будут поддерживать HDR на консолях, лишь вероятно будут делать это и на ПК (речь сейчас идёт о Forza, Battlefield, Gears of War и других). На момент написания статьи нет никаких точных данных.

Пока не появятся патчи и игры, HDR так и останется прерогативой контента для Blu-ray и потокового просмотра, наряду с консольными хитами, пользователи которых сполна насладятся новыми технологиями. Пока можно расслабиться, пройдёт ещё какое-то время, прежде чем HDR доберётся до ПК , так что отдыхайте, наслаждаясь своим каталогом в Steam и предвкушая будущее визуальное пиршество.

В последнее время все говорят о HDR, и, если вы обращаете внимание на настройки видео в компьютерных играх, то, скорее всего, заинтересуетесь: что в нём такого особенного? Уже много лет прошло с его появления! Что ж, мне нужно кое-что вам рассказать. Помните поставленные галочки напротив надписи «HDR», которые вы видели в играх после Half-Life 2? Оказывается, это не 100% HDR.

Опция «HDR» в приложении камеры мобильного телефона? И это тоже не совсем то, хотя, как и в случае с лже-HDR галочками в игровых настройках, цель улучшения изображения остаётся неизменной.

Запутались? Не расстраивайтесь. Когда речь идёт о неправильных представлениях о HDR, — это только начало. Итак, что же из себя представляет HDR, и как он может изменить компьютерные игры? Ответ на первый вопрос не вызовет трудностей. Однако для раскрытия второго потребуется некоторое время. Читайте дальше, чтобы понять сущность HDR, и узнать, какие мониторы и видеокарты его поддерживают.

Что такое HDR?

HDR (в дословном переводе с английского — «высокий динамический диапазон») — это обобщающее название технологий, расширяющих спектры цвета и контрастности видеодисплеев далеко за пределы способностей самых последних аппаратных средств. Несмотря на то, что вам доводилось слышать , разрешение представляет собой не самый важный компонент, когда разговор заходит о качестве изображения. Вне масштабных ограничений нынешнего интерфейса Windows в 110 DPI число пикселей начинает значить гораздо меньше, чем манипуляции, которые с ними проводятся.

Яркость, контрастность и насыщенность цвета — всё это становится первостепенным для качества изображения, как только достигается необходимое разрешение. И HDR занимается улучшением данных показателей. Это не очередное расширяющее обновление. HDR требует конкретных физических характеристик компьютера, чтобы заметить изменения в изображении, не понадобится намётанный глаз.

HDR требует от жидкокристаллических экранов не меньше 1000 кд/м2 или нит яркости, чтобы соответствовать новому стандарту «Ultra HD Premium». Высококачественные , которые максимально имеют около 300-400 нит яркости, и рядом не стоят. Качественные ноутбуки не намного лучше, так как у них яркость больше всего на 100 нит или около того. Даже мобильные телефоны с их научно-фантастическими технологиями экрана, позволяющими чётко видеть картинку при ярком солнечном свете, имеют только около 800 нит. Когда речь идет о яркости, HDR-совместимые экраны не оставляют своим предшественникам ни одного шанса.

Цвета также преображаются, благодаря HDR-характеристикам, запрашивающим 10 или 12 бит для каждого цветового канала, что доступно в операционной системе и управляется с помощью набора активных инструментов. Большинство дисплеев обеспечивают только 6 или 8 бит на цветовой канал, пользуясь подсистемой цветового пространства под названием sRGB, которая охватывает только третью часть визуального спектра HDR. Фактически мы видим цвета гораздо беднее, чем они есть на самом деле. Тем не менее, даже когда оборудование способно на большее, из-за программных особенностей пользоваться улучшенными цветовыми режимами неудобно.


слева — спектр HDR, справа — спектр sRGB

Сейчас мониторы ПК, поддерживающие широкую цветовую гамму или WGC, как правило, используются в определённых сферах, например, для редактирования изображений или в медицинских целях. Игры и другое программное обеспечение попросту не замечают дополнительные цвета и часто кажутся плохо настроенными, когда сжатое цветовое пространство, которое они используют, отображается на дисплеях с широкой цветовой гаммой, если только аппаратное обеспечение не требует дополнительных операций для имитации сжатого цветового пространства. HDR-стандарты не позволяют случиться неразберихе, включая метаданные в видеопоток. Это помогает верно управлять цветовым пространством, удостовериться, что приложения выглядят правильно, и пользоваться оптимальными преимуществами улучшенных возможностей отображения.

Для обработки дополнительных данных HDR также необходим протокол HDMI 2.0a — это запоздалая модернизация вездесущего стандарта HDMI 1.4 с низкой пропускной способностью.

Существующие проблемы технологии HDR

HDR обещает многое, но дальнейший его путь пока не ясен. Самые большие проблемы возникают не с техническими препятствиями, а конкурирующими, частично несовместимыми стандартами.

В настоящее время существуют 2 главных стандарта HDR. Первый — запатентованная технология Dolby Vision с 12-битной глубиной цвета и динамическими метаданными. Её соперником является открытый стандарт HDR-10, поддерживающий 10-битный цвет и обеспечивающий только статические метаданные в начале видеопотока.

Dolby Vision, требующая лицензионные сборы и дополнительные аппаратные средства, — более дорогостоящая инновация, что и ограничило её внедрение. Многие производители экранов и контент-провайдеры приняли решение поддерживать HDR-10, в том числе Microsoft для Xbox One S и Sony для PS4, что указывает сторону, в которую склоняется индустрия игр. Благодаря этому HDR-10 считается оптимальным выбором для любителей консолей.

Поклонники Dolby Vision расхваливают её глубину цветопередачи, более высокие стандарты аппаратного обеспечения и покадровую способность динамично регулировать цвет и яркость, вместе с совместимостью с HDR-10. Но рынок движется в сторону менее дорогого и достаточно хорошего стандарта HDR-10.

Поскольку HDR-10 невозможно совместить с Dolby Vision, Dolby во многом выигрывает, но этот запатентованный и дорогой стандарт HDR, скорее всего, в ближайшие годы окажется в тупике. Тем не менее, если вы заядлый любитель видео или фильмов и покупаете товары на основе их качества и содержания, что в полной мере присутствует в последних товарах компании Dolby, возможно, цена будет не так уж важна, и вы без проблем насладитесь более полной картинкой. У геймеров, однако, скорее всего, будут другие приоритеты.

Где используется HDR сегодня?

Производители ПК торопятся вступить в гонку за HDR, но вам не обязательно ждать их, чтобы опробовать его. Аппаратные средства HDR уже доступны для потребителей на телевизионном рынке высокого класса. Кроме того, это наилучшая возможность лицезреть HDR в действии, так как уже есть небольшая, но постоянно обновляющаяся библиотека HDR-демо, кинофильмов и передач, сравнивающих разные варианты «бок о бок», что наглядно показывает разницу в изображении. Все рекомендованные нами модели телевизоров поддерживают HDR, благодаря чему они становятся достойным вариантом для замены монитора, если размер и качество изображения для вас важнее малого времени отклика.

Телевизоры серий Samsung KS8000 и KS9800 могут справляться с различными задачами не хуже хороших компьютерных дисплеев, что позволяет им в числе первых освоить контент HDR по мере того, как он становится доступным на ПК. Просто не забывайте, что стоит всё это немало, и в использовании телевизора для игр есть некоторые недостатки.

Видеокарты, совместимые с HDR

Единственное место, где компьютеры уже подготовлены к HDR, — это рынок видеокарт. И пока мониторы отстают от ТВ-коллег, графические процессоры среднего и высокого класса уже почти год как готовы к изменениям, благодаря здоровой конкуренции компаний Nvidia и AMD.

Nvidia говорила о HDR ещё с момента появления карт 900 серии, сейчас она сертифицирует все карты на основе Pascal и подготавливает их к HDR. AMD чуть отстаёт, выпустив 390X и Polaris — свои первые HDR-совместимые карты. Если вы купили видеокарту не так давно, есть вероятность, что, по крайней мере, часть системы уже готова к изменениям.

Когда HDR появится в компьютерных играх?

Самый сложный вопрос — что всё это означает для геймеров? Пока некоторые новые продукты будут выпускаться с поддержкой HDR, старые игры без внесения некоторых исправлений не поддержат более широкие цветовые и контрастные возможности. Эти старые игры могут нормально воспроизводиться на HDR-оборудованных системах, но вы не увидите никаких изменений в лучшую сторону без добавления свежих кодов.

К счастью, использование передовых технологий не требует полного переписывания программного обеспечения. Без значительных усилий может быть использован довольно простой процесс отображения, который расширяет карты цветов SDR до HDR-диапазонов.

Это означает, что в будущем в популярные игры могут внести исправления, добавив поддержку HDR, или сделать на них ремиксы, а стиляги вернутся к классике, на которую разработчики и не посмотрят. В отличие от сымитированного или усреднённого HDR, который использовался в ранних версиях игр или фотографиях, аппаратное HDR-обеспечение уже завоевывает популярность в индустрии развлечений. Однако к идеалу всё ещё нужно стремиться.

Реальная проблема, с которой сегодня сталкиваются ПК-геймеры, имеющие интерес к HDR, — платформа не имеет подобных технологий. Компания Nvidia разрабатывает патч для Rise of Raider Tomb. Помимо этого, игры, поддерживающие HDR на консолях, возможно, дождутся версий, которые подойдут и для ПК (например, Forza, Battlefield, Gears of War и другие). Но об этом мы не можем знать наверняка.


слева — режим HDR, справа — стандартный

Пока не появятся такие патчи и игры, первыми расширенные визуальные эффекты смогут оценить пользователи Blu-Ray и консолей. Поэтому можно расслабиться. Потребуется некоторое время, прежде чем HDR появится на ПК, так что сейчас просто наслаждайтесь своим каталогом в Steam и ждите.

Нет похожих статей

Когда в начале 2017 года проходила выставка CES, стало ясно, что вскоре прилавки компьютерных магазинов начнут заполонять компьютерные мониторы, поддерживающие стандарт HDR. Все крупные производители уже продают такие модели – каждая с впечатляющими параметрами. Скоро мы подробно расскажем об одном из них, а сейчас давайте сосредоточимся на теории, которая поможет решить, насколько сейчас оправдана покупка монитора с поддержкой HDR.

HDR в PC-формате

Стандартное объяснение описывает HDR (или High Dynamic Range) как набор стандартов, предназначенных для расширения цветопередачи и контрастности видео и изображений за пределы стандартных, «жестких» аппаратных возможностей. Говоря проще, HDR улучшает контраст, яркость и насыщенность цветов, обеспечивая в несколько раз более детализированное изображение. HDR против SDR

С практической точки зрения для большинства пользователей это означает полную замену имеющихся устройств для того чтобы получить очевидную разницу в качестве изображения. Почему полная замена? Потому что стандартные устройства, в частности мониторы, не соответствуют требованиям сертификации HDR.

Начнем с требования к яркости. Чтобы считаться «HDR ready» дисплей должен иметь минимум 1000 Кд/м2 (нит яркости). Высококлассные мониторы обеспечивают яркость между 300-400 нит, т.е. они даже близко не соответствуют тому, что необходимо. Хорошие ноутбуки имеют около 100 нит. Даже у дисплеев для смартфонов, разработанных для обеспечения хорошей видимости при ярком солнечном свете, этот показатель редко превышает 800 нит (Galaxy Note8 является одним из исключений с яркостью 1200 нит). Иначе говоря – в настоящее время 99% дисплеев не поддерживают HDR.

Теперь перейдем к воспроизведению цвета. Технология HDR требует, чтобы монитор поддерживал глубину цвета 10 или 12 бит. Однако стандартные мониторы способны передавать только 6- или 8-битный цвет, используя цветовую гамму sRGB, которая покрывает только треть визуального спектра HDR.

Модели мониторов с поддержкой технологии Wide Gamut Color (WGC) отвечают требованиям цвета, но их расширенные возможности совместимы только с программами для профессионального использования (графические редакторы, например). Игры и остальное программное обеспечение просто игнорируют дополнительные цвета и часто выглядят «размытыми», если оборудование не может эмулировать уменьшенное цветовое пространство.

HDR позволяет избежать этой путаницы за счет метаданных, которые корректно распределяют цветовое пространство. Именно это помогает правильно визуализировать изображение и заставляет все программное обеспечение оптимально использовать возможности дисплея.

Здесь, однако, следует вставить одно большое «НО» для тех из вас, кто работает в области фотографии, графического дизайна и обработки видео. Более яркие и насыщенные цвета, обеспечиваемые HDR-мониторами, вряд ли придутся вам по душе. Не потому что не понравятся вам, просто они не удовлетворят ваши профессиональные потребности, потому что их «живость» достигается за счет реалистичности цветопередачи. Модели с WGC продолжают оставаться идеальным выбором для вас. Так что если вы читаете этот текст, чтобы узнать, какие преимущества эта технология дает вашей сфере занятости, вы их просто не найдете.
Два дизайнерских монитора Dell. Слева – экран WGC с реалистичной цветопередачей. Справа – дисплей HDR. Легко заметить высокую насыщенность цвета.

Каша из стандартов

Далее мы поговорим об опыте с точки зрения обычного пользователя и PC-геймера, но сначала позвольте мне распутать для вас огромный запутанный клубок стандартов HDR. В настоящее время существует четыре стандарта, но только два из них широко распространены в потребительской электронике: запатентованный Dolby Vision с его 12-битным цветом и динамическими метаданными; и открытый стандарт HDR10, который поддерживает 10-битный цвет и предоставляет только статическую передачу метаданных. Два других стандарта – HLG, разработанный BBC и используемый на YouTube; и Advanced HDR, созданный Technicolor и используемый главным образом в Европе.
Разница между SDR, HDR со статическими метаданными (HDR10) и HDR с динамическими метаданными (Dolby Vision).

Но вернемся к вопросу использования HDR в компьютерных мониторах, добавив тяжесть игр. Требуя платы за лицензию и наличия дополнительного оборудования, Dolby Vision является более дорогим из обоих стандартов, и его дороговизна – основной фактор медленного приема. Несмотря на то, что Dolby Vision обеспечивает лучшую глубину цвета и возможности динамической перенастройки кадра за кадром, разработчики игр выбирают более дешевый, но оптимальный HDR10. При этом речь идет не только о производителях ПК, но и консолей: Microsoft (Xbox One S и Xbox One X) и Sony (PS4 и PS4 Pro). Основные сторонники HDR10, такие как Samsung и Amazon, даже активно борются против аргумента, что Dolby Vision предоставляет более высокое качество изображения. Эта борьба привела к появлению своеобразного обновления под названием HDR10+, которое улучшает некоторые слабые стороны HDR10.

Все это говорит о том, что HDR10 станет широко распространенным стандартом HDR для компьютерных мониторов и игр, верно? Нет, не совсем. Недавно разработчики Dolby Vision упростили интеграцию своей технологии в игры и графические процессоры посредством патчей, прошивок или обновлений драйверов. Весной этого года к числу ключевых сторонников Dolby Vision в играх присоединилась компания NVIDIA.
Стенд NVIDIA на выставке Computex 2017. Слева – стандартный SDR-монитор, справа – HRD-монитор. Фото: TechPowerUp

(ПК)Гейминг в HDR

Консольщикам повезло больше в вопросе HDR. Они выиграли от включения стандарта в высококлассные телевизоры, а производители консолей разработчики игр (специально для консолей) быстро разглядели визуальное преимущество HDR-экранов перед стандартными телевизорами. С чисто практической точки зрения потребителю легче оправдать большие инвестиции в экран, который служит развлекательным центром его дома, чем в тот, который стоит на рабочем столе.

Тем не менее, PC-геймеры могут быть благодарны их консольным товарищам. Популяризация HDR в телевизорах, таких как серии LG C6 и C7, которые могут использоваться в качестве гигантских мониторов для ПК, позволили «ПКшникам» насладиться первой волной HDR-контента, созданного специально для ПК.

Но все же, на какие модели мониторов следует обратить внимание? Три из наиболее перспективных анонсированных HDR-мониторов быстро разочаровали тем, что по факту они не соответствуют всем требованиям HDR10. И, следовательно, не поддерживают истинный HDR. Два из них, Dell S2718D и LG 32UD99, могут принимать HDR-сигнал, но не имеют необходимого цветового диапазона или яркости для использования HDR-контента. Последний, BenQ SW320, отвечает требованиям к цвету, но не яркости. Таким образом, в списке остались следующие модели: Acer Predator X27, Acer Predator X35 ASUS ROG Swift PG27UQ, ASUS ROG Swift PG35VQ, Samsung CHG70 и Samsung CHG90.
ASUS ROG Swift PG35VQ – одна из самых перспективных HDR-моделей на данный момент

Следующий логический вопрос: как обстоит ситуация с графическим процессором? В этом плане компьютеры уже давно подготовлены благодаря войне между NVIDIA и AMD, а также их видеокартам среднего и высокого классов.

NVIDIA начала с интеграции HDR в свои графические процессоры поколения Maxwell (предыдущая серия 900) и продолжила сертификацию с новой серией 1000, которая использует архитектуру Pascal. Первыми сертифицированными видеокартами от AMD стали модели семейств 390X и Polaris. Проще говоря, если ваша видеокарта была выпущена в течение последних 4 лет, у вас не должно быть никаких проблем. Однако, если вы хотите воспользоваться всем, что может предложить новый HDR-дисплей, придется приобрести одну из самых новейших моделей видеокарт.

Реальная проблема с HDR для PC-геймеров

Если с деньгами полный порядок, то покупка монитора с поддержкой HDR и соответствующего компьютерного железа не будет проблемой. Но прежде чем бежать в магазин, следует изучить ситуацию с наличием соответствующего контента. К сожалению, в этом плане так себе ситуация. Да, есть новые игры, в которые изначально заложена поддержка HDR, но старые игры не умеют подстраиваться по особенности этой технологии. По крайней мере, не без специальных патчей.

Интеграция HDR не требует масштабных изменений в программном обеспечении, но это не отменяет того факта, что в настоящее время количество HDR-контента, доступного PC-геймерам не так уж и велико. На самом деле только несколько игр поддерживают стандарт: Shadow Warrior 2, Deus Ex: Mankind Devided, Hitman, Resident Evil 7, Obduction, Paragon, пропатченная версия Mass Effect: Andromeda, Need For Speed: Payback и Star Wars: Battlefront 2. Кроссплатформенные игры Gears of War, Battlefield и Forza Horizon 3 поддерживают HDR в консольных версиях, но эта функция отсутствует на ПК. Некоторое время назад NVIDIA активно работала над патчем HDR для Rise of Tomb Raider, но от компании уже давно нет никаких новостей о том, как продвигается эта работа.

Разработчики игр принимают идею HDR, но консольные игры будут первыми с такой поддержкой. PC-геймеры остаются (снова) на заднем плане. Пройдет еще несколько лет, прежде чем HDR станет действительно важной особенностью компьютерных мониторов. На данный момент этого стандарта нет в числе обязательных параметров, которым должен обладать игровой монитор, чтобы заслуживать внимание. Как и в случае с 4K, HDR – это инвестиция в будущее.

Один совет, который я могу дать вам в завершение: покупаете сегодня монитор, который отвечает вашим текущим потребностям. Если вам важно наличие HDR, то этот приятный бонус обойдется вам в несколько дополнительных сотен долларов, но он будет гарантией (хотя и небольшой), что ваш новенький монитор еще долго будет оставаться актуальным.

Метки: ,

Современные технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что порой бывает непросто разобраться во всём их многообразии. Например, выбирая телевизор, вам придётся обратить внимание на множество параметров, часть из которых может озадачить неподготовленного покупателя. В этой статье мы поговорим о технологии HDR, ставшей чрезвычайно актуальной в последние год-полтора.

На практике её внедрение до начала 2016 года было прерогативой отдельных моделей телевизоров, а соответствующего контента было катастрофически мало. К счастью, в течение года ситуация начала меняться: всё больше производителей оснащают свои телевизоры поддержкой HDR. Производители игровых консолей также внедрили поддержку технологии в обновлённые модели. Sony пошла ещё дальше и включила поддержку HDR в оригинальной PlayStation 4 путём обновления программного обеспечения.

Самое главное - появился и продолжает появляться подходящий контент, способный раскрыться на устройствах с поддержкой HDR.

Так стоит ли весь этот шум вокруг HDR вложения денег покупателей в совместимое оборудование?

Tomsguide.com

Как выглядит?

Давайте попробуем разобраться и начнём с объяснения сущности технологии.

Любой телевизор характеризуется показателями контрастности и точности цветопередачи. Контрастность влияет на то, насколько яркие и тёмные цвета сможет демонстрировать устройство, сохраняя их различимость для зрителя. Точность цветопередачи, в свою очередь, означает, насколько близкие к реальным оттенки будут отображаться на экране.

Любопытно, что большинство потенциальных покупателей, если им предложить на выбор телевизор с более высоким разрешением и телевизор с меньшим разрешением, но более высокой контрастностью, выберут второй. Именно насыщенность и разнообразие цветов оказываются в приоритете при выборе. Таким образом, яркость картинки пока остаётся предпочтительнее разрешения выше 4К. Покупатели выбирают глазами.

В чём суть?

Технология HDR (High Dynamic Range), или расширенный динамический диапазон, позволяет сделать описанный выше выбор ещё более очевидным: она делает светлые цвета ещё светлее, а тёмные - темнее. HDR увеличивает цветовой диапазон и максимальную контрастность, что делает изображение более глубоким и насыщенным. Стандартные цвета - красный, синий и зелёный - получают дополнительные оттенки и их комбинации, что непосредственным образом сказывается на качестве изображения.

Рука об руку с HDR идёт технология WCG (Wide Color Gamut). Последняя ещё больше расширяет доступный набор цветов. Зрители, никогда ранее не сталкивавшиеся с данными технологиями, будут приятно удивлены тем, насколько увеличивается число оттенков одних и тех же, казалось бы, привычных цветов.


wired.com

Важно понимать, что технология HDR, внедряемая в современные телевизоры и подключаемые к ним устройства, серьёзно отличается от того, что уже некоторое время присутствует в камерах наших смартфонов.

Так, телевизионная технология HDR увеличивает контрастность и палитру доступных цветов, чтобы сделать изображение на экране более реалистичным, показать его в натуральных красках. Технология HDR в камерах, в свою очередь, используется для совмещения нескольких снимков в один для получения наилучшего изображения, которое объединяет наиболее удачные элементы всех сделанных кадров. Таким образом, разница между двумя HDR получается принципиальная.

Как реализуется?

Технология HDR состоит из двух неотъемлемых частей: дисплея и контента.

На самом деле телевизор - это наиболее простая часть из двух. От него требуется уметь подсвечивать определённые области экрана более ярко, чем это делает его обычный аналог, не обладающий поддержкой HDR.

Всё гораздо сложнее в случае с контентом, который должен обладать поддержкой HDR, чтобы отображать расширенный динамический диапазон на экране. Большинство фильмов, многие сериалы, снятые в последнее десятилетие, обладают поддержкой HDR. Также она может быть добавлена без каких-либо искусственных вкраплений в оригинальную картинку. Дело в том, что основным препятствием на пути HDR-контента к вашему телевизору становится исключительно передача данных.

Видео, созданное с использованием расширенного динамического диапазона, сжимается, чтобы затем передаваться на ваш телевизор, компьютер или другое устройство. В результате пользователь видит в лучшем случае ту картинку, которую пытается воспроизвести его дисплей с использованием встроенных в него технологий и систем по улучшению качества изображения.


whathifi.com

Таким образом, только контент из определённых источников будет отображаться с настоящим HDR, потому что ваш телевизор будет получать дополнительные метаданные, которые сообщат ему, как именно нужно отображать каждую конкретную сцену. Разумеется, здесь подразумевается поддержка технологии устройством воспроизведения.

Кроме того, имеются и определённые требования к оборудованию. Не только ваш телевизор, но и проигрыватель или телевизионная приставка должны иметь разъём HDMI версии не ниже 2.0. Большая часть оборудования, выпущенного с 2015 года по настоящее время, обладает поддержкой стандарта HDMI 2.0, который может быть программно обновлён до HDMI 2.0a. Последняя версия стандарта необходима для передачи тех самых метаданных, упомянутых выше.

При этом производители уже приняли решение присваивать телевизорам, обладающим поддержкой разрешения 4К и технологии HDR, сертификат UHD Premium. На его наличие стоит обратить внимание при покупке. Также стоит заметить, что формат 4K Blu-ray также обладает поддержкой HDR по умолчанию.

Подведём итог

Безусловно, технология HDR в телевизорах пока не настолько жизненно необходима, как это преподносят производители, но именно она сейчас является основной движущей силой в индустрии. Гонка за разрешением выше 4К отошла на второй план, уступив дорогу расширенному динамическому диапазону.

И хотя наилучший результат будет достигнут при объединении двух передовых стандартов, на данном этапе предпочтительнее выбрать телевизор с поддержкой HDR, если вы не готовы переплачивать за наличие более высокого, чем 4К, разрешения. Качество картинки при использовании подходящего контента приятно удивит вас в любом случае. Глаза не обманешь: более яркие и насыщенные цвета, а также их разнообразие будут предпочтительнее, чем наличие матрицы с ультравысоким разрешением.

Таким образом, покупая новый телевизор в конце 2016 года, желательно озаботиться хотя бы наличием поддержки HDR, а разрешение выше 4К пока остаётся приятным, но всё-таки дополнением, которое слишком сильно влияет на итоговую стоимость покупки, но не приносит тех же эмоций.