Программа дополнительного образования по авиамоделированию. Дополнительная образовательная программа «Авиамоделизм. Обеспечение программного материала

Пояснительная записка

Авиамодельный спорт – не только средство интересно проводить свободное время. Его по праву считают ступенью в большую авиацию. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления, кружковцы познают самые современные, передовые технические решения. Занимаясь в кружке, ребята знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов, таким образом, приобретают полезные навыки и знания.

Сейчас много говорится о реформе образования, но в основном о школе, и очень мало о дополнительном образовании в области научно-технического творчества. Пришло новое поколение молодежи, которое не умеет работать. Именно поэтому в нашем Центре внешкольной работы на протяжении многих лет работают технические кружки, в том числе авиамодельный кружок.

Программа по авиамоделированию разработана в 2013 году, проходит корректировку в течение учебного года и является результатом практической деятельности педагога. Программа ориентирована на обучение учащихся 1-8 классов. Она направлена на формирование устойчивого интереса к технике, самореализацию, использования технической литературы, расширения знаний и умений. Проводится работа по вовлечению детей из семей группы риска, детей состоящих на внутришкольном учете. Занятия планируются по принципу « от простого к сложному».

Кружок хоть и в незначительной мере, но позволяет воспитать технически грамотное поколение XXI века. Хотелось бы, чтобы, научившись строить модели и управлять ими, учащиеся не остановились на этом, а продолжали бы серьезно заниматься вопросами, связанными с авиацией.

В течение учебного года периодически проводится диагностика знаний полученных в авиамодельном кружке (смотрите приложение).

Кружок первого года обучения комплектуется из учащихся 1-8 классов, количество детей в группе 12-15 человек, занятия проводятся два раза в неделю по два часа. В кружке первого года на занятиях рекомендуется использовать групповую форму, при которой все кружковцы выполняют модели по одному чертежу с минимальным отклонением. Каждая модель требует подробных объяснений последовательности изготовления деталей и их сборки. Модели должны быть привлекательными и посильными в постройке. Занятия проводятся в оборудованной мастерской соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет располагает наглядными пособиями, ТСО и др. Педагог сначала сам строит и испытывает прототип в полете. Без этого он не узнает, что может вызвать у ребенка затруднения в работе над моделью, какие инструменты, шаблоны и приспособления необходимо приготовить. Теоретические сведения лучше сообщать учащимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности при применении наглядных пособий. В течение учебного года каждым из кружковцев изготавливаются простейшие модели из бумаги и картона: «Утка», «Летающее крыло», контурные летающие модели «С-37», «МиГ-29», метательные планера «Пионер-юниор». Кружковцы занимаются постройкой плоского, ромбического – коробчатого и необычного воздушного змея с которыми они принимают участие в областных соревнованиях по воздушным змеям. При изготовлении схематической модели планера и планера А-3 «Дрозд» учитывается выбор модели по желанию ребенка. Модели планеров необходимы для самостоятельной регулировки и тренировочных запусков с леера и участия в соревнованиях по авиамодельному спорту.

Учащиеся первого года обучения приобретают навыки владения инструментами, использования материала, элементарного чтения чертежа. Участвуя в соревнованиях вместе со старшими кружковцами, приобретают наглядные практические навыки, получают возможность адаптации среди сверстников других команд. Учатся общению, пониманию друг друга, способности сопереживать товарищам. Старшие товарищи выступают в роли кружковцев- инструкторов. Благоприятная атмосфера в кружке, доверительный тон учителя способствуют расширению творческого потенциала каждого учащегося. Таким образом, участие в данных мероприятиях ребят первого года обучения, является хорошим стимулом к продолжению занятий авиамоделированием.

Кружок второго года обучения комплектуется из учащихся 6-8 классов, прошедших начальное обучение. Дальнейшая работа в кружке расширяет круг знаний школьников по авиационной и модельной технике. В группе 12-15 человек, занятия проходят два раза в неделю по два часа. В начале учебного года кружковцы работают над моделью одного вида, затем во второй половине учебного года каждый над своей моделью, выбранной из следующих классов.

    Свободно летающие модели.

    Схематическая модель самолета (групповая работа);

    Модель планера А-1;

    Колибри-4.

    Кордовые модели.

Модель «полукопия».

Руководитель предлагает ребятам простые конструкции, которые отвечают техническим требованиям к моделям каждого класса. Кружковцы второго года обучения принимают участие в соревнованиях. При этом они учатся выявлять недостатки в построенных моделях, ошибки в действиях моделистов. Изучают правила проведения соревнований с моделями своего класса. Пробное участие в судейских стартах, способствует созданию объективного мнения о работе судейства, воспитанию ответственности, расширению кругозора, учит выдержке.

    Свободно летающие модели.

    • Модели планера F-1-A.

      Резиномоторная модель F-1-B.

      Резиномоторная модель F-1-G.

      Таймерная модель F-1-C/

    Кордовые модели.

    Пилотажная модель самолета F-2-B.

    Модель «воздушного боя» F-2-D.

    Модель копия F-4-B.

Кружковцы третьего года обучения принимают участие в областных соревнованиях по авиамодельному спорту. Готовятся к сдаче норм на спортивные разряды и категории судей по авиамодельному спорту. Устойчивый интерес к занятиям, позволяет добиться высоких спортивных результатов.

Данная программа по авиамоделированию ставит цели :

    Развитие творческих способностей ребенка

    Развитие интереса к науке и технике

    Воспитание гражданственности и патриотизма

    Предпрофессиональная подготовка

Для реализации намеченных целей ставятся задачи:

    Изучить основы самолетостроения.

    Изучить основы полета моделей.

    Воспитать трудолюбие, силу воли и внимание.

    Принять участие в областных соревнованиях.

    Выполнить разрядные нормативы по авиамодельному спорту.

Важными условиями получения знаний в авиамодельном кружке по данной программе являются :

    Четкая цель каждого занятия

    Правильный подбор учебного материала с учетом содержания, темы и поставленных задач

    Сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся

Занятия в авиамодельном кружке развивает следующие конкретные качества и навыки

    Умение и знание работы с простыми ручным инструментом, как рубанки, ножики, лобзики, измерительный инструмент и др. с разными приспособлениями, формами и шаблонами.

    Умению составлять и реализовывать, простые схемы изделий, чертежи, рисунки в конкретные модели. Уметь в них разбираться.

    Прививание простейших навыков конструирование тех или иных узлов, деталей конкретной модели

    Развития при постройке и разработке авиамодели таких качеств как

    Усидчивость, трудолюбия, внимательность

    Аккуратность, элегантности в работе.

    Развитие точности, исполнительности в работе над авиамоделями

    Прививание знаний и умение работать с различными конструктивными материалами такие как древесина, металл, пластик, различные клея, краски и их составляющие

    Развитие взаимопомощи, товарищества, коллективизма при проведении соревнований, конкурсов и показательных выступлениях.

    Начальные знание развитие авиации, ракетостроение в стране и мире.

    Знание о авиамодельном спорте разделение моделей по классам типам назначениям.

    Развитие координации движений зрительной точности при занятиях с радиоуправляемыми моделями самолетов;

    Умение работать и эксплуатировать простые системы радиоуправления

    Тематическое планирование занятий первого года обучения.

Тема занятия

Количество часов

Цели, задачи, назначение занятий

Вводное занятие:

Знакомство с группой;

Задачи кружка;

Знакомство с материальной базой;

Техника безопасности при работе с инструментами.

Ознакомительные занятия с группой, выбор старосты группы, права и обязанности кружководов, правила техники безопасности.

Разработка простейшей модели парашюта:

Изготовление купола;

Изготовление строп;

Изготовление грузика;

Сборка в целом всей модели;

Тренировочные запуски;

История создания парашюта, конструкция, классификация, назначение каждого вида.

Рассказ о катапульте, её необходимость и конструкция.

Соревнования на лучшую модель:

Продолжительность;

Изготовление лопастей несущего винта.

Изготовление ступицы;

Изготовление противовеса;

Сборка конструкции.

Начальное представление о самолётах, вертолётах, ракетах, их конструкция назначения. Обучение работы с ручным инструментом с различными видами материалов: клеями, красками, лаками и т.д.

Умение работать с чертежами, эскизами, развитие аккуратности и культуры в работе над моделями. Умение работать с различными измерительными инструментами шаблонами лекалами. Воспитание усидчивости и трудолюбия.

Практические запуски моделей

Соревнования по простейшим валетам:

На высоту;

Продолжительность.

Разработка их лопастного вертолёта «Пчела»:

Изготовление лопастей;

Изготовление ступицы;

Изготовление противовеса;

Полная сборка модули.

Соревнования по запуску:

На высоту;

На продолжительность.

Изготовление модели с гибким крылом:

Изготовление стрингеров;

Изготовление носика модули;

Изготовление киля;

Сборка модели;

Обтяжка каркаса;

Установка Ц.Т.

Регулировки, запуск модели

Изготовление простейших моделей из бумаги:

Одноконтурной схемы;

Схемы биплан;

Дхухкрылатой схемы;

Летающее крыло.

Регулировка, тренировочные занятия.

Соревнования:

На продолжительность;

Дальность полёта;

Точность приземления.

Проведение итогов соревнований.

Изготовление проектирование простейших моделей самолётов, планеров:

Изготовление крыльев;

Изготовление киля;

Изготовление стабилизатора;

Изготовление фюзеляжи;

Сборка модулей.

Регулировка, тренировочные запуски моделей

Практические запуски моделей

Соревнование:

На продолжительность

Дальность полета

Изготовление модели в/змея конверт

Изготовление боковых распорок

Изготовление центрального крепежа

Сборка конструкции

Обтяжка каркаса

Установка натяжной системы

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Тренировочные запуски моделей в/змея

В тихую погоду

Практические запуски моделей

Изготовление коробчатого объемного в/змея

Изготовление реек

Сборка боковин

Установка поперечин

Сборка каркаса

Обтяжка конструкции

Установка растяжек

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Тренировочные полеты в/змея

Практические запуски моделей

Изготовление модели бумеранга

Выпиливание формы

Профилирование формы

Центрование каркаса

Раскраска

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Запуски модели бумеранга на дальность

Практические запуски моделей

Ракетомоделирование:

Изготовление корпуса ракеты

Изготовление стабилизатора

Изготовление отсека двигателя

Изготовление обтекателя

Подгонка к корпусу

Раскраска корпуса

Сборка модели ракеты

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Сборка стартового оборудования

Сборка стартового стола

Направляющая

Практические пуски моделей ракет

Дальность

Продолжительность

Практические запуски моделей

Изготовление модели вертолета с резиномотором

Фюзеляж

Хвостовое

Посадочная лыжа

Носовая часть

Сборка модели

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Тренировочные записки модели

Регулировка

Практические запуски моделей

Изготовление модели планера «Чиж»

Изготовление крыла

Изготовление фюзеляжа

Изготовление носика

Изготовление киле

Изготовление стабилизатора

Сборка модели планера

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Регулировка тренировочные запуски моделей

Практические запуски моделей

Изготовление модели самолета с резиномотором «Колибри»

Изготовление крыло

Изготовление винта

Изготовление стабилизаторы

Изготовление киля

Изготовление фюзеляжа

Окончательная сборка модели колибри

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Тренировочные запуски моделей

Практические запуски моделей

Всего часов

II . 2. Содержание первого года обучения

1. Вводное занятие .

Знакомство с каждым кружковцем, его интересами и увлечениями. История создания авиации, ее значение в жизни человека. Инструменты и приспособления, применяемые на кружке, их назначение. Демонстрация ранее построенных моделей. Правила работы кружка. Инструктаж по технике безопасности (охране труда).

2. Начальное сведение о воздухе .

Воздушные течения и их причины. Направление ветра, его скорость, исследование свойств воздуха. Краткий исторический очерк А. Ф. Можайского и К.Э. Циолковского. Зависимость сопротивления воздуха от формы тела.

Практическая работа . Изготовление простейшего прибора по измерению скорости ветра.

3. Простейшие летающие модели

Что такое самолет и его основные части. Подъемная сила и лобовое сопротивление крыла модели (самолета). Силы, действующие на модель в полете. Центр тяжести и поперечный угол V. Три принципа создания подъемной силы (аэростатической, аэродинамической и реактивной).

Практическая работа. Изготовление бумажных летающих моделей «Утка», «Тандем», «Дельта», «Дископлан», «Летающие крыло». Изготовление контурной летающей модели С-37, МиГ – 29 и бумажного ракетоплана. Метательные планера «Юниор», «Пионер». Проведение соревнований с построенными моделями.

Постройка простейшей модели вертолета «Муха».Постройка соосного вертолета. Проведение соревнований с построенными моделями.

4. Воздушные змеи .

Воздушный змей – самый древний летательный аппарат. Использование воздушных змеев в военном деле и как первого летательного аппарата. Почему и как летает воздушный змей, силы, действующие на него в полете. Определение силы ветра по школе Бофорта. Требование к конструкции воздушных змеев. Запуск и техника (безопасности при запуске змеев).

Практическая работа . Постройка плоского «русского змея», коробчатого - ромбического змея и необычного воздушного змея. Обтяжка моделей змеев лавсановой пленкой, тонкой синтетической тканью и полиэтиленовой пленкой. Крепление уздечек и леера к модели воздушного змея.

5. Схематическая модель планера.

Краткий исторический очерк о создании О. Лилиемталем планера и его полеты. Полеты первых русских планеристов К.К. Арцеулова, П.Н. Нестеров, Г.С. Тереверко. Рекордные полеты русских планеров. Использование планеров в годы Великой Отечественной войны. Развитие дельтапланеризма. Способы запуска планеров с помощью амортизатора, лебедки и самолета.

Практическая работа. Постройка схематической модели планера, подбор материала и технология изготовления отдельных деталей. Вычерчивание рабочих чертежей в натуральную величину. Изготовление деталей планера: грузика, рейки фюзеляжа, стабилизатора, киля, передних и задних кромок крыла. Изготовление нервюр и законцовок крыла, сборка крыла. Изготовление пилона крыла. Сборка стабилизатора и киля. Обтяжка поверхностей: крыла, стабилизатора и киля. Установка съемных деталей на места и определение центра тяжести. Регулировка и запуск модели, устранение замеченных недостатков.

6. Модели планера А-3 «4 ИЖ»

Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Парение планера в восходящих потоках воздуха. Влияние геометрических форм модели на качество полета.

Практическая работа. Вычерчивание рабочих чертежей в натуральную величину. Изготовление шаблонов нервюр носовой части.

Изготовление частей и деталей модели планера: носовой части фюзеляжа, рейки фюзеляжа, стабилизатора, киля. Изготовление передней, задней кромки, лонжеронов, нервюр. Сборка крыла и стабилизатора на стапиле. Обтяжка поверхностей крыла, стабилизатора, киля. Сборка модели и определение центра тяжести модели.

7. Регулировка и запуск модели .

Правила безопасности полетов. Техника запуска моделей. Запуски моделей с целью выработки определенных устойчивых навыков по запуску моделей.

Практическая работа. Тренировочные запуски, устранение замеченных недостатков. Подготовка моделей к соревнованиям, выставкам. Определение результатов, разбор полетов.

8. Заключительное занятие.

Подведение итогов работа кружка за учебный год. Перспективы работы в новом учебном году. Беседа «Чему мы научились на занятиях в кружке». Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы. Разбор и оценка полетов.

Учащиеся, закончившие первый год обучения, должны знать:

      Охрану труда при работе с инструментами.

      Название, назначение и устройство основных частей самолета и планера

      Теорию полета планеров.

      Основные правила регулировки простейших моделей планеров.

      Вычерчивание рабочих чертежей.

Учащиеся должны уметь:

      Пользоваться инструментами, приспособлениями и материалами.

      Выполнять рабочие чертежи.

      Изготавливать модели планеров, уметь их регулировать.

      Находить центр тяжести.

      Определять силу и направление ветра (ориентировочно) по местным признакам: дыму, деревьям, состояние водной поверхности.

Конечным результатом кружка первого года обучения является: умение пользоваться технической литературой. Знание видов, классов и конструкций авиамоделей. Приобретение навыков запуска воздушных змеев и моделей планеров. Участие в соревнованиях.

    1. Тематическое планирование занятий

2-го года обучения

Тема занятия

Кол-во часов занятий

Цели, задачи назначения занятия

Примечание

Вводное занятие:

Знакомство с группой

Цели и задачи кружка

Знакомство с инструментом, оборудованием

Знакомство с кружковцами, планах работы выбор старшего группы, представления о работе с инструментом

Техника безопасности:

Работа с ручным инструментом

Работа с клеями, лаками и красками

Рассказ о правилах работы с инструментом лаками красками и.т.д.

История развития авиации:

Мировой

Отечественной

Космонавтики

Ракетостроения

Рассказ и показ конструкций различных самолетов, вертолётов ракет и другой техники

История развития авиамоделизма:

Мирового

СССР и России

Рассказ и показ о различных авиамоделях их эволюция, развитие и т.д.

Авиамодельный спорт:

В России

Классификация авиамоделя

Рекорды авиамоделирования

Рассказ о единой спортивной классификации Авиамодельные достижения

Авиамодельные двигатели:

Компрессионные

Калильные

Реактивные

Электродвигатели

Резиномоторные

Контактные

Рассказ и наглядный показ различных двигателей, назначение каждого принцип работы, сборка и разборка двигателя

Классификация

Назначения

Рассказ о различных видах, конструкциях, принцип действия и др.

Разработка схемы модели парашюта с самовыпуском:

Изготовление купола

Изготовление строп

Изготовление груза крючка, кольца

Сборка конструкции

Практическое изготовление модели парашюта с самовыпуском

Тренировочные запуски моделей парашютов:

На высоту

На продолжительность

Освоение запуска парашюта

Соревнования на лучшую модель парашюта

Соревнования проводится между учащимися одной группы

Разработка простейших моделей вертолётов

2х лопастной схемы

3х лопастной схемы

4х лопастной схемы

Рассказ и показ

Полеты Р/у моделей вертолётов

Тренировочные запуски моделей

Практические запуски моделей вертолетов

Разработка вертолетов с резиномотором:

Изготовление винта

Изготовление фюзеляжа

Изготовление посадочной лыжи

Сборка конструкции

Самостоятельность работы по выбору схемы модели ее конструкции и изготовлению частей, а так же ее сборка

Тренировочные запуски модели:

По высоту

На продолжительность

Самостоятельные запуски авиамодели

Разработка изготовление моделей контурной схемы:

Однофюзеляжной схемы

Двух балочной схемы

Схема летающее крыло

Схема «Утка»

Бипланной схемы

Двух контурной схемы стабилизатора

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Тренировочные запуски моделей:

Полеты на дальность

Полеты на высоту

Продолжительность полета

Точность посадки

Полеты на скорость

Самостоятельные запуски моделей освоение различных режимов полета моделей.

Соревнования по контурным моделям

Соревнования проводятся между кружковцами одной группы

Изготовление модели «ветродуя»:

Изготовление лопастей винта

Изготовление каркаса

Сборка модели

Разработка изготовление модели ветродуя испытание модели в реальных условиях атмосферы

Разработка моделей дельтаплана:

Изготовление каркаса

Изготовление противовесов

Сборка конструкции

Подготовка к обтяжке

Обтяжка конструкции

Установка пиля моделя регулировка по цт

Изготовление заготовок: по размерам шаблона сборка конструкции обтяжка, регулировка.

Испытательные запуски:

На дальность

Продолжительность

Скорость

Практические пуски моделей, регулировка в воздухе

Разработка схем пневматической модели ракеты

Изготовления конструкции корпуса

Объяснение конструкции действия пневматической модели ракеты, назначения частей, особенности конструкции

Изготовление стабилизатора:

Крыла, Киля, пневма ракеты

Сборка конструкции модели

Самостоятельная работа с конструкциями модели

Тренировочные запаски пневмаракеты

Практические пуски модели, регулировка

Разработка практических ракет с двигателем РД-10 и РД-20

Изготовление корпуса

Изготовление стабилизатора

Изготовление обтекателя

Изготовление парашюта

Сборка модели

Самостоятельная работа: выбор схемы, конструкции модели, изготовление частей модели

Подготовка к запуску ракет

Практические пуски ракет:

На высоту

На дальность

На продолжительность

Запуски ракет в реальных условиях

Разработка модели ракетоплана:

Изготовление крыла

Изготовление фюзеляжа

Изготовление стабилизатора

Изготовление крыла

Сборка конструкции

Выбор схемы моделей жесткой схемы, изготовление различных частей модели сборка конструкции, регулировка и др.

Тренировочные запуски ракетопланов

На высоту

Практические пуски моделей с пусковой установки

Выбор схемы моделей в/змея

Изготовление модели в/змея схемы «письмо»

Изготовление модели коробчатой конструкции

Изготовление модели в/змея треугольной схемы

Регулировка по углам деградации

Разработка конструкции изготовление деталей модели в/змея сборка, обтяжка, регулировка, покраска, разрисовка и др.

Практически запуски мода в/змея

Полеты моделей в/змея в реальных условиях погоды

Разработка моделей из пенопласта и бальзы

Изготовление моделей планеров

Изготовление резиномоторных моделей с винтом

Изготовление «метательных» моделей

Практическое изготовление летающих моделей планеров, резиноморных, радиоуправляемых

Реальные запуски регулировка ремонт моделей

На дальность

На продолжительность

Практические запуски моделей

Всего часов

III. 2. Содержание второго года обучения

1. Вводное занятие.

Сообщение об итогах работы в предыдущем учебном году, о спортивных достижениях кружковцев. Основные этапы развития авиамоделизма в нашей стране. Цели, задачи и содержание работы в учебном году. Технические требования к летающим моделям. Распорядок работы кружка. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы в мастерской.

2. Аэродинамические качества модели.

Понятие о сопротивлении воздуха. Число Рейнольдса. Подъемная сила. Поляра крыла. Профили крыла. Лобовое сопротивление. Виды полета.

3. Основы авиационной метеорологии.

Воздушная оболочка Земли. Слои воздушной атмосферы. Возникновение воздушных течений. Служба погоды. Восходящие потоки воздуха. Ветер. Определение силы ветра по шкале Бофорта.

4. Двигатели летающих моделей.

Понятие о типах двигателей, используемых в авиамоделизме и авиации. Классификация модельных двигателей. Резиновый двигатель, свойства резины. Приемы изготовления резиновых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуатация и хранение резиновых двигателей. Устройство микролитражных двухтактных двигателей, внутреннего сгорания. Принцип работы двигателей. Охлаждение, смазка, система питания топливом. Конструкция топливных бачков. Топливные смеси. Порядок их составления и хранения. Техника безопасности.

Практическая работа. Освоение навыков запуска и регулирование модельных двигателей КМД – 2,5, МК – 17, ЦСТКМ. Изготовление резиномоторных двигателей.

Составление топливных смесей.

5. Участие в соревнованиях, выставках, конкурсах.

Тренировочные запуски моделей. Правила безопасности полетов. Подготовка моделей к авиамодельным соревнованиям. Разбор полетов. Подготовка моделей к выставке. Показательные полеты. Улучшение эстетического вида. Подготовка моделей к выставке.

6. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы кружка за год. Анализ результатов учебного года. Перспективы работы в новом учебном году. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы.

Учащиеся, закончившие второй год обучения должны знать:

        классификацию авиационных моделей

        аэродинамику модели

        особенности регулировки и управления моделью самолета

        работу резиномоторного и внутреннего сгорания двигателей

        виды топлива (дизельное, калильное)

Учащиеся должны уметь:

        работать с электрооборудованием

        выполнять рабочие чертежи моделей

        изготовить модели самолетов

        заводить двигатель модели

        запускать модель самолета

Конечным результатом кружка второго года обучения является : умение рассчитывать основные параметры летающих моделей. Изучение основных сведений о технологии обработки металлов. Изучение устройства и принципа работы авиамодельных двигателей. Правильно эксплуатировать и определять неисправности. Участие в соревнованиях всех уровней, выполнение спортивных разрядов, достижение высоких результатов.

IV. Оборудование и инструменты

Наименование

Кол-во, шт.

Плоскогубцы

Круглогубцы

Бокорезы

Отвертки

Ручные ножницы по металлу

Молотки слесарные

Ножовки по металлу

Ножовка по дереву

Напильники разных сечений

Рашпили двух типов

Стальная щетка

Сверла диаметром (мм) 0,5-10,0

Шлифовальная шкурка

Линейки металлические 300, 500, 1000 (мм)

Разметочный циркуль

Штангенциркули

Угольники

Электрическая дрель

Деревообрабатывающий станок

Сверлильный станок

Фрезерный станок

Токарный станок (по дереву, металлу)

Набор резцов

Пульверизатор

Электропаяльники

Микрометр

V. Список литературы

1.Ю.С.Сергеев « На крыльях творчества» Записки педагога.Казань,2008г.

2.Ермаков А.М. Простейшие модели. – М.: Просвещение, 1989 г.

3.Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982 г.

4. Рожков В.С. Строим летающие модели. – М.: Патриот, 1990 г.

5.Ермаков А.Е. Авиамодельный спорт. – ДОСААФ, 1969 г.

6. Бабаев Н.А. Авиационный моделизм. – Профиздат, 1956 г.

7.Жидков С. Секреты высоких скоростей кордовых моделей самолетов. – ДОСААФ, 1972 г.

8. Зуев В.П. Модельные двигатели. – М.: Просвещение, 1973 г.

9.Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель. – ДОСААФ, 1973 г.

10.Сироткин Ю. В воздухе пилотажные модели. – ДОСААФ, 1972 г.

11. Голубев Ю.А., Камышев Н.И. Юному авиамоделисту. – М.: Просвещение, 1979г.

12. Авилов М. Лети, модель. – ДОСААФ, 1970 г.

13.Шахат А.М. Резиномоторная модель. – ДОСААФ, 1977 г.

14. Рожков В.С. Авиамодельный кружок. – М.: Просвещение, 1978,

15. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д.,Цырлин М.Д.,Основы для технического творчества,

Книга для учителя. – М.Народное образование,1996г.

16. http://www.masteraero.ru/

17. http://avia-model.com/

18. http://airmodel.ru/

19. http://samoletka.ru/

20. http://master-klass.3dn.ru/load/aviamodelirovanie/skachat_chertezhi_aviamodelej

21.http://yandex.ru/video/aviamodelirovanie

программа кружка "Авиамодельный" реализуется с 2006г. Участвовала в конкурсе авторских образовательских программ спортивно-технической направленности, посвященном Году Российской космонавтики. Автор награжден дипломом Министерства образования и науки Челябинской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Районный Дом детского творчества

Утверждено:

Директор РДДТ

О.А.Фролова

«19 » 12 2007г приказ №4

ПРОГРАММА

объединения « АВИАМОДЕЛЬНЫЙ»

Алиханов Н.К.

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

с.Еткуль

2006 г.

Информационная карта программы.

Тип программы модифицированная

Образовательная область техника

Направленность деятельности спортивно-техническая

Способ освоения содержания образования репродуктивно-творческий

Уровень освоения содержания образования общекультурный

Возрастной уровень реализации программы 10-15 лет

Форма реализации программы групповая

Продолжительность реализации программы двухгодичная

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Содержание программы
  4. Методическое и дидактическое обеспечение.
  5. Механизм отслеживания получаемых результатов.
  6. Материально – техническое оснащение программы
  7. Литература
  8. Приложение
  1. Пояснительная записка .
  1. Актуальность программы .

Авиамоделизм - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях кружка, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала, применению знаний и умений на уроках технологии, физики, для участия в школьной, муниципальной, региональной олимпиады Всероссийской олимпиады школьников.

Основными отличиями программы от других аналогичных программ являются:

  1. Оптимальный срок реализации программы в условиях сельского района – 2 года
  2. Охват всех видов бумажных моделей и плавный переход к созданию кордовых с выполнением пилотажа
  3. Единственность программы в Еткульском муниципальном районе
  1. Цель программы

Воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков. Обучение учащихся основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования.

В первый год обучения дети знакомятся с простыми моделями из бумаги, простейшими кордовыми моделями выполняя в основном модели по готовым разверткам, но с обязательными элементами доработки этих моделей.

Второй год обучения позволяет совершенствовать навыки создания моделей, выполнения полетов, участия в соревнованиях.

Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования. В данном курсе ставятся следующие задачи :

В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:

  1. технология – закрепление методов работы с бумагой, ножницами и клеем, выполнение соединений,
  2. изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей,
  3. история – небольшие повествовательные элементы по истории развития техники.
  4. Физика – знание законов воздухоплавания
  1. Задачи программы :
  1. Образовательные:
  1. Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации
  2. Познакомить учащихся с различными техническими устройствами
  3. Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства
  4. Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.
  1. Развивающие:
  1. Развитие творческих способностей
  2. Формирование конструкторских умений и навыков
  3. Пробуждение и закрепление интереса к занятиям авиамоделизмом
  1. Воспитательные:
  1. Развитие активной и всесторонне развитой личности
  2. Подготовка к труду и сознательному выбору профессии
  3. Занятость подростков и подготовка к службе в армии.
  4. Формы работы с детьми.

Общеклассная форма обучения

Одновременное участие всех школьников в общей для всех учебной деятельности под руководством учителя.

Групповая форма обучения

Связана с сотрудничеством нескольких человек и строится на принципе контроля и самоконтроля.

Парная форма работы

Применяется в том случае, когда успевающий ученик, выполняет функции учителя, в процессе чего он помогает отставшему ученику и основательно закрепляет имеющиеся у него знания.

Индивидуальная форма работы

Преобладает в работе кружка. Учебное занятие выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей.

Работа в звеньях

Во время сборки, отделки и покраски моделей учащиеся разбиваются на звенья по 5-6 человек для уделения педагогом большего внимания каждому школьнику.

  1. Методы обучения .
  1. Практический объяснение
  2. Словесный разъяснение
  3. Наглядный инструктаж
  4. Работа с книгой демонстрация
  5. ИКТ технологии наблюдение

Упражнение

  1. Средства обучения
  1. Характеристика возрастной группы

Главное содержание подросткового возраста (10 -15 лет) составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.

Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

  1. Ожидаемые результаты

Результатом работы учащихся в кружке « Авиамодельный» можно считать:

Учащиеся должны знать:

  1. основные типы авиамоделей,
  2. различия между выполнением стендовых и действующих моделей,
  3. основные элементы простейших конструкций моделей,
  4. терминологию моделизма,
  5. основы макетирования,
  6. виды материалов, применяемые в моделировании,
  7. технику безопасности при работе с инструментами,
  8. правила проведения соревнований по модельному спорту.

Учащиеся должны уметь:

  1. изготавливать разные виды простых моделей из бумаги,
  2. регулировать модели,
  3. проводить соревнования.

Учебно-тематический план. (1год обучения)

(6часов в неделю, всего 216часов)

№п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Предполагаемый результат

теория

практика

Вводное занятие

Знать цели и задачи кружка, план работы кружка.

Техника безопасности

Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России.

Знание основ авиамоделирования. Авиамодельный спорт.

Авиация. Самолет. Планер.

Планеры и действующие модели

Показательные полеты моделей. Соревнования на дальность полетов. Ремонт моделей

Модели ракет

Бумажные летающие модели

Знание основ полета моделей. Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты. Участие в соревнованиях свободно летающих моделей.

Кордовые модели. Тренировочная кордовая модель самолета

Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Развитие и закрепление устойчивых навыков изготовления моделей. Умение осуществлять полет выполненных кордовых моделей

Участие в соревнованиях, конкурсах, выставках.

Организация и проведение показательных выступлений

Умение осуществлять полет выполненных свободно летающих и кордовых моделей. Опыт и результативность участия в соревнованиях.

Итого

Учебно-тематический план. (2 год обучения)

№п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Предполагаемый результат

теория

практика

Вводное занятие

Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей.

Техника безопасности

Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

Авиамоделизм. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей.

Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и Авиамодельного спорта.

Авиация. История развития авиации

Бумажные летающие модели

Знание основ полета моделей. Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.

Планеры и действующие модели

Показательные полеты моделей

Парашют

Знать назначение, принцип действия и устройство парашютов. Выполнить простейший парашют и парашют с самовыпуском.

Воздушный шар

Знать летательный аппарат легче воздуха, принцип полета воздушного шара. Изготовить воздушный шар.

Воздушные змеи

Знать простейший летательный аппарат, историю развития воздушных змеев. Уметь выполнить плоский змей, коробчатый змей.

Вертолет

Знать историю создания вертолетов. Уметь выполнять простейший вертолет.

Модели ракет

Знать историю развития ракет. Уметь выполнять модели ракет, производить запуск моделей.

Планер

Знать назначение и типы планеров, расчет и составление чертежей. Уметь изготавливать модели планеров.

Учебно-тренировочные кордовые модели самолета.

Углубить знания по авиации и авиационной технике. Развить и закрепить устойчивые навыки изготовления моделей.

Организация и проведение показательных выступлений. Экскурсии. Участие в соревнованиях

Умение осуществлять полет выполненных моделей

Итого

объединения « Авиамодельный»

  1. Вводное занятие (4часа)

2. Техника безопасности (2часа)

Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

3. Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России

(18 часов)

Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и Авиамодельного спорта. Экскурсии, участие в соревнованиях.

4. Авиация. Самолет. Планер.(36 часов)

Знать историю развития авиации. Устройство самолета. Устройство планера. Изготовление простейших планеров. Запуск моделей. Ремонт моделей.

5. Планеры и действующие модели (16 часов)

6. Модели ракет (46 часа)

7. Бумажные летающие модели (21 часов)

8. Кордовые авиамодели. Тренировочная кордовая модель самолета (54 ч.)

Практические работы: Изготовление

и испытания учебно-тренировочных кордовых моделей самолетов.

9. Организация и проведение показательных выступлений (19 ч.)

Умение осуществлять полет выполненных свободно летающих и кордовых моделей.

объединения « Авиамодельный»

(6 часов в неделю, всего 216 часов)

  1. Вводное занятие (3часа)

Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей

2. Техника безопасности (3часа)

Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

3. Авиамоделизм. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей. (15 часов)

Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и Авиамодельного спорта

Практические работы: Соревнования на дальность полета, запуск моделей.

4. Авиация. История развития авиации (9 часов)

Знать историю развития авиации.

Практические работы: Создание презентации, компьютерные игры « МИГ 29».

5. Бумажные летающие модели (9 часов)

Знание основ полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей.

Практические работы: Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.

6. Планеры и действующие модели (9часов)

Показательные полеты моделей. Соревнования: дальность полета, точность выполнения «петли Нестерова»

7 . Парашют (6 часов)

Знать назначение, принцип действия и устройство парашютов. Парашют с плоским куполом. Зависимость скорости снижения от площади поверхности и формы купола.

Практические работы: Выполнить простейший парашют и парашют с самовыпуском

8. Воздушный шар (12часов)

Летательный аппарат легче воздуха, принцип полета воздушного шара. Аэростаты. Дирижабли. История воздухоплавания

Практические работы: Изготовление теплового воздушного шара.

9. Воздушные змеи (12часов)

Знать простейший летательный аппарат, историю развития воздушных змеев.

Практические работы: Выполнить плоский змей, коробчатый змей

10. Вертолет (12 часов)

Знать историю создания вертолетов. Принцип работы воздушного винта. Влияние диаметра, шага и частоты вращения винта на силу тяги. Основные элементы вертолета. История развития вертолета.

Практические работы: Выполнять простейший вертолет « Муха», «Белка».

11. Модели ракет (24 часа)

Знать историю развития ракет. Реактивное движение. Устройство и назначение ракет.

Практические работы: Выполнение моделей ракет, производство запуска моделей.

12. Планер (9 часов)

Назначение и типы планеров, расчет и составление чертежей.

Практические работы: Конструирование модели планера. Изготовление моделей планеров.

13. Учебно-тренировочные кордовые модели самолета (69 ч.)

Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Устройство, назначение и типы самолетов. Рабочие чертежи схематической модели самолетов. Аэродинамический, аэростатический, реактивный принципы.

Практические работы: Изготовление и испытания учебно – тренировочных кордовых моделей самолетов.

14. Организация и проведение показательных выступлений (24ч.)

Умение осуществлять полет выполненных моделей. Экскурсии, участие в соревнованиях.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

РЫБНО-СЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУДОД

«Центр детского творчества»

____________ /Р.Г. Иминова/

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«АВИАМОДЕЛЬНЫЙ КРУЖОК»
Возрастной состав обучающихся: 7-17 лет

Продолжительность обучения: 2 года

Составитель: Тихонов Юрий Яковлевич, педагог дополнительного образования МОУДОД «Центр детского творчества»

пгт Рыбная Слобода

Первый год обучения 6


  1. Учебно-тематический план 6

  2. Содержание программы 6
Второй год обучения 8

  1. Учебно-тематический план 8

  2. Содержание программы 8
Методическое обеспечение программы 11

Материально-техническое база 12

Список литературы 13

Приложение 14
Пояснительная записка
Настоящая программа имеет спортивно-техническую направленность.
Трудовое обучение призвано отобразить многообразие человеческой деятельности, способствовать всестороннему развитию учащихся с учетом их интересов, склонностей, возрастных особенностей. В основе трудового обучения – общетрудовая культура – планирование предстоящей деятельности, организация рабочего места, достижение высокого качества труда при полной его безопасности.

Актуальность данной программы заключается в том, что занимаясь авиамоделированием, юные конструкторы получают много полезных сведений и навыков. Они знакомятся с общим устройством самолета, с основами его конструирования, изучают принципы работы двигателей и других механизмов.

Авиамоделизм - первая ступень к овладению современной техникой, помогает решить вопрос о выборе своей будущей профессии

Авиамоделисты строят модели самых различных схем, конструкций, размеров и назначения – от простейших до моделей усложненной конструкции.

В данной программе, созданной для эффективной работы авиамодельного кружка, определены цели и задачи, теоретические сведения и практические занятия, образовательно-воспитательная работа и обеспечение программы.

Настоящая программа ставит цель:

Содействие формированию и развитию интереса к авиамоделизму, к авиации;

Содействие развитию творческих способностей в области технических знаний.

Задачи:

Образовательные

Содействие формированию элементов проектных технико-конструкторских и технологических знаний; формированию исследовательских умений, научного мировоззрения; привитию навыков и умений работы с различными материалами и инструментами.

Развивающие

Содействие развитию творческих способностей обучающихся; развитию элементов технического мышления и конструкторских способностей, фантазии, изобретательности и потребности детей в творческой деятельности; развитию познавательной активности и способности к самообразованию; формированию опыта проектной, конструкторской и технологической творческой деятельности; развитию интереса к профессиям в области автомобильной техники и её истории в нашей стране и за рубежом

Воспитательные

Воспитание ценностно-личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения; желания трудиться над созданием технических объектов.

Отличительной особенностью данной программы является большая направленность на электрифицированные модели, чем на модели с двигателями внутреннего сгорания, больший упор делается на изучение основ электротехники и электроники. Это связано с материально-технической базой кружка и определенным опытом и знаниями руководителя.

Занятия проводятся с обучающимися в возрасте 7-17 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Учащиеся 1-5 класса занимаются по программе 1-го года обучения, 6-10 классов – 2-го года обучения.

Программа каждого года занятий рассчитана на 144 часа. Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами 10 минут.

Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретенных школьниками на уроках в соответствии с обязательным образовательным минимумом.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области технического проектирования, конструирования и технологии обработки конструкционных материалов.

Выбирая формы и методы обучения, формы организации учебной деятельности учащихся, следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности.

Ожидаемые результаты:

Участие во внутрикружковых и республиканских соревнованиях.

Участие в районных и республиканских выставках («Мир твоих увлечений»);

Участие в конкурсах

Сформированность значимых качеств личности: трудолюбия, аккуратности, порядочности, ответственности.

Контроль знаний проводится в виде выставок моделей, соревнований, конкурсов. Программа предусматривает применение средств диагностики достигнутых результатов.

Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце 2-го года обучения.

Учащиеся могут:

Самостоятельно подбирать материалы для корпусов моделей и деталей ходовой части;

Знать приемы работы с различными материалами и способами их обработки;

Самостоятельно разрабатывать модели и чертежи моделей;

Работать с различными инструментами и приспособлениями, знать правила их использования (техника безопасности);

Рассказать об устройстве самолета;

Рассказать об электрическом токе и электродвигателях;

Участвовать в выставках;

Выступать на соревнованиях.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

Особое внимание в работе кружка занятий уделяется правилам безопасности труда при изготовлении и запуске моделей. В плане кружка предусмотрены беседы об авиамоделизме. Необходимо иметь в виду, что для каждого кружковца не обязательна постройка всех видов моделей, указанных в плане работы. Достаточно, если ученик в течение учебного года построит одну-две простые модели или одну сложную..

Наиболее подготовленные учащиеся могут участвовать в республиканских соревнованиях. С этой целью их знакомят с техническими требованиями к моделям, представляемым на соревнования, с условиями проведения соревнований.

Важным методом работы являются встречи с родителями учащихся. Руководитель кружка поддерживает отношения с классными руководителями, родителями кружковцев.

Итоговые работы, лучшие модели демонстрируются на выставках ЦДТ и республиканских выставках.

1-й год обучения


Количество часов на занятия

Название темы


Теорети-ческие

Практи-ческие

Всего

Вводное занятие.

3

3

Основы безопасности труда в авиамодельной лаборатории.

2

1

3

Бумажные летающие модели.

1

8

9

Воздушный змей.

2

10

12

Планер. Модели планеров.

2

28

30

1. Аэродинамика полета планеров и их конструкция.

2. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала.

3. Изготовление шаблонов и стапелей.

12

12

4. Сборка крыла, оперения и фюзеляжа.

8

8

5. Оклейка крыла и оперения.

4

4

6. Окончательная обработка и сборка модели.

2

2

Самолет. Модели самолетов.

4

80

84

1. Аэродинамика полета самолета и его конструкция.

2. Обзор типов двигателей самолетов, краткое знакомство с их конструкцией.

3. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала.

4. Изготовление шаблонов и стапелей.

20

20

5. Сборка крыла, оперения и фюзеляжа.

12

12

6. Изготовление винтомоторной группы.

22

22

7. Оклейка крыла и оперения.

12

12

8. Окончательная обработка и сборка модели.

8

8

Организация и проведение соревнований.

3

3

Итого:

14

130

144

Дополнительная образовательная программа «Авиамоделизм»

Пояснительная записка

Авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой. Модель самолета – это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определенные навыки и знания. В процессе изготовления моделей учащиеся приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности.

Занимаясь в авиамодельном кружке, школьники получают необходимые трудовые навыки, их мечта об авиации часто перерастает в увлеченность, а увлеченность определяет выбор профессии. Авиамоделизм – это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию.

Направление дополнительной образовательной программы «Юный авиамоделист»: спортивно-техническое.

Актуальность программы

Эта программа актуальна тем, что в ней удачно сочетаются практика и теория. Учитываются современные требования к моделям, технологиям и материалам, для их изготовления.

Программа построена по модульному принципу, основными модулями являются: начальное техническое моделирование, моделирование ракет, авиамоделирование.

Она предусматривает расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике. В процессе изготовления моделей, воспитанники приобретают различные технологические навыки, знакомятся с конструкцией различных летающих моделей. Особенностью программы является ее профессиональная ориентированность и преемственность в обучении.

В работе с воспитанниками особое внимание уделено освоению основных технологических приемов изготовления моделей, практических навыков по их регулированию и запуску. Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Цель программы

  • развитие технических, творческих способностей воспитанника, по средствам изготовления различных видов моделей: самолетов, планеров, ракет.

Задачи программы

  • обучающие:
  1. Формирование навыков работы с инструментами, станками и приспособлениями при обработке различных материалов.
  2. Формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления моделей – самолетов, планеров, ракет.
  3. Обучение воспитанников технической терминологии, понятиям и сведениям.
  • развивающие :
  1. Формирование интереса к технике и техническим видам деятельности.
  2. Развитие мотиваций воспитанника к творческому поиску.
  3. Развитие творческого мышления.
  4. Развитие умений организации учебного труда.
  5. развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать…).
  • воспитательные :
  1. Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач.
  2. Воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело.
  3. Приобщение к нормам социальной жизнедеятельности.

Организация деятельности кружка

Программа рассчитана на 5 лет обучения, для реализации в условиях МОУ ДОД «Станция юных техников» в мастерской, где имеются необходимые станки и оборудование, инструменты по обработке древесины и металла. Разработана на основе «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Техническое творчество учащихся”, М.Просвещение, 1995», «Дополнительной общеобразовательной программы (в сокращенном виде) “Юный авиатор”» Осипенко Вячеслава Михайловича – дипломанта IV Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей и пособия Рожкова В.С. Авиамодельный кружок. – М: “Просвещение”, 1978г.

Учебный год в авиамодельном кружке продолжается с сентября по май, включая осенние, зимние и весенние каникулы. Наполняемость авиамодельного кружка 20-35 человек, в группах по годам обучения 4-5 обучающихся.

Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений, по принципу последовательности обучения – «от простого к сложному».

Группа первого года обучения комплектуется из учащихся 2-3 классов, не имеющих специальных знаний и навыков практической работы. Программой предусматривается годовая нагрузка 144 часов. Группа работает 4 часа в неделю, всего 36 занятий за учебный год.

В группе второго года обучения деятельность обучающихся имеет определенную направленность, что требует от них некоторых специальных знаний, умений и навыков. Программа рассчитана на учащихся 4-5 классов, прошедших начальное обучение. Группа работает 6 часа в неделю, 36 занятий, всего 216 часов в год.

В группе третьего года обучения обучающиеся расширяют и закрепляют знания по авиационной и авиамодельной технике, углубленно изучают основы аэродинамики, самостоятельного расчёта конструкции моделей. Занятия в кружке знакомят учащихся с авиационными специальностями, помогают в выборе профессии, подготавливают к самостоятельной дальнейшей работе. Программа обучения рассчитана на учащихся 6-7-х классов. Годовая нагрузка 288 часов, 36 занятий по 8 часа в неделю.

В группе четвертого года обучения решается задача максимального развития творческих способностей обучающихся, приобщения их к рационализаторской, изобретательской деятельности, участия в соревнованиях по авиамодельному спорту. Уровень знаний, умений и навыков членов кружка должен быть достаточно высоким. Программа обучения рассчитана на учащихся 8-9-х классов. Годовая нагрузка 288 часа, 36 занятия по 8 часа в неделю.

Пятый год обучения возможен для воспитанников, освоивших полный курс обучения по данной программе за четыре года и обладающих необходимыми основными и дополнительными знаниями и умениями в области авиамоделизма. В таком случае продолжение обучения может осуществляться в плане подготовки спортсменов – разрядников, по индивидуальному плану и направлению. Программа рассчитана на выпускников школы: учащихся 10-11-х классов, а также для студентов лицеев и колледжей. Группа работает 8 часа в неделю, 36 занятий, 288 часа в год.

Контроль результатов обучения

Данная программа предусматривает различные виды контроля результатов обучения:

1. Текущий (осуществляется на каждом занятии педагогом):

  • проводятся беседы в форме «вопрос-ответ», с ориентацией на сравнение, сопоставление, выявление общего и особенного;
  • анализ педагогом выполняемой работы и готовых изделий.

2. Итоговый контроль:

  • После каждого изученного раздела предусматривается проведение мини-соревнований, выставок, устного опроса полученных результатов.
  • На соревнованиях различного уровня с моделями, изготовленными воспитанниками на занятиях.

3. Годовой контроль:

  • После третьего года обучения проводятся районные, областные, соревнования, по результатам которых видно, на сколько процентов ученик усвоил обучение по данной программе.

Результат обучения

Поданной программе результатом обучения является определенный объем знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей, повышение престижа объединения, презентабельные результаты: соревнования выставки.

Формы подведения итогов

Итогами реализации дополнительной образовательной программы по годам обучения являются:

  • 1-й год – участие во внутрикружковых соревнованиях;
  • 2-3-й год – участие в районных и краевых соревнованиях;
  • 4-5-й год – участие в районных и краевых соревнованиях;

а также участие в различных конкурсах и выставках технического творчества.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

Учебно-тематический план группы первого года обучения

№ п/п Тема Количество часов
всего на
теоретические
занятия
на
практические
занятия
1 Вводное занятие 4 2 2
2 Простейшие бумажные модели 20 4 16
3 Плоские Воздушные змеи 20 8 12
4 Вертолеты. Модель вертолета «Муха» 14 4 10
5 Планеры. Их модели 50 10 40
6 Простые ракеты. 20 6 14
7 Соревнования 12 4 8
8 Заключительное занятие 4 2 2
Итого 1 44 40 104
  1. Вводное занятие

Задачи и примерный план работы кружка. Правила поведения в кружке. Инструменты и приспособления, применяемые в кружке, их назначение. Безопасные приемы работы. Литература, рекомендуемая для чтения.

Практическая работа.

Изготовление простейших летающих моделей путем сгибания бумаги: «Стрела», «Летающее крыло».

  1. Простейшие бумажные модели

Основные части самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести, угол “V”, угол атаки.

Способы летания в природе.

Три принципа создания подъемной силы: аэростатический, аэродинамический и реактивный. Воздух и его основные свойства.

Практическая работа.

Изготовление бумажных летающих моделей, простейшего планера, планера с подкосами или со свободнонесущим крылом. Соревнования с построенными моделями.

Постройка простейшей модели парашюта с самопуском.

Проведение соревнований с построенными моделями.

  1. Воздушные змеи. Плоский воздушный змей

Краткая история развития воздушных змеев. Практическое использование воздушного змея как первого летательного аппарата. Сведения о воздухе. Ветер, его скорость и направление, сила.

Практическая работа.

Постройка простейшего змея – плоского “русского змея”.

Постройка “воздушного почтальона”.

Запуск построенных змеев.

  1. Вертолеты. Модель вертолета «Муха» («Бабочка»)

Краткий исторический очерк. Принцип работы воздушного винта. Создание и развитие вертолетов.

Практическая работа.

Изготовление простейшей модели вертолета «Муха» («Бабочка»).

Запуск моделей вертолета.

Проведение соревнований с построенными моделями.

  1. Планеры. Модели планеров

Краткий исторический очерк. Создание планера О. Лилиенталем и его полеты. Первые отечественные планеры. Рекордные полеты отечественных планеристов. Использование планеров в Великой Отечественной войне. Развитие дельтапланеризма.

Практическая работа.

Постройка схематических моделей планеров. Профиль и установочный угол крыла.

Сборка крыла.

Изготовление хвостового оперения, рейки-фюзеляжа.

  1. Простые ракеты.

Краткий исторический очерк. Современные ракеты. Роль отечественных ученых в развитии ракетно-космической техники. Реактивное движение в природе. Реактивные двигатели для моделей ракет.

Практическая работа.

Изготовление одноступенчатых моделей ракет.

Пробные запуски построенных моделей.

  1. Участие в соревнованиях .

Правила проведения соревнований.

  1. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы кружка за учебный год.

Организация отчетной выставки или

Учебно-тематический план группы второго года обучения


п/п
Тема Количество часов
всего на
теоретические
занятия
на
практические
занятия
1 Вводное занятие 6 3 3
2 Метательный планер 18 6 12
3 Коробчатый воздушный змей 18 3 15
4 Комнатная модель вертолета 27 6 21
5 42 9 33
6 Модель ракеты класса S-3-А 33 6 27
7 Кордовая модель 51 9 42
8 Соревнования 15 3 12
9 Заключительное занятие 6 3 3
Итого 216 42 126
  1. Вводное занятие

Основные этапы развития отечественного авиамоделизма.

  1. Метательный планер

Силы, действующие на планер в полете. Дальность и угол планирования. Скорость снижения. Парение планеров.

Технические требования к летающим моделям. Технология изготовления. Правила запуска метательных планеров.

Практическая работа.

Выбор моделей для постройки.

Вычерчивание рабочих чертежей моделей.

Изготовление моделей.

Испытания. Устранение выявленных недостатков.

Тренировочные запуски.

  1. Коробчатый воздушный змей

Шкала Бофорта. Аэродинамические силы, действующие на воздушный змей в полете. Правила запуска коробчатого воздушного змея.

Практическая работа.

Подготовка материалов.

Изготовление деталей. Сборка моделей.

Пробные запуски. Устранение обнаруженных недостатков.

Обучение кружковцев управлению полетом коробчатого воздушного змея.

Тренировочные запуски моделей.

  1. Вертолеты. Комнатная модель вертолета

Основные элементы конструкции вертолета. Виды винтов.

Технические требования к комнатным моделям. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей.

Практическая работа.

Сборка частей модели.

  1. Схематическая модель планера

Технические требования к схематической модели планера. Основные параметры схематической модели планера.

Практическая работа.

Изготовление деталей и частей модели.

Сборка крыла.

Изготовление хвостового оперения.

Изготовление рейки-фюзеляжа.

Обтяжка и сборка моделей. Регулировочные запуски.

Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

  1. Модель ракеты класса S -3-А

Реактивное движение в природе. Реактивные двигатели для моделей ракет. Правила безопасности при работе с микрореактивными двигателями твердого топлива.

Модели ракет спортивного класса S-3-А. Технические требования к моделям спортивного класса.

Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей.

Практическая работа.

Изготовление деталей и частей модели.

Сборка корпуса.

Изготовление системы спасения – парашюта.

Правила безопасности при запуске моделей ракет.

Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

  1. Кордовая модель

Технические требования к кордовой модели самолета. Основные параметры кордовой модели самолета.

Технология изготовления. Правила запуска моделей.

Практическая работа.

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Соревнования (экскурсии)
  1. Заключительное занятие

Практическая работа.

Показательные запуски построенных моделей.

Учебно-тематический план группы третьего года обучения


п/п
Тема Количество часов
всего на
теоретические
занятия
на
практические
занятия
1 Вводное занятие 8 4 4
2 Модель планера А-1 60 20 40
3 30 8 22
4 40 12 28
5 Ракеты. Модель ракеты класса S-6-А 40 6 34
6 Радиоуправляемые планеры 82 20 62
7 Учебно-наглядные пособия 8 4 4
8 Соревнования 12 4 8
9 Заключительное занятие 8 4 4
Итого 288 82 206
  1. Вводное занятие

Цель, задачи и содержание работы в учебном году. Правила безопасности труда.

  1. Модель планера А-1

Технические требования к моделям планеров класса А-1. Автомат, ограничивающий продолжительность полета. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей планеров.

Практическая работа.

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Комнатная модель самолета (250, 350 мм)

Приемы управления полетом комнатной модели самолета. Силы, действующие на модель в полете.

Резиновый двигатель; свойства резины. Приемы изготовления резиновых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуатация и хранение резиновых двигателей.

Практическая работа.

Вычерчивание рабочего чертежа модели

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Изготовление резинового двигателя.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Самолеты. Схематическая модель самолета

Краткий исторический очерк. Первые попытки создания самолета: А.Ф. Можайский, братья Райт. Развитие авиации в нашей стране и за рубежом. Рекордные полеты экипажей В.П. Чкалова, М.М. Громова, В.С. Гризодубовой. Отечественная авиация в годы Великой Отечественной войны. Развитие военной и гражданской авиации.

Основные режимы полета самолета. Силы, действующие на самолет в полете. Работа воздушного винта.

Практическая работа.

Изготовление схематических моделей самолетов.

Изготовление деталей и частей моделей: рейки фюзеляжа, кромок и нервюр крыла, киля и стабилизатора.

Обтяжка моделей.

Изготовление резиномоторов.

Организация внутрикружковых соревнований.

  1. S -6-А

Модели ракет спортивного класса S-6-А. Технические требования к моделям спортивного класса.

Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей.

Правила запуска моделей ракет.

Практическая работа.

Изготовление деталей и частей модели.

Сборка корпуса.

Изготовление системы спасения – ленты (стриммера).

Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

  1. Радиоуправляемый планер.

Понятие о парящем полете. Влияние геометрических форм модели на качество полета. Профили для моделей планеров.

Технические требования к моделям радиоуправляемым планеров. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей радиоуправляемых планеров.

Практическая работа.

Вычерчивание рабочего чертежа модели

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Учебно-наглядные пособия

Основные виды учебно-наглядных пособий: приборы для экспериментов по аэродинамике, модели, демонстрирующие действие рулей, стенды, разрезные микродвигатели и др.

Практическая работа.

Изготовление упрощенной аэродинамической трубы, аэродинамических весов, набора тел различной обтекаемости.

  1. Соревнования (экскурсии)

Участие в районных и краевых соревнованиях, посещение музеев.

  1. Заключительное занятие

Подведение итогов работы кружка за учебный год. Подготовка моделей к отчетной выставке. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы.

Практическая работа.

Показательные запуски построенных моделей.

Учебно-тематический план группы четвертого года обучения


п/п
Тема Количество часов
всего на
теоретические
занятия
на
практические
занятия
1 Вводное занятие 8 4 4
2 Модель планера А-3 60 20 40
3 Комнатная модель самолета F1H-460 60 26 34
4 78 20 58
5 Ракеты. Модель ракеты класса S-9-А 50 10 40
6 Учебно-наглядные пособия 12 4 8
7 Соревнования 12 4 8
8 Заключительное занятие 8 4 4
Итого 288 92 196
  1. Вводное занятие

Цель, задачи и содержание работы в учебном году. Правила безопасности труда.

  1. Модель планера А-3

Технические требования к моделям планеров класса А-3. Автомат, ограничивающий продолжительность полета. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей планеров.

Практическая работа.

Вычерчивание рабочего чертежа модели

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Комнатная модель самолета F 1 H -460

Классы и назначение комнатных моделей самолетов.

Технические требования к моделям.

Технология изготовления комнатных моделей самолетов. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели.

Правила запуска моделей самолетов. Правила проведения соревнований по комнатным моделям.

Практическая работа.

Вычерчивание рабочего чертежа модели

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Радиоуправляемая модель электролета

Управление моделями электролетов в полете. Развитие радиоуправления моделями.

Основные режимы управления электролетов. Пульт управления моделью.

Практическая работа.

Изготовление радиоуправляемой модели электролетов: изготовление деталей и частей модели.

Обтяжка модели.

Сборка модели.

Регулировочные запуски построенных моделей.

  1. Ракеты. Модель ракеты класса S -9-А

Модели ракет спортивного класса S-9-А. Технические требования к моделям спортивного класса.

Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей.

Правила запуска моделей ракет.

Практическая работа.

Изготовление деталей и частей модели.

Сборка корпуса.

Изготовление системы спасения – ротора.

Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

  1. Учебно-наглядные пособия

Понятие о настольных (музейных) моделях авиационной техники. Технология их изготовления. Составление тематических альбомов по истории авиации и воздухоплавания.

Практическая работа.

Изготовление настольных моделей исторических самолетов.

Составление тематических альбомов, фотоальбомов о деятельности кружка.

  1. Соревнования (экскурсии)

Участие в районных и краевых соревнованиях, посещение музеев.

  1. Заключительное занятие

Практическая работа.

Показательные запуски построенных моделей.

Учебно-тематический план группы пятого года обучения


п/п
Тема Количество часов
всего на
теоретические
занятия
на
практические
занятия
1 Вводное занятие 8 4 4
2 Единая спортивная классификация 8 4 4
3 Комнатная модель самолета F1L-550 70 16 54
4 60 16 44
5 Таймерные модели 60 26 34
6 Модели ракет категории S-12-А (триатлон) 58 8 50
7 Соревнования 16 4 12
8 Заключительное занятие 8 4 4
Итого 288 82 206
  1. Вводное занятие

Цель, задачи и содержание работы в учебном году. Правила безопасности труда.

  1. Спортивная единая классификация

Спортивная единая классификация. Технические требования к летающим моделям. Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту. Условия присвоения спортивных разрядов и званий.

  1. Комнатная модель самолета F 1 L 550

Классы и назначение комнатных моделей самолетов.

Технические требования к моделям.

Технология изготовления комнатных моделей самолетов. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Технология изготовления микропленки.

Правила запуска моделей самолетов. Правила проведения соревнований по комнатным моделям.

Практическая работа.

Вычерчивание рабочего чертежа модели

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов, микропленки.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Радиоуправляемая модель самолета с ДВС

Управление моделями самолетов в полете. Развитие радиоуправления моделями.

Основные режимы управления самолета. Пульт управления моделью.

Практическая работа.

Изготовление радиоуправляемой модели самолета: изготовление деталей и частей модели.

Изготовление воздушного винта.

Обтяжка модели.

Сборка модели.

Регулировочные запуски построенных моделей.

Тренировочные запуски радиоуправляемой модели.

  1. Таймерные модели

Классы и назначение таймерных моделей самолетов.

Технические требования к моделям.

Технология изготовления таймерных моделей самолетов. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели.

Правила запуска таймерных моделей самолетов. Правила проведения соревнований по таймерным моделям.

Практическая работа.

Вычерчивание рабочего чертежа модели

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Модели ракеты категории S -12-А (триатлон).

Модели ракет спортивного класса S-12-А. Технические требования к моделям спортивного класса.

Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей.

Правила проведения соревнований по ракетомодельному спорту.

Практическая работа.

Изготовление деталей и частей моделей.

Сборка корпуса.

Изготовление систем спасений.

Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

  1. Соревнования (экскурсии)

Участие в районных и краевых соревнованиях, посещение музеев.

  1. Заключительное занятие

Подведение итогов работы кружка за учебный год. Подготовка моделей к отчетной выставке. Рекомендации по самостоятельной работе.

Практическая работа.

Показательные запуски построенных моделей.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Основной метод проведения занятий в кружке – практическая работа, как важнейшее средство связи теории с практикой в обучении. Здесь ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки и умения. Обучающиеся успешно справляются с практической работой, если их ознакомить с порядком ее выполнения. Теоретические сведения сообщаются обучающимся в форме познавательных бесед, рассказов и объяснений небольшой продолжительности /15-20 минут/ с пояснениями по ходу работы, в сочетании с демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей или конструкций. В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией.

На начальном этапе (первый год обучения) преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления и запуска несложных летающих моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются одновременно всем членам кружка фронтально, при которой все кружковцы выполняют одно и то же задание. Первые учебные модели желательно делать по одному чертежу с минимальными отклонениями. Подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков у обучающихся. Отдельные занятия проходят в форме диспута, конкурса, игры.

В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практически неприменим при самостоятельном подборе, разработке и постройке авиамоделей. Здесь уже основным методом становится научно-поисковый и проблемный.

При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической, справочной литературой. Учащиеся готовят небольшие сообщения по основным вопросам.

Участие в различных соревнованиях (кружковых, районных, краевых) является неотъемлемой частью образовательного процесса в авиамодельном кружке. Так, в районе и крае существует реальная система, обеспечивающая ребенка необходимым количеством соревнований в течение года: районные и краевые соревнования по комнатным и свободнолетающим моделям, краевые соревнования по ракетомодельному спорту, на Кубок «Звездного» . Реальный итог результатов участия в соревнованиях – присвоение спортивных результатов при выполнении требуемых норм.

Последовательность прохождения тем программы может отличаться от указанной в программе. Перечень практических работ не следует считать исчерпывающим – допустимо включение в него и других моделей в зависимости от подготовленности учащихся и материально – технической базы кружка.

Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы

Список литературы

– для педагогов:

  1. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 1990г.
  2. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. – М.: ДОСААФ.
  3. Калина И. Двигатели для спортивных авиамоделей.- М: ДОСААФ СССР, 1988г.
  4. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990г.
  5. Киселев Б. Модели воздушного боя. – М: ДОСААФ СССР, 1981г.
  6. Рожков В.С. Авиамодельный кружок. – М: “Просвещение”, 1978г.
  7. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. – М.: “Машиностроение”, 1989г.
  8. Мерзликин В.Радиоуправляемая модель планера. – М: ДОСААФ СССР, 1982г.

– для обучающихся и родителей:

  1. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели.- М: “Просвещение”, 1989г.
  2. Киселев Б. Модели воздушного боя. – М: ДОСААФ СССР,1981г.
  3. Мерзликин В. Радиоуправляемая модель планера. – М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
  4. Пантюхин С. Воздушные змеи. – М: ДОСААФ СССР, 1984г.
  5. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель.- М: ДОСААФ СССР, 1973г.
  6. Турьян А. Простейшие авиационные модели. – М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
  7. Шахат А.М. Резиномоторная модель. – М.: ДОСААФ СССР, 1977г.
  8. Журналы «Моделист-конструктор», «Юный техник».