Что такое информация ресурсы. Практическая работа «Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Выпускные данные ЭОР

В общем случае под информационными ресурсами понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении.

Для обеспечения своей деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, отдельные граждане формируют информационные ресурсы.

В информационном обществе особое внимание уделяется именно информационным ресурсам и подчеркивается их значимость по сравнению с традиционными видами ресурсов, например, полезными ископаемыми. Резко повышается эффективность доступа к информационным ресурсам, становится возможным использование компьютерных телекоммуникационных сетей. По полноте предоставляемой информации к российским информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, молено отнести:

  • ресурсы органов государственной власти;
  • библиотечные ресурсы;
  • правовые ресурсы;
  • архивные ресурсы;
  • образовательные ресурсы.

Рассмотрим их подробнее.

В качестве примера ресурсов органов государственной власти можно привести сервер органов государственной власти Российской Федерации (РФ) «Официальная Россия», расположенный по адресу http://www.gov.ru.

С сайта «Официальная Россия» можно посетить следующие ресурсы:

  • Президента РФ;
  • федеральных органов исполнительной власти;
  • Федерального Собрания РФ;
  • судебной власти РФ;
  • Совета безопасности РФ;
  • региональных органов государственной власти РФ и др.

Другим примером ресурсов органов государственной власти может служить портал государственных и муниципальных услуг, расположенный по адресу http://www.gosuslugi.ru. Портал предоставляет оперативный доступ к информации, необходимой гражданам и организациям для получения государственных услуг, служит единой «точкой входа» для граждан при информировании и получении государственных услуг, содержит понятное для граждан изложение информации о государственных услугах, включая примеры заполнения заявлений и др.

Перейдем к рассмотрению библиотечных ресурсов , размещенных в сети Интернет. В качестве примеров можно привести:

  • электронный каталог Российской государственной библиотеки (РГБ) (www.rsl.ru). Фонд представляет собой собрание электронных копий ценных и наиболее спрашиваемых изданий из фондов РГБ, из внешних источников и документы, изначально созданные в электронной форме;
  • электронный каталог Российской национальной библиотеки (www.nlr.ru). В составе цифровой библиотеки рукописные и архивные документы, первопечатные и раскрашенные вручную карты, редкие книги;
  • научную электронную библиотеку eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru) - крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн научных статей и публикаций. На платформе eLlBRARY.RU доступны электронные версии более 1700 российских научно-технических журналов, в том числе более 700 журналов в открытом доступе;
  • электронную библиотеку Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М.И. Рудомино (http://hyperlib.libfl.ru/ index.php). ВГБИЛ осуществляет работу по автоматизации библиотечно-библиографических процессов, внедрению и развитию новых информационных технологий и услуг, формированию локальных отраслевых баз данных. Наряду с обычными (бумажными) каталогами в пользование читателям предоставляются электронные каталоги, в которых содержатся новые книжные поступления, периодические издания и т. д.;
  • государственное научное учреждение «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека» Российской академии сельскохозяйственных наук (www.cnshb.ru) - одна из крупнейших сельскохозяйственных библиотек мира, выполняющая функции отраслевой национальной библиотеки России по сельскому хозяйству и продовольствию;
  • университетскую информационную систему РОССИЯ (УИС РОССИЯ) (http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp). УИС РОССИЯ поддерживается на базе Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ имени М.В. Ломоносова и развивается как тематическая электронная библиотека и база для исследований в области экономики, управления, социологии, лингвистики, философии, филологии, международных отношений и других гуманитарных наук.

Анализ правовых информационных ресурсов в сети Интернет необходим не только для современных юристов, но и для всех желающих иметь свежую правовую информацию по различным аспектам современной жизни. В качестве примеров можно привести:

  • официальный сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс (www.consultant.ru). В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 300 000 организаций во всех регионах страны. Система КонсультантПлюс содержит свыше 5 000 000 документов. Интернет-версии системы КонсультантПлюс содержат законы РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные документы в бесплатном доступе;
  • информационно-правовой портал ГАРАНТ (www.garant.ru). На портале представлены все виды правовой информации :
  • - федеральное и региональное законодательство;
  • - судебная и арбитражная практика;
  • - комментарии и разъяснения к нормативным актам;
  • - проекты законов;
  • - международные договоры;
  • - формы документов;
  • - нормативно-технические справочники;
  • - словари и наглядная дополнительная справочная информация.

Архивные информационные ресурсы содержат документальные издания различного типа (научные, научно-популярные, учебные, краеведческие), архивные справки, архивные выписки, аналитические информационные материалы и т. д. В частности, портал «Архивы России» Федерального архивного агентства (www.rusarchives.ru) содержит архивные справочники, электронные архивы, информацию об историко-документальных выставках, on-line проект «Победа 1941-1945» и многое другое.

Другим примером может служить официальный сайт Федерального архивного агентства (http://archives.ru/), который содержит путеводитель по архивам России, электронный проект «Закаленные Великой Отечественной» и др. Кроме того, есть возможность осуществить поиск необходимой информации по архивным сайтам, находящимся в русскоязычной части Интернета.

Повысить эффективность и наглядность обучения различным дисциплинам можно с помощью обращения к образовательным информационным ресурсам. К наиболее крупным из них можно отнести:

  • каталог образовательных ресурсов сети Интернет (http://katalog.iot.ru). На сайте размещена информация, с помощью которой можно получить доступ к федеральным, региональным образовательным ресурсам; проведенным и предстоящим мероприятиям, участниками которых являются педагоги и школьники ит. д.;
  • федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru), содержащий каталог образовательных интернет-ресурсов, электронный архив нормативных документов федеральных органов управления образованием, базы данных образовательных учреждений и многое другое;
  • российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) обеспечивает оперативный доступ к образовательной информации, оказывает практическую помощь участникам образовательного процесса с применением новых образовательных технологий;
  • информационную систему «Единое окно к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), обеспечивающую свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов;
  • портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (www.ict.edu.ru), предназначенный для организации оперативного доступа к информационным ресурсам учебного, учебно-методического, справочного и информационного назначения, размещенных как на самом портале, так и на других порталах и сайтах.

Методы работы с информационными ресурсами, позволяющие осуществлять, в частности, поиск информации, будут рассмотрены позднее. Если вы овладеете первоначальными знаниями по методике поиска, формулирование и осуществление поискового запроса не будет представлять в дальнейшем никаких трудностей, а это значит, что вы всегда сможете найти необходимую вам информацию. Однако рекомендуется посетить интернет-сайты, ссылки на которые приведены в параграфе, для того чтобы узнать об общих правилах пользования различными информационными ресурсами, оценить объем информации, который может быть предоставлен с их помощью.

Интернет-технологии, так же как и промышленные или финансовые технологии, определяют средства и форму, в которых реализуется совместная деятельность людей ради достижения определенных целей. Хорошо известны промышленные технологии и технологические линии, которые объединяют в виде производственных цепочек деятельность отдельных рабочих, цехов или целых производств.

Интернет-технологии объединяют информационные потоки от большого количества действующих лиц для достижения большей согласованности своих действий, а также более точного определения содержания своих будущих действий.

Перечислим основные компетенции, которыми должен обладать человек, владеющий интернет-технологиями:

  • работа с интернет-браузерами;
  • осуществление поиска необходимой информации с помощью поисковых машин;
  • отправление и получение сообщений по электронной почте;
  • получение информации из интернет-библиотек, интернет-СМИ и т. д.;
  • обмен информацией на форумах;
  • участие в телеконференциях;
  • организация видеоконференций;
  • заказ товаров в интернет-магазинах;
  • пользование услугами интернет-турагентств, интернет-фирм;
  • разработка гипертекстовых страниц (сайтов);
  • использование справочных служб («досок объявлений»);
  • общение с помощью интернет-телефонии.

Таким образом, знакомясь с теоретическим и практическим материалом настоящего издания, вы будете способны применять знания и умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении повседневных задач в области интернет-технологий.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что понимают под информационными ресурсами?
  • 2. Перечислите основные информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет.
  • 3. С помощью сайта «Официальная Россия» приведите перечень органов государственной власти, доступных с помощью данного ресурса. Проанализируйте региональные органы государственной власти Российской Федерации, размещенные на сайте. Найдите сайт (портал, сервер) той области, края, где вы родились. Представьте информацию, размещенную на таком ресурсе, в виде эссе.
  • 4. Перечислите категории государственных услуг, оказываемых с помощью портала «Государственные услуги».
  • 5. Расскажите, какие фонды доступны пользователю на сайте Российской государственной библиотеки.
  • 6. Какие проекты реализованы на сайте Российской государственной библиотеки?
  • 7. Выполните классификацию ресурсов, представленных на сайте Российской национальной библиотеки.
  • 8. Какая актуальная справочная информация размещена на официальном сайте справочно-правовой системы КонсультантПлюс?
  • 9. Перечислите on-line проекты, доступные на сайте Федерального архивного агентства.
  • 10. Используя каталог образовательных ресурсов сети Интернет, дайте характеристику федеральным информационно-образовательным порталам.
  • 11. Назовите каталоги профессионального образования, доступные с помощью информационной системы «Единое окно к образовательным ресурсам».
  • 12. Назовите основные компетенции, которыми должен обладать человек, владеющий интернет-технологиями.

Образовательные информационные ресурсы (ОИР) являются свободно доступными, открыто лицензированными текстами, средствами массовой информации и другими цифровыми активами, которые полезны для обучения и оценки, а также для исследовательских целей. Развитие и продвижение ОИР часто мотивируется желанием предоставить альтернативную или расширенную образовательную парадигму. Итак, что относится к образовательным информационным ресурсам?

Вконтакте

Одним из самых известных информационных ресурсов являются Википедия и Викисловарь. Эти ресурсы в 2003 году были переданы некоммерческой благотворительной организации Wikimedia Foundation, целью которой является сбор и разработка бесплатного информационного образовательного контента и его эффективное глобальное распространение. Википедия входит в десятку самых посещаемых веб-сайтов по всему миру с 2007 года. А еще что относят к образовательным ресурсам?

Общие сведения

Идея информационных образовательных ресурсов имеет множество рабочих определений. Этот термин был впервые введён в 2002 году на Форуме ЮНЕСКО по открытым учебным программам и обозначил учебные и исследовательские материалы на любом носителе, цифровом или ином, который находится в общественном достоянии или был выпущен по открытой лицензии. Доступ к этим ресурсам, использование, адаптация и перераспределение другими лицами должен быть без ограничений. Открытое лицензирование строится в рамках существующих прав интеллектуальной собственности, определённых в соответствующих международных конвенциях.

То есть, это учебные и исследовательские ресурсы, которые находятся в общественном достоянии или были выпущены по лицензии на интеллектуальную собственность, разрешающей их бесплатное использование и повторное назначение другими лицами. Образовательные ресурсы включают:

  • полные курсы;
  • учебные материалы;
  • модули;
  • учебники;
  • потоковое видео;
  • тесты;
  • программное обеспечение и любые другие инструменты, материалы или методы, данные используемые для поддержки доступа к знаниям.

Характер ресурса: Некоторые люди ограничивают определение ОИР образовательными электронными ресурсами, в то время как другие считают, что любой образовательный ресурс может быть включён в определение.

Источник ресурса: хотя некоторые из определений требуют создания ресурса с чётко определённой целью обучения, другие расширяют его, включая любой ресурс, который потенциально может быть использован для обучения

Уровень открытости : для большинства определений требуется, чтобы ресурс был размещён в общедоступном домене. Другие требуют использование только для образовательных целей или исключают коммерческое использование.

Эти определения также имеют общие элементы, а именно:

  • использование, повторное использование и изменение ресурсов;
  • бесплатное использование в образовательных целях учителями и учащимися;
  • охватывают все типы цифровых носителей.

Разнообразие пользователей, создателей и спонсоров информационных образовательных ресурсов, создаёт множество вариантов использования и требований.

Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также определяет электронные информационные ресурсы как оцифрованные материалы, предлагаемые свободно и открыто для преподавателей, студентов и остальных людей для использования в обучении и исследованиях.

Они включают в себя:

  • учебный контент;
  • программное обеспечение;
  • инструменты для разработки;
  • использования и распространения контента.

Компьютеры и связанные с ними электронные ресурсы стали играть центральную роль в образовании. Каковы бы ни были ваши чувства к тому, что некоторые назвали цифровой революцией, нужно признать - многие, возможно, большинство учащихся полностью погружены в неё. Они привыкли использовать электронную почту как обычную форму общения. Но не только студенты, ценят электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Учителя также пользуются этими ресурсами, используя ряд полезных инструментов.

Нужно подчеркнуть слово «полезно», потому что электронные ресурсы дополняют, но редко заменяют более традиционные методы обучения. Электронные инструменты могут сделать учёбу более эффективной; лекции более убедительными, информативными и разнообразными; чтение заданий более обширными, интересными и доступными; дискуссии более свободными и сложными. Только вы, однако, можете судить, продвигают ли эти методы ваши собственные цели обучения.

Веб-источники и электронные носители информации предоставляют более широкий спектр вторичных и первичных источников (включая визуальные и аудиоматериалы) . Теперь учащиеся могут получить доступ к материалам, которые когда-то были доступны только для экспертов.

Компьютер с презентационным программным обеспечением может предоставить единый инструмент для увеличения количества лекций с контурами, слайдами, статистическими диаграммами и таблицами, изображениями, музыкой и даже видеоклипами.

Необходимые инструменты

Но владение технологией или доступ к ней обычно является лишь первым шагом. Ещё важнее научиться использовать его. Это одна из самых больших проблем, с которыми сталкивается любой, кто хочет использовать электронные инструменты, потому что эти знания не всегда легко приобрести.

Многие люди имеют ограниченные навыки работы с компьютером, легко запуганы новыми и незнакомыми задачами и стараются избегать делать что-либо, что требует от них изучения чего-то , очень отличающегося оттого, к чему они привыкли. Если вы попадаете в последнюю группу, но хотите расширить свою способность использовать электронные инструменты, вам нужно найти помощь.

Имейте в виду, наконец, что технология, связанная с компьютерами и интернетом, меняется с захватывающей скоростью. Хотя определённые навыки будут оставаться полезными для вас в течение длительных периодов времени, многое нужно будет учить снова и снова. Быстрота изменений в этой области может быть пугающей и запугивающей. Но это также источник некоторых ценных нововведений, которые могут вам пригодиться.

Библиотека как информационный образовательный ресурс

На протяжении многих лет библиотеки поддерживали образовательные усилия, предоставляя учебные ресурсы, информационные и справочные услуги. Многие библиотеки имеют информационно-пропагандистские программы, предназначенные для удовлетворения потребностей конкретных групп людей с ограниченными квалификационными навыками. Кроме того, ресурсные материалы библиотеки распространяются на тюрьмы, больницы, реабилитационные центры и дома для престарелых и инвалидов. Библиотеки были определены как один из ключевых элементов открытого доступа к информации, что имеет решающее значение для развития образования.

Возникновение библиотек

Стремление человека к знаниям привело к созданию и накоплению огромного количества информации. Этот поиск знаний, не зная границ и ограничений, продолжается с начала цивилизации до современной эпохи. Эти с трудом заработанные знания и информация ценны для всего человечества и поэтому подлежали сохранению. С изобретением бумаги человек смог передать это знание другим, написав книги.

Тысячи рукописей были написаны мудрецами более ранних времён, но многие из них были уничтожены из-за отсутствия подходящих средств сохранения. С изобретением печатного станка стало легче сохранять знания в форме печатных документов. Это привело к созданию большого количества книг. Необходимость сохранения и распространения информации привела к созданию всё большего числа библиотек. Таким образом, библиотеки приобрели большое значение в цивилизованном обществе для образования и исследований. Библиотеки играют жизненно важную роль в развитии любого общества, усиливая дело образования и научных исследований. Они отвечают информационным потребностям миллионов людей.

Использование библиотечных электронных ресурсов

Развитие науки и техники за последние два столетия привело к информационному взрыву. Быстрые изменения произошли в огромных темпах. Чтобы удовлетворить растущие потребности пользователей, библиотечная система была значительно улучшена и модернизирована для решения новых задач. Услуги, предлагаемые библиотеками, также претерпели большие изменения.

С появлением новых технологий в области компьютеров и телекоммуникаций произошли революционные изменения в области библиотековедения и информатики. Форма традиционных библиотек, содержащих большое количество печатных документов, в настоящее время превращается в бумажные библиотеки меньшего размера , содержащие большое количество оцифрованных документов. Средства, предлагаемые сетью, были взяты на вооружение библиотеками. Это привело к созданию виртуальных библиотек, т. е. библиотек без стен, через которые пользователь имеет доступ к информации в любое время и в любой точке мира, используя современные средства связи, такие как компьютеры и интернет-объекты.

Библиотеки в новом тысячелетии являются лидерами в области управления знаниями. Библиотекари в университетах новаторы в использовании новых информационных технологий для обеспечения доступа к ряду мультимедийных источников. Сегодняшние библиотеки учат студентов навыкам обработки информации.

Изменяется традиционный образ библиотеки как тихого места учёбы, в котором хранятся преимущественно печатные коллекции. Сдвиги в методах обучения, влияние компьютерных технологий и разнообразие студентов привели к тому , что библиотеки организовывали ресурсы и проектировали службы, которые отвечают новым требованиям обучения. Библиотеки организуют коллекции информации и предоставляют доступ и услуги, которые включают изменения в преподавании, обучении и информационных технологиях.

Библиотека представляет собой набор источников, ресурсов и услуг, а также структуру, в которой она размещена. Термин «библиотека» приобрёл вторичный смысл: «сбор информации для общего пользования». Этот смысл используется в таких областях, как информатика, математика, статистика, электроника, биология.

Библиотеки рассматриваются как агентства, посредством которых источники информации накопленных знаний и опыта отбираются, приобретаются, организуются, сохраняются и распространяются среди тех, кто в них нуждается. Они являются важными инструментами обучения на любом уровне.

Люди во многих профессиях используют библиотечные ресурсы, чтобы повышать свой образовательный уровень. Студенты используют библиотеки для дополнения и расширения своих знаний, для изучения навыков поиска источников информации и для развития хороших навыков чтения и изучения. Государственные чиновники используют библиотеки для изучения законодательства и вопросов государственной политики. Библиотека предоставляет информацию и услуги, которые необходимы для обучения и прогресса.

Библиотека - это инструмент самообразования, средство познания и фактической информации, центр интеллектуального отдыха и маяк просвещения, который обеспечивает накопленное сохранённое знание цивилизации.

В электронном смысле библиотека может быть больше, чем здание, в котором хранится коллекция книг и других материалов, поскольку интернет открыл лавину онлайновых и электронных ресурсов для доступа к документам по различным областям интересов.

Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.

В настоящее время используется узкое и широкое понимание ИР: в узком понимании имеют в виду только сетевые ИР, доступные через компьютерные средства связи, а в широком – любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для информационных работников профессионально значимо широкое понимание.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах) .

Под информационными массивами понимают обычно упорядоченное множество элементов (документов и/или данных), к которым возможен индивидуальный доступ. В настоящее время чисто количественно информационные массивы составляют подавляющую часть информационных ресурсов. Наиболее яркими представителями этих массивов являются обычные базы данных, библиотечные или архивные фонды.

Существует множество признаков для описания, т.е. многоаспектной классификации информационных массивов, каждый из которых представляется существенным с определенной точки зрения. Базовым набором признаков можно считать следующий:

источник ИР : например, официальная информация, опубликованная, статистическая отчетность, результаты измерений, испытаний и проч.;

принадлежность ИР к определенной организационной или информационной системе: например, ресурсы архивные, библиотечные, МВД, МЧС, НТИ и др.;

форма собственности : государственная (федеральная, субъекта федерации), муниципальная; собственность общественных организаций; акционерная, частная, а также указание на владельца;

характер использования ИР (назначение ): например, ИР массовые, межведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и др.;

объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);

открытость информации : открытая, секретная, конфиденциальная;

форма представления информации : текстовая, графическая, мультимедийная и др.;

носитель ИР : электронный, бумажный и др.

способ распространения информации : сети (глобальные, локальные), издания и др.;

естественный язык , на котором представлена информация.

Кроме того, важнейшими характеристиками ИР являются такие трудно формализуемые параметры, как полнота, достоверность, актуальность и значимость содержащейся в них информации.

Состав ИР может быть охарактеризован как:

    полнотекстовые базы данных;

    библиографическая продукция;

    фактографические базы данных;

    справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки (базы данных);

    обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т.д.);

    услуги, предлагаемые на информационном рынке;

    компьютерные сети связи;

    программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;

    учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т.д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование ИР.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

    информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

    библиотечная сеть Российской Федерации;

    архивный фонд Российской Федерации;

    государственная система статистики;

    государственная система научно-технической информации.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек.

Архивный фонд РФ находится в ведении Федеральной архивной службы. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.

На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата, важнейшей задачей которого является подготовка публикаций в области статистики и информирование широких слоев общества.

В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

Информационные ресурсы - это всевозможные источники, из которых черпают новую информацию, например, для обучения. Современные способы получения любого типа знаний находят себя в печатных и твердотельных или виртуальных цифровых носителях. Для реализации последних используют компьютеры. Рассмотрим, что понимают под образовательными информационными ресурсами?

Студентам ВУЗов часто задают вопрос: что вы понимаете под информационными ресурсами (ИР)? Ответ простой: к информационным ресурсам относят совокупность различных средств для получения информации.

Их основная цель - активное использование современных технологий для распространения научных сведений. Основное преимущество - неограниченный доступ практически любому члену общества к образовательному материалу . Это дает возможность быстро передавать, анализировать и обрабатывать большое количество данных. В свою очередь, такая скорость обмена сведениями существенно ускоряет научный прогресс.

Ошибочно предполагать, что к ИР относят исключительно электронный формат изложения. До сегодняшнего дня заслуженным успехом пользуются научные периодические издания и узкоспециализированная литература. Местом их хранения (локализации) становятся библиотеки, архивы, хранилища, фонды.

Обратите внимание! ИР можно использовать многократно. После копирования данных исходная форма остается неизменной.

В последнее время наблюдается активный рост образовательной составляющей в интернет-сети. Это значит, что всевозможные социальные сети и видеохостинги используются не только для распространения развлекательного контента. Тот же Ютуб, с удовольствием размещает на своей площадке учебные или поясняющие ролики.

В целом, к виртуальным информационным обучающим источникам можно отнести:

  • бесплатные курсы и семинары;
  • свободные электронные библиотеки;
  • образовательные порталы.

Характеристики

В целом, любые обучающие материалы различают по следующим признакам:

  • форма;
  • свобода доступа;
  • взаимодействие.

Форма

ОЭР делят на самостоятельные и деривативные издания. Самостоятельные изначально создаются и распространяются на цифровом носителе любого типа. Деривативные - это оцифрованные печатные источники (электронная копия).

Свобода доступа

Все цифровые издания могут распространяться локально через твердый носитель или по всемирной сети. Во втором случае все учебные материалы хранят на центральном сервере образовательного портала.

В последнее время получили особую популярность обучающие программы комплексного типа распространения.

Взаимодействие

Коммуникация пользователя с программой осуществляется по специальному алгоритму, прописанному правообладателем материалов. Различают свободный (бесплатный) тип доступа к знаниям и закрытый (платный).

Все больше цифровых материалов попадают в открытый доступ в интернет сети через разрешение составителей и разработчиков обучающих программ. Это делается с целью усилить репутацию контента и видимость платформы.

Тип доступа к программе не может быть изменен пользователем. Такая возможность - прерогатива правообладателя.

Что относится к ОЭР

Многих интересует вопрос: что относится к образовательным электронным ресурсам? Это учебные материалы, воспроизводимые при помощи компьютерных устройств различного типа. Их формируют в цифровой формат и условно разделяют на:

  1. Самоучители. Пособия для индивидуального изучения выбранного материала, изложенные в свободной форме.
  2. Учебники. Утвержденные и разрешенные на федеральном уровне материалы для применения в школе или ВУЗе. Содержат систематизированные данные об узкой выбранной дисциплине, ее части или разделе.
  3. Учебные пособия наглядного типа. Электронный формат с графическими, фото- и видеоматериалами.
  4. Учебно-методические издания. Пособия с подробным описанием методик образования.
  5. Практикумы. Интерактивные задания, созданные для закрепления изучаемого материала.

Образовательные электронные источники включают в себя совокупность материалов следующего характера:

  • текстовые и графические файлы;
  • речевой и музыкальный формат;
  • фото и видеоматериалы.

По способу хранения информации различают ЭОР на твердых носителях и доступных в сети, т. е. на общем сервере.

К качеству таких материалов предъявляются самые высокие требования. Информация должна быть собрана, обработана и последовательно изложена.

Ключевым элементом ЭОР являет экранное изображение или кадр. Сам учебный материал может быть разбит на параграфы, главы, разделы с возможностью быстрого доступа каждому из них.

Тем не менее ГОСТом не предусматривается отнесение к ЭОР автоматизированных курсов и компьютерных программ обучения. Но они также входят в ЭОР.

По общему понятию все данные, которые могут быть записаны и воспроизведены с CD-дисков для обучения, тоже относят к ЭОР.

К официальным цифровым ресурсам относят контент, прошедший научно-техническое и художественное, либо литературное рецензирование. К тому же материалам присваивается официальный гриф и аппарат ГОСТ. В соответствии с данными маркировками определяют вид его использования.

Выпускные данные ЭОР

Издание всегда характеризуется по выходным данным. Их цель - идентифицировать источник и информировать пользователя о продукте. Эти сведения располагают на носителе в зависимости от его типа, способов распространения и формата.

Выпускные данные электронного образовательного ресурса включают:

  • идентификационные данные изготовителя;
  • общий объем информации курса в мегабайтах;
  • перечень составляющих (общее количество носителей, указания по применению, методические пособия);
  • сегментация носителя (продолжительность фрагментов разного типа);
  • требования к ПК для считывания и его программному обеспечению.

Дополнительно указываются минимальные технические требования к скорости передачи данных, предпочтительный браузер, возможности дополнительного оборудования.

От соответствия возможностей компьютерной и вычислительной техники напрямую зависит удобочитаемость материалов и утомляемость пользователя.

Простота навигации и интуитивно понятное управление на таком портале (сайте, странице) напрямую зависит от грамотной проектировки ресурса. Его условно разделяют на три основных этапа:

  1. Концептуальный. Разработка основной идеи проекта на основе собранных данных о потребностях и предпочтениях пользователей.
  2. Логический. Разработка структуры и возможных сценариев взаимосвязи страниц между собой.
  3. Физический. Реализация проекта через кодовое программирование и размещение на носителе или в сети.

Сфера применения

Чаще всего электронные образовательные ресурсы используют в инклюзивном образовании при обучении детей с ограниченными возможностями. Наблюдается тенденция внедрения электронных обучающих материалов в школах и ВУЗах.

Обратите внимание! Как пример можно назвать интерактивные сенсорные доски, электронные учебники и тетради.

В скором будущем ожидается внедрение методики в детских дошкольных учреждениях.

Ведущие университеты активно разрабатывают специальные обучающие программы и предоставляют к ним свободный доступ. Прогнозируется, что доля ЭОР в массовом образовании будет только увеличиваться. Это приведет к росту доступности научных данных для всего населения в целом.

При должном уровне самоорганизации отдельных студентов и групп, качественное образование станет только доступнее. Так, ярким примером общедоступного информационного образовательного ресурса является открытая энциклопедия Википедия, которую может использовать каждый.

«Примитивные» обучающие программы могут создаваться в обыкновенных офисных программах. Как составляющие используют текстовый контент, картинки, графики, наглядные таблицы. Такие материалы, как правило, применяют для создания презентации для начальной и средней школы, самоучителя, простейших курсов. Допускается использование специальных конструкторов для структуризации небольших объемов информации. Для более сложных изданий методического характера необходимо применять сложные алгоритмы создания.

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы .

В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы .

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Существуют разные подходы к понятию «информационные ресурсы».

Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», гласит:

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире.

На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие:

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т. п., а информационный ресурс остается «неуничтожаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Национальные информационные ресурсы

Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

  • отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к чему относится информация);
  • форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.).

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.

Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.

Один из способов классификации национальных информационных ресурсов:

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках . Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую основу.

Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объёмы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации . Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т. д.

Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации - без этого не может жить ни одно государство.
Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества.

Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.

Отметим, что само это понятие сформировалось не так давно, примерно четверть века назад, в ответ на растущую зависимость развитых стран от объёмов информации, уровня развития средств её передачи и обработки.

Рынок информационных ресурсов и услуг

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка.

  • информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости;
  • информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);
  • информационные технологии, компьютерные программы;
  • базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели).

Обрати внимание!

Поставщики - это, как правило, производители информации или её собственники.

Ими бывают:

  • центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
  • службы связи и телекоммуникации;
  • бытовые службы;
  • специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);
  • неспециализированные фирмы, выпускающие материальные товары и в, качестве дополнительной продукции, информацию о них;
  • консалтинговые (консультационные) фирмы;
  • биржи;
  • частные лица и пр.

Обрати внимание!

Потребители информации - это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации не смогли бы функционировать, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д.

Информационные услуги - особый вид товара на информационном рынке.

Уровень развития сферы информационных услуг во многом определяет степень приближенности к информационному обществу.
Рынок информационных ресурсов и услуг в своём развитии прошёл несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, т. е. с началом \(50-х\) годов \(XX\) века.

Это совпадение явилось, в значительной мере, случайным, так как первые ЭВМ ещё не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привёл к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой учёных и специалистов.

По-настоящему рынок информационных ресурсов и услуг расцвёл после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем.

Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности.

Процесс этот принял массовый характер в \(80\)-х годах ушедшего века.

К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нём ресурсами и услугами.

Ведущими странами на рынке информационных ресурсов и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.

В России в настоящее время (данные \(2014\) г.) имеется вполне сформировавшийся информационный рынок (хотя по объёму предлагаемых услуг он пока уступает аналогичным рынкам экономически высокоразвитых стран).

Важнейшими компонентами отечественного рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Немалую часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения.

Существуют специальные службы обработки информации по заказу клиентов, службы продажи билетов и т. д. Немало на этом рынке и финансовой, статистической информации, информации по образовательным услугам, организации досуга и др.

Постепенно в российском обществе начинает формироваться понимание простой истины: если информация - товар, то за неё надо платить. В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового «пиратского» копирования программ.

Источники:

И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер Информатика и ИКТ.10-11 классы. М: 2012, 213 c.