Уровни цифровой грамотности. Образование в условиях цифровой экономики. Индекс цифровой грамотности россиян

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Берман Н.Д.

ORCID: 0000-0002-3 573-048Х, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация

В статье рассматривается понятие «цифровая грамотность». Проводится различие между компьютерной и цифровой грамотностью. Определяются структурные составляющие цифровой грамотности.

Ключевые слова: информация; цифровые технологии; цифровая грамотность; компьютерная грамотность; цифровые компетенции; цифровая безопасность; цифровое потребление; информационные технологии.

ТО THE QUESTION OF DIGITAL LITERACY Berman N.D.

ORCID: 0000-0002-3573-048X, Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

This article deals with the concept of "digital literacy ". A distinction is made between computer and digital literacy. Identifies the structural components of digital literacy.

Keywords: information; digital technology; digital literacy; computer literacy; digital competence; digital security; digital consumption of information technology.

В последние десять - пятнадцать лет уровень автоматизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека не просто возрос, а перешел на новый качественный уровень. Сейчас невозможно найти хоть сколь-нибудь значимую область жизнедеятельности человека, не затронутую цифровыми технологиями. Дигитализа-ция стала доминантой в развитии межличностных коммуникаций, профессиональной деятельности практически любого направления, образования, получения и предоставления услуг (в том числе государственных), отдыха и многого другого. Любой пользователь Интернета имеет возможность доступа к огромному объему разнообразной информации. Цифровые технологии используются и как высокотехнологичные средства коммуникации, и как инструмент для образования и работы .

Однако в настоящее время темпы компьютеризации несколько опережают умения и навыки основной массы пользователей. В связи с этим вопрос цифровой грамотности стоит весьма остро.

Возникло понятие «цифровая грамотность». Следует различать цифровую и компьютерную грамотность. Под компьютерной грамотностью (англ. computer literacy) понимается умения и навыки работы на компьютере, управление файлами и папками, знание основ информатики, минимальные знания основных офисных программ . Цифровая грамотность (англ. digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Цифровая грамотность - это способность человека использовать цифровые инструменты (в самом широком смысле) с пользой для себя. Для высококвалифицированного специалиста необходимо уметь разбираться с онлайновыми службами, общаться с коллегами посредством современных и постоянно изменяющихся технических средств: смартфон, планшет, ноутбук, использовать чат или веб-камеру и т.д. Уметь читать с экрана цифрового устройства и усваивать эту информацию, применять различные цифровые инструменты для повышения эффективности своего труда, применять облачные технологии для работы в любом месте и в любое время.

Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуальные навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире. Так как цифровые технологии становятся основными в обществе, то понимание цифровой компетенции расширились с технических аспектов к более широкому пониманию применения цифровых технологий - социальных, этических и экономических.

Понятие «цифровая грамотность» включает в себя три составляющие: цифровые компетенции, цифровое потребление и цифровую безопасность.

К цифровым компетенциям относятся: владение технологиями поиска в Интернете, способность критического восприятия информации и проверки ее на достоверность, умения создавать мультимедийный контент для размещения в сети Интернет, готовность использовать мобильные средства коммуникаций, умения выполнять финансовые операции через Интернет, использовать онлайн-сервисы для получения услуг и товаров.

Цифровое потребление отражает уровень доступности различных цифровых технологий, как аппаратных, так и программных и уровень их использования: доступность широкополосного и мобильного Интернета, наличие цифровых устройств, количество в регионе интернет-СМИ, интернет-магазинов, уровень предоставления и использования государственных услуг в электронном виде.

К цифровой безопасности относятся владение навыками безопасной работы в сети как технического, так и социально-психологического характера: способность защитить свои персональные данные, обеспечить конфиденциальность и целостность информации, обезопасить ее от компьютерных вирусов, отношение к пиратскому медийному контенту и программному обеспечению, уровень культуры общения в социальных сетях, соблюдение этических и правовых норм при размещении цифрового контента в сети.

Формирование цифровой грамотности студентов не должно ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла таких как информатика или информационные технологии

в профессиональной деятельности, а приобрести междисциплинарный характер . Поскольку в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования требования к результатам освоения основных образовательных программ предъявляются в виде обладания общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, большинством из которых невозможно овладеть без цифровой грамотности и знания информационных технологий.

Список литературы

1. Ахметжанова Г.В. Система научного обеспечения дополнительного профессионального образования в информационно-образовательной корпоративной среде // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. №1 (24).

2. Берман Н.Д. Формирование информационной компетентности студентов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Том 8. №2-2. С. 28-34. с!о1:10.12731/2218-7405-2017-2-2-28-34.

3. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), Москва. 2013. С. 68.

Внедрение цифровых технологий осуществляют как бизнес, так и государство и обычные граждане. Именно активность всех трех сегментов обеспечивает фундамент для дальнейшей диджитализации экономики. На ее фоне быстро растет

Фото: Владимир Афанасьев/ТАСС

Стремительное развитие интернет-отрасли требует постоянного притока квалифицированных IT-кадров. В компаниях и организациях, относящихся к интернет-рынкам, работают около 2 млн человек, включая самозанятое население, отмечают в РАЭК. При этом кризис не сильно отразился на отрасли — спрос на специалистов сократился здесь на 15%, в то время как в других секторах российского рынка количество вакансий уменьшилось на 20-40%.

К темпам изменений на рынке интернет-технологий пока не успевает адаптироваться система образования и самообучения. Сегодня IT-специальность можно получить в каждом третьем вузе страны. Однако не решена проблема подготовки и цифровой грамотности рядовых пользователей или специалистов, не имеющих профильного IT-образования. (Цифровая грамотность — набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета; включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность).

Цифровое пользование растет на фоне распространения интернета и бума онлайн-сервисов. При этом темпы роста цифровой грамотности несколько запаздывают. Эту проблему помогут решить государственная поддержка и инвестиции в повышение цифровой грамотности, считают в РОЦИТ.

Интернет-индустрия Рунета — самый активный и развивающийся сегмент экономики страны. За последние несколько лет рынок вышел в лидеры по целому ряду направлений и показателей в Европе: самая большая аудитория, самые крупные компании, самый активный сегмент рекламы, четвертое место по объему инвестиций и пятое по обороту электронной торговли, говорит Леонид Левин, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ: «Но, в отличие от подавляющего большинства европейских стран, Рунет имеет серьезный запас роста по всем названным позициям и многим другим направлениям инновационной экономики страны. Результаты бизнеса в Рунете напрямую зависят от активности пользователей— именно эти закономерности демонстрирует Индекс цифровой грамотности».

В 2016 году Индекс цифровой грамотности пользователей Рунета составил 5,42 по десятибалльной шкале (по результатам второй волны всероссийского исследования РОЦИТ совместно с ВЦИОМ, НИУ ВШЭ, Acronis и DCA). На первое место по усредненному значению по России вышел субиндекс цифровой безопасности, составивший 5,57 (против 4,86 в 2015 году). Для многих округов этот показатель был болевой точкой. Данные второй волны демонстрируют его активный рост в Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском и Уральском округах. Вторым по величине значения стал субиндекс потребления — 5,49. Рост +0,32 за год стимулировался за счет расширения зоны покрытия широкополосного интернета. Население все чаще обращается к интернету как источнику информации. Растет уровень потребления социальных сетей, происходит расширение набора цифровых устройств, которыми пользуются россияне.

Значительный прорыв — с 4,48 до 5,27 совершил субиндекс цифровых компетенций. В частности, заметно развитие компетенции проведения финансовых операций через интернет (+12%) и повышение уровня производства мультимедийного контента (+15%).

Исследователи отмечают неравномерность уровня цифровой грамотности по регионам. Передовым стал в этом году Центральный федеральный округ, сместивший прежнего лидера — Северо-Западный ФО, в котором наблюдается снижение уровня цифровых компетенций. На третьем месте стабильно остается Урал. Быстрее всего уровень цифровых компетенций растет в Поволжье.

В РОЦИТ связывают рост показателей цифровой грамотности по стране в целом с планомерно осуществляемой работой в этом направлении. «Проведена серия уроков для всех возрастных групп населения, выпущен ряд информационно-просветительских материалов, а также заключены соглашения о взаимодействии с администрациями регионов — например, в Дагестане, Воронежской области, Приморском крае, — рассказывает директор РОЦИТ Сергей Гребенников. — В этом году нам удалось популяризовать проблему низкого уровня цифровой грамотности и привлечь к ее решению бизнес и государство. Главным достижением я считаю рост, продемонстрированный субиндексом цифровых компетенций. Его повышение объясняется расширением программ привлечения населения и его обучения».


При реализации проекта «Индекс цифровой грамотности пользователей Рунета» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз молодежи».

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Тимофеева Наталья Михайловна
ФГБОУ ВПО "Смоленский государственный университет"
кандидат педагогических наук, доцент


Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования цифровой грамотности у людей пожилого возраста с целью адаптации их к новым современным условиям, улучшения качества их жизни. Раскрываются базовые навыки для взаимодействия с цифровой средой, формируемые в рамках программы "Основы компьютерной грамотности".

DIGITAL LITERACY AS A COMPONENT OF LIFE SKILLS

Timofeeva Natalia Mikhailovna
Smolensk State University
Ph.D., assistant professor of informatics


Abstract
The article deals with development of digital literacy among the elderly with the purpose of adapting them to new conditions, improving their quality of life. Describes the basic skills to interact with a digital environment, formed in the framework of the program "bases of computer literacy".

Грамотность, традиционно определявшаяся как умение читать и писать, в настоящее время стала учитывать стремительный рост распространения и использования цифровых устройств, ресурсов и услуг. Появилось понятие «цифровая грамотность », которое стало базовым компонентом образования и научно-технического прогресса и определяется как совокупность важнейших жизненных навыков . Как инструмент информационной деятельности оно включает в себя важные для современного человека группы навыков:

- компьютерную грамотность , сочетающую в себе пользовательские и технические навыки в области использования компьютерной техники;

- ИКТ грамотность , объединяющую в себе коммуникационную составляющую (навыки для использования сервисов и культурных приложений, поддерживаемых и распространяемых через Интернет), и информационную составляющую, под которой подразумевается способность оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать и использовать цифровую информацию.

Характерной проблемой современного мира является, то, что приобретение перечисленных навыков для людей более старшего поколения не всегда доступно и легко.

С 2012 года при Смоленском государственном университете на базе Социально-психологического центра открыто социальное отделение «Мудрость» для пожилых людей (Институт третьего возраста), где людям старшего поколения предоставляются дополнительные образовательные услуги по программе «Основы компьютерной грамотности». Основные содержательные разделы данной программы , :

Основы работы с персональным компьютером и архитектура компьютера;

Операционная система;

Текстовый редактор Word;

Возможности редактора Microsoft PowerPoint;

Приемы записи информации на внешние носители;

Возможности сети Интернет;

Система государственных структур.

В рамках указанной программы у пожилых людей формируются следующие базовые навыки цифровой грамотности:

1) навыки использования информации:

  • понимание значения информации в XXI веке;
  • знание, как выбрать источник информации в зависимости от вида деятельности и специфики задачи;
  • владение методами поиска информации;
  • умение критически оценивать информацию;

2) навыки отношений в информационной среде:

  • умение присоединиться к выбранному сообществу и участвовать в его жизни, например, участие в сообществах по интересам;
  • умение создавать аккаунты в социальных сетях;
  • способность взаимодействовать с людьми, живущими в различных частях планеты, например, по средствам электронной почты, социальных сетей, Skype;

3) владение языком медиа:

4) навыки творческого использования ИКТ:

  • умение подбирать необходимый контент;
  • умение создавать простые тексты и мультимедийные презентации с помощью специальных программных средств;

5) навыки в области этики в информационной среде:

  • знание о праве на доступ к информации и ограничениях, связанных с этим;
  • понимание обязательности соблюдения законов в отношении авторского права, права на неприкосновенность частной жизни;

6) навыки безопасности в информационной среде :

  • знание о необходимости защиты личной информации;
  • знание о рисках работы в компьютерных сетях.

Открытие подобных геронтологических структур призвано значительно улучшить качество жизни пожилых людей за счет их адаптации к новым современным условиям.