Собираем электронику б1 01. Мастер по ремонту аудио и видеотехники в барнауле

Модернизация ЭПУ ЭЛЕКТРОНИКА Б1-01

За прошедшие четверть века конструкция ЭПУ "Электроника Б1-01", считавшаяся высококачественным источником сигнала, во многом, конечно, устарела, особенно в сравнении с современной аппаратурой. Однако, по мнению автора статьи, путем некоторой модернизации ЭПУ можно не только существенно расширить его динамический диапазон, но и повысить помехоустойчивость устройства. Это, несомненно, улучшит воспроизведение низких уровней звука, нередких в грамзаписи классической музыки.

"Электроника Б1-01 в свое время была "первой ласточкой" среди ЭПУ высшего класса. Благодаря удачным конструкторским решениям и надежности в эксплуатации оно до сих пор служит тысячам любителей грамзаписи. Долгая жизнь этого устройства во многом объясняется наличием в нем отличного тонарма: эта удачная копия тонарма SME 30D9, который и поныне справедливо считается одним из лучших в мире. Он значительно превосходит популярный в наши дни. но дорогой RB 300. Следует также вспомнить, что специально для "Электроники Б1-0 Г был разработан низкооборотный двигатель ТСК-1 на 278 оборотов в минуту (для скорости 33,3) с питанием от низкочастотного генератора. Основная частота рокота была снижена до 5 Гц. Тем не менее уровень вибраций, порождаемых приводом, не соответствует современным нормам. Правда, улучшив механическую развязку, его нетрудно снизить.

Конструктивно ЭПУ состоит из двух основных узлов: панели с диском и тонармом и корпуса с металлическим шасси, на котором закреплен двигатель и все электрические узлы. Двигатель установлен под пермаллоевым экраном на пружинах, которые стянуты винтами, передающими вибрацию на шасси.

При доработке двигатель необходимо снять и рассверлить установочные резьбовые отверстия в шасси до 4,5 мм. Для новой подвески нужны три болта М3 длиной 18...20 мм с гайками, три стальные шайбы внешним диаметром 6...7 мм и шесть шайб диаметром 9 мм из мягкой резины или полиуретана толщиной 4 мм. а еще лучше - наборных из слоев резины и фетра. Перед сборкой нижние демпфирующие шайбы лучше наклеить на шасси - это облегчит монтаж и обеспечит центровку. Двигатель в сборе не должен соприкасаться с шасси или экраном (проверить омметром), а его корпус соединяют с "массой" отдельным проводом. Для смазки подшипников двигателя применяют легкие сорта масел: часовое, веретеное и т.п.

В трех исследованных экземплярах ЭПУ оказалось, что насадка на оси двигателя привода выполнена очень плохо - она имеет заметные биения. Кроме того, ребро по середине насадки отнюдь не стабилизирует положение пассика. Его случайные смещения ограничивает лишь специальная скоба, что сопровождается акустическим шумом. Для придания поверхности насадки бочкообразной формы ее шлифуют наждачной бумагой средней зернистости, наклеенной на жесткую поверхность, при работающем двигателе и с минимальным усилием.

Развязка шасси с панелью выполнена тоже неудовлетворительно. В шасси ввинчены три пластмассовых стакана, на которые опираются пружины панели. Пружины с обоих концов снабжены резиновыми чашками, однако стянуты винтами с пластмассовыми гайками. В результате вибрации двигателя и трансформатора через винты тоже передаются на панель. Гайки необходимо удалить, а высоту панели можно отрегулировать поворотом стаканов. Кроме того, внутренний объем пружин набивают обрезками поролона или вспененного полиэтилена (его применяют в качестве упаковочного материала), что уменьшит колебания и передачу вибраций по виткам. Под нижние резиновые чашки подкладывают фетровые шайбы.

Необходимо погасить также резонансные вибрации панели. Для этого нижнюю ее поверхность покрывают слоем вибропоглощающей мастики или в крайнем случае пластилина. Аналогично демпфируют приводной и основной диски, с обязательной промазкой краев (юбок) мастикой. С помощью медицинского стетоскопа, прижимая его к верхней стороне панели, убеждаются е действии принятых мер. В "заглушённом" ЭПУ рокот двигателя совершенно не прослушивается.

Для снижения чувствительности ЭПУ к акустической обратной связи (АОС) дно устройства, выполненное из оргалита, удаляют, а на уголки корпуса наклеивают "ножки" из четырех-пяти слоев толстой мягкой резины. С той же целью ЭПУ желательно установить на массивное основание с мягкой подвеской (так называемое субшасси). В доработанном ЭПУ автор применил даже два таких субшасси с демпферами (по порядку снизу вверх): лист пенополиуретана толщиной 40 мм. мраморная плита толщиной 20 мм. лист пористой резины толщиной 5 мм, плита из сплава Д16Тв толщиной 10 мм, на которую и опираются штатные пружинные "ножки" ЭПУ с прокладками из резины и фетра. Для улучшения демпфирования вибраций собственно пластинки резиновую накладку диска следует перевернуть и использовать центральный прижим, который нетрудно изготовить из немагнитного материала.

Регулировку тонарма по высоте и азимуту производят перемощением втулки в основании тонарма, фиксируемой двумя винтами. Но в случае установки головки звукоснимателя большей высоты удобнее использовать иной способ: ручка перемещения тонарма, которая находится между головкой и ее держателем, может быть закреплена и поверх держателя. С этой целью крепежные отверстия для головки "Корвет-128" растачивают надфилем "на овал".

Проводка в тонарме оставлена прежней, а провод, идущий к корректору, нуждается в замене. Полноценной альтернативы хорошим, но дорогим звуковым кабелям, к сожалению, нет. Однако в любительских условиях можно изготовить неплохие самодельные кабели из тонкого провода МГТФ, желательно прошедшего этап естественного старения (до десяти лет). Проводники для каждого канала свиты попарно и заключены в трубки из фторопласта диаметром 5 мм. Поверх трубок натягивают экранные оплетки (с общим проводом их соединяют только со стороны усилителя-корректора), а затем надевают обычные трубки из ПВХ.

Корпус ЭПУ соединяют с блоком усилителя отдельным проводом. Более рационально соединить его через дополнительную экранирующую оплетку, в которую помещены оба кабеля с экранами, подсоединенными с одной стороны. Для уменьшения уровня высокочастотных наводок в ряде случаев помогают и ферритовые кольца, через которые пропускают кабели - они выполняют функцию синфазного дросселя. Нелишне заметить, что специальные помехоустойчивые кабели производят за рубежом немногие фирмы.

Методы снижения помех в цепи электропитания источников аудиосигнала нередко недооцениваются. Между тем именно в них уровень помех наиболее критичен. Так. уровень сигнала с магнитной головки звукоснимателя составляет 7... 12 мВ, однако при полном динамическом диапазоне сигнала грампластинки более 60 дБ счет нужно вести на микровольты и даже доли микровольт, а для некоторых других источников еще ниже. Высокочастотные помехи, пройдя тракт усиления до УМЗЧ включительно, порождают хрипы или, в лучшем случае, жесткость и визгливость в звучании. Это особенно заметно при прослушивании записей струнной группы. В "феномене транзисторного звучания" зачастую повинны источники сигнала! Верный признак присутствия таких помех в сигнале - неожиданный "подь-ем" высоких частот, вызванный приростом уровня гармонических и комбинационных частот. Характерно, что и применение ламповых усилителей, менее склонных к детектированию сигнала, тоже не способно решить проблему, так как комбинационные частоты возникают уже в предварительных усилителях. Поэтому единственно правильное решение при подавлении ВЧ помех - их устранение в самих источниках питания, в частности, с помощью сетевых фильтров.

Сетевые фильтры, как известно, состоит из катушек (дросселей) и конденсаторов. Помимо своего прямого назначения LC-фильтры выполняют и защитную функцию, сглаживая и ограничивая импульсные помехи в сети, амплитуда которых может достигать 1.5 кВ. Однако далеко не все промышленные фильтры, в том числе и зарубежного производства, работают удовлетворительно в составе аудиоаппаратуры.

Как показала практика, источник питания высокого качества должен быть снабжен многозвенным фильтром с крутизной более высокого порядка и низкой частотой среза.

На рисунке показана схема выносного блока питания ЭПУ "Электроника Б1-01", примененного автором. Помимо сетевого трансформатора за пределы аппарата вынесен и выпрямительный мост с фильтрами - это также способствует снижению уровня помех. С целью их дополнительного уменьшения в выпрямителе можно применить импульсные выпрямительные диоды, зашунтированные конденсаторами небольшой емкости.

В фильтре выпрямителя все оксидные конденсаторы - зарубежного производства, имеющие хорошую стабильность параметров и большой срок службы.

Блокировочные конденсаторы желательно подобрать попарно либо выравнять их емкости присоединением дополнительных конденсаторов. Конденсаторы С1 и С2 - любые высоковольтные. С5- С8 - К73-9 или аналогичные емкостью 0,1...0.47 мкФ. Обмотки синфазных дросселей (в зарубежной литературе - продольные трансформаторы) L1. 12 на кольцевых магнитопроводах из феррита М2000НМ внешним диаметром 45...50 мм и сечением около 1 смг намотаны отрезками сетевого либо толстого монтажного провода с волокнистой изоляцией, сложенными вместе. При длине их no 1,5 м число витков может находиться в пределах 20-40. Гнезда XS1. XS2 (сетевые розетки) предназначены для питания другой аппаратуры звуковоспроизведения. В качестве SA2 применен тумблер МТЗ.

Монтаж выполняют достаточно толстым (сечением не менее 0,35 мм2) проводом. Поскольку с увеличением площади контура ухудшается помехозащищенность, в особо ответственных случаях, например, при близком расположении мощных радиопередатчиков, провода питания к ЭПУ стоит свить, а общий провод выполнить в виде оплетки. Длина их должна быть не менее 1,5 м. чтобы исключить заметное влияние наводок от трансформатора на сигнальные цепи ЭПУ. Питание подается непосредственно на плату генератора к конденсаторам С9, С10 , установленным на месте прежних C1, С2 (нумерация элементов согласно принципиальной схеме ЭПУ).

Штатный выпрямительный мост следует удалить либо отсечь, перерезав токоведущие дорожки. Общий провод, ведущий к двигателю, образует замкнутый контур и потому удален. Сетевое напряжение для питания стробоскопа подается через сетевой выключатель ЭПУ и во время прослушивания должно быть отключено. В качестве соединителя Х3 очень хорошо зарекомендовал себя многоштырьковый компьютерный разъем с золочеными контактами, в котором на каждый силовой провод подключено параллельно по 7-10 контактных пар.

Принятые меры, о которых шла речь, позволили существенно улучшить старый проигрыватель. Достигнуто очень чистое и точное звуковоспроизведение грамзаписи.

Смотрите другие статьи раздела .

Усилитель Электроника Б1-01.

Технические характеристики:

Номинальная выходная мощность на нагрузку 4Ома: 50Вт.

Диапазон частот: 20-20000Гц.

Коэффициент нелинейных искажений: 0,5%.

Размеры: 500х315х130мм

Масса усилителя: 12кг.

Усилитель собран на металлическом шасси, которое вставлено в прямоугольный деревянный корпус из фанеры, покрытой шпоном.

Схема усилителя мощности имеет несколько особенностей. Усилитель имеет однополярное питание +-66В. Соответственно имеются разделительные конденсаторы на выходе усилителя. Наличие конденсаторов на выходе усилителя наводит нас на то, что звук будет не очень качественный. Так как на пути выходного сигнала имеется препятствие в виде разделительного конденсатора. Вспомним, что встроенный усилитель магнитофона Маяк 240-С1 имеет также разделительный конденсатор. При этом надо сказать, что звук магнитофона при работе с акустикой S-30, 15АС-204, 10МАС-1М довольно качественный. Недостатками усилителя магнитофона Маяк 240-С1 на мой слух является мутноватый бас, нечеткий бас, несколько размазанность его. По ВЧ - при увеличении тембра отчетливо слышно "цыканье", окраска звука увеличивается в сторону высоких частот, слишком "выпяченно". Однако общая картина звука довольно хорошая, однако нет детальности баса, динамичности и напора звука.

Мы видим, что в усилителе Электроника Б1-01 несколько другой входной каскад. Первый каскад усилителя выполнен на транзисторе Т1, включенным по схему с общим эмиттером. Каскад охвачен цепочкой R6, R7, R20, C5 с отрицательной обратной связью. Второй каскад собран на транзисторе Т2, но работает он в режиме фазоинвертора. Транзисторы Т7, Т8 - буферные раскачивающие транзисторы с эмиттерными повторителями. Диоды Д1-Д3 и резистор R11 обеспечивают стабилизацию тока покоя выходных транзисторов Т3 и Т4. Усилитель охвачен глубокой отрицательной обратной связью, которая регулируется резистором R6.

Цель фазоинвертора - расширение динамического диапазона при сохранении линейности. Линейность повышают путем введения отрицательной обратной связи (ООС). Но до бесконечности ее повышать, иначе усилитель становится нестабильным. Здесь предусмотрена регулировка глубины ООС резистором R6. Повышается ли линейность усилителя при такой схеме путем введения фазоинверторного каскада? Думаю да, ведь усилитель рассчитан на выходную мощность - 50Вт на канал при коэффициенте гармоник 0,5%.

Удалось ли кроме повышения линейности усилителя, улучшить его амплитудно-частотные характеристики? Здесь помогут приборы для измерения АЧХ.

Как усилитель воспринимается на слух? Сравним его с усилителем Одиссей-010-стерео, Бриг-001-стерео. Акустические системы- 35АС-018, 35АС-028, 50АС-106, а также наушники. Источник сигналов - CD-проигрыватель Tecnics, Pioneer.

И все-таки звук усилителя меня не впечатлил. Громкости хватает, а вот бас не четкий и динамичный, а размыт. Отсюда отсутствует напористость и "злость" звука, при прослушивании скажем тяжелой гитарной музыки. Например, бас-гитара будет играть не отчетливо задавая ритм с ударными, а в общем размыто. Середина и ВЧ более-менее отыгрываются, но при повышении уровня тембра, усиливается уровень высоких до не комфортного уровня, слишком выпячивают высокие. Прозрачность ощущается, хотя и не полная. Объемность звучания тоже отсутствует, но это достаточно редко на советской технике. Причем звук что на Акустических системах, что в наушниках не отличался.

Думаю, что усилитель подойдет для неспешной, не агрессивной музыки, той эпохи в которую он был создан.

Электрофон "Электроника Б1-01" с 1975 года выпускал Казанский завод радиокомпонентов. Стереофонический электрофон высшего класса "Электроника Б1-01" состоит из четырёх отдельных функциональных блоков: стереофонического электропроигрывателя, стереофонического усилителя звуковой частоты и двух акустических колонок. В блоке электропроигрывателя используется трёхскоростное (45, 33, 16 об/мин) электропроигрывающее устройство высшего класса "0-ЭПУ-1С". Коэффициент детонации 0,2%. Скорости в ЭПУ переключаются кнопочным переключателем изменяющим частоту напряжения генератора. В качестве электродвигателя использован низкооборотный конденсаторный синхронный электродвигатель типа "ТСК-1". В проигрывателе установлен металлический трубчатый тонарм, статически сбалансированный во всех плоскостях. ЭПУ имеет компенсатор скатывающей силы, микролифт и устройство для регулирования веса приведенного к концу иглы. Тонарм снабжен магнитоэлектрической головкой ГЗМ-003, работающей при приведенном весе 20 мН. Диапазон рабочих частот ЭПУ не уже 20..20000 Гц. Высококачественный двухканальный стереофонический усилитель модели предназначен для совместной работы с различными источниками звуковых программ. Его номинальная выходная мощность в каждом канале 60 Вт. Коэффициент нелинейных искажений 0,5%. В усилителе НЧ предусмотрена регулировка стереобаланса, раздельная регулировка тембра НЧ и ВЧ частотам. Имеется возможность для подключения одновременно двух акустических колонок в каждом канале. Стереоусилитель имеет раздельную индикацию уровня выходного сигнала в каждом канале стрелочными индикаторами, световую сигнализацию перегрузки усилителя, наличие фильтров для ВЧ и НЧ частот, устройство отключения тонкомпенсации и раздельного отключения АС. В модели используются АС закрытого типа объемом 54 л, каждая из которых состоит из двух громкоговорителей 10ГД-30 и четырех ЗГД-31. Размеры электропроигрывателя 170х465х385 мм, усилителя низкой частоты 490х300х110 мм, одной акустической системы 630х340х250 мм. Масса у отдельных устройств имеет соответственно 15, 20 и 30 кг.

----------------

Преамбула:
В 11-м классе я забирал всякое списаное барахло из музыкальной школы. Из всего ассортимента мне не отдали только один вертак, как позже оказалось это была первая версия вертушки Электроника Б1-01 с тонармом максимально приближенным к sme3009. Через года так три, когда я вновь вернулся к винилу как источнику музыки, меня взяла дикая злость, что я не утащил её тогда первым делом, а оставил на конец и возможно она бы у меня была уже давно.
В 2006 году я купил себе бэшечку у одного местного барыги в ужаснейшем состоянии. Днище шахты болталось и вся смазка вытекала, пасик был растянут, грузик антискейтинга отсутствовал, корпус разваливался.
Первым делом когда привёз домой, я собрал корпус вертушки. Днище было кем-то до меня изготовлено новое из фольгированного текстолита, но я сразу его снял и убрал в сторонку.
Пасик уже не помню откуда достал, на антискейтинг забил. Вобщем было много всяких мелких доработок, но глобально так и не занимался вертухой. Вечная проблема бэхи - разваливающийся корпус, а точнее деревянные уголки, к которым привинчиваются ножки. Под весом корпус постоянно проваливался. Месяц назад, окончательно разозлившись на свою бэшку, разобрал корпус на четыре дощечки и принялся собирать его заного.

Первым делом содрал остатки старого клея и всё зашкурил. После склеил между собой дощечки. Далее из 12мм фанеры вырезал новое днище, к которому приклеил корпус. Не помню только что было первее, приклеил лист фанеры и вырезал отверстия в днище или наоборот, вырезал отверстия, а потом приклеил днище. Вобщем в итоге дно получилось в виде крестовины, чтобы можно было прикручивать шасси и регулировать чашки с пружинами.
После проклейки приклеил деревяхи в углы. С ними главная проблема была чем прижимать. Если кто будет повторять, советую купить две струбцины, чтобы плотно прижимать.
Когда закончил все проклеечные работы, балгаркой со шкуркой снял старую краску по контуру днища (чёрную), заодно выровнял по периметру новое днище и контур старого корпуса.
Самым сложным этапом было выровнять шпатлёвкой сошкуренную часть. Использовал шпатлёвку по дереву, выравнивал маленьким и широким шпателями, а так же хитрое приспособление из уголка для окон. Обычный уголок, который прикручивают на деревянные окна, только одну часть обрезал и внутреннее скругление превратил в прямой угол. Таким образом длинной частью вёл по днищу, а узкая часть под углом в 90 градусов разравнивала шпатлёвку по периметру вертухи.

Финальной стадией стала окраска чёрным акрилом. Прежде чем красить, попробуйте на ненужной фанере, мне пришлось сильно разбавить водой, чтобы краска ровно легла.

В итоге получился усиленный корпус, где весь вес ложится не на уголки, а новое 12 мм днище из фанеры. Ножки использованы от вертухи соната, потому что одна из родных ножек пришла в негодность, но я бы предпочёл оставить оригинальные ножки.
После установки шасси один из крепящих винтиков трансформатора стал упираться в днище, поэтому транс снял и решил блок питания сделать выносным.
Теперь занимаюсь переделкой электронной части вертухи. Как уже сказал, блок питания вынесен за борт (транс, выпрямитель, кондёры), стробоскоп на первое время оставлю родной на 220В, позже собираюсь переделать на светодиодный. Соленоид тонарма вначале хотел выкинуть, но решил оставить, пусть будет. Работает он только когда поднят тонарм и наводок давать не должен. Схему управления соленоидом и релюшкой включения движка переделывать не собираюсь, только стабилизатор питания релюшек с основной платы хочу вынести на отдельную плату, куда будет приходить питание с выносного блока питания, и разводиться на остальные блоки вертушки, плюс дополнительно воткнуть пару ёмкостей по 2000мкф.
Но на сегодня хватит. Когда сделаю электронную часть - выложу отчёт. Затем буде заниматься непосредственно тонармом, столом и всем оставшимся.

Виниловый проигрывать Высшей группы сложности «Электроника Б1-01» из одноименного музыкального комплекса.

В состав комплекса «Электроника Б1-01» помимо вертушки входил усилитель и акустика (кстати 16ти омная!), но об этом позже. Я (scorpic) не открою большой тайны сказав вам, что "Б1-01" есть копия (и чем "моложе" версия тем в меньшей степени) в свое время культового проигрывателя Thorens td125. Так же не буду рассказывать,о том как грузинские умельцы методично "передирали" Thorens, об этом без меня написано.

Всего было три модификации "Электроники" (ее клоны, а были и такие, не рассматриваем). Первая модификация была почти 100% "калька" с Thorens. (почему почти - потому, что изменения коснулись в основном только переходом на метрическую систему и приведение механических узлов к стандартным, вписывающимся в советский ГОСТ. Естественно управление двигателем "притянули" под советскую элементную базу. Вторая - "оптимизировали" узел тонарма (убрали возможность изменения расстояния от центра пластинки, сделали субшасси цельным, без отдельной площадки под тонарм) и изменили электронику (элементная база, введение автостопа и электронного микролифта). Третья - по сути модификация второй. В ней изменения коснулось только электроники (сменили элементную базу и топологию). Вот, собственно, мне попалась вертушка третьей модификации.

Приобрел я ее как не рабочую, без пассика и без признаков жизни. Выпущен мой экземпляр в июле 1980г,и очень неплохо (я про косметику) сохранился.

Для начала пришлось вскрыть заводские пломбы для осмотра внутренностей.

Визуально стало ясно, ничто не сгорело… Собственно на фото - внутренности Электроники Б1-01.

Электродвигатель 1980г, о чем свидетельствует подпись на корпусе оного.