Алгоритмы и способы их описания. Презентация на тему "алгоритм" Презентация по информатике что такое алгоритм

Cлайд 1

Cлайд 2

Возникновение термина «алгоритм» Понятие алгоритма, примеры алгоритмов Основные свойства алгоритмов Способы задания алгоритмов Обозначения, используемые в блок-схемах алгоритмов Виды алгоритмов

Cлайд 3

Имя Хорезми, в его латинизированной форме Алхорезми, увековечено в повсеместно известном математическом термине алгоритм. Алгоритм - это несколько измененная форма имени Алхорезми, под влиянием греческого слова „ аритмос" - число. Великий узбекский математик 9 века Аль Хорезми Мухамед бен Муса Возникновение понятия алгоритм

Cлайд 4

А л г о р и т м- это определённая последовательность действий, выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи. Каждое действие в записи алгоритма называется командой. Каждый алгоритм рассчитан для выполнения определенным исполнителем. Исполнять алгоритмы может не только человек, но и животные, насекомые, растения, а так же поручить исполнение алгоритма можно и неодушевленным механизмам и устройствам.

Cлайд 5

Пример алгоритма, изучаемого в школьном курсе математики: Алгоритм выполнения арифметических операций Произвести вычисления в скобках или раскрыть скобки в выражении (если они есть); Выполнить все действия второй ступени (умножение и деление); Выполнить действия первой ступени (сложение и вычитание).

Cлайд 6

Пример алгоритма, изучаемого в школьном курсе русского языка: Алгоритм Правописание приставок на «з», «с». 1. Выделяем корень слова. 2. Если корень начинается со звонкой перейти к пункту 3, в противном случае к пункту 4 3. В приставке пишем «з». Перейти к пункту 5 4. В приставке пишем «с». 5. Записать слово

Cлайд 7

Примеры алгоритмов из жизни: Руководство по ремонту, эксплуатации и обслуживанию автомобиля Рецепт Правила пользования телефоном Инструкция по эвакуации во время пожара Распорядок дня

Cлайд 8

Основные свойства алгоритмов: 1. Дискретность Алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определённом порядке. Пример. Алгоритм приготовления блюда быстрого питания: 1. Высыпать в емкость содержимое пакетика. 2. Налить в емкость 200 мл горячей воды. 3. Перемешать.

Cлайд 9

Детерминированность (однозначность) Любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае Пример При управлении самолетом используются сложные алгоритмы, исполнителями которых являются пилот или бортовой компьютер. Каждая команда алгоритма определяет однозначное действие исполнителя

Cлайд 10

Один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными. 3. Массовость Пример Алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления могут быть применены для любых чисел в различных позиционных системах счисления.

Cлайд 11

Алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов. 4. Результативность Пример. Алгоритм сложения целых чисел в десятичной системе счисления: 1. Записать числа в столбик. 2. Сложить числа младшего разряда. 3. Записать результат под горизонтальной чертой.

Cлайд 12

5. Понятность Алгоритм должен содержать только те команды, которые входят в систему команд исполнителя. Пример При включении компьютера выполняются алгоритмы тестирования и загрузки операционной системы. Эти алгоритмы выполняет компьютер, поэтому они должны быть записаны на понятном компьютеру машинном языке.

Cлайд 13

Свойства Пример выполнения свойства Пример невыполнения свойства Дискретность Казнить нельзя, помиловать. Казнить, нельзя помиловать. Детерминированность (точность) На дубе ларец, а в ларце утка, а в утке яйцо, в яйце игла, в игле смерть Кощея. Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Массовость Каждой дочери отец привёз по дорогому подарку. Принц мог жениться только на настоящей принцессе. Понятность Инструкция по-русски. Инструкция на японском языке. Результативность Мышка хвостиком махнула, яйцо и разбилось. Баба била-била, не разбила.

Cлайд 14

словесный – при данном способе в каждой строке перечисляется определенная команда. графический – с помощью блок- схем. с помощью алгоритмического языка. формульный Табличный – способ, наиболее часто используемый в экономических задачах). Способы представления алгоритмов

Cлайд 15

Элементы блок схем: Обозначение блока Пояснение Начало, конец процесса обработки данных Ввод исходных данных, вывод результатов Вычислительное действие (операция присваивания) Проверка условия (условный переход) Начало цикла

Cлайд 16

Cлайд 17

Линейный алгоритм Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.

Cлайд 18

Слайд 2

  • Алгоритм - конечная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью точных и понятных исполнителю команд.
  • Слово «алгоритм» происходит от algorithmi - латинской формы написания имени великого математика IX века аль-Хорезми
  • Слайд 3

    • Приготовление торта- алгоритм:
    • Замесить тесто
    • Раскатать коржи
    • Выпечь коржи
    • Дать коржам остыть
    • 5. Украсить торт
    • Алгоритмы встречаются нам повсюду, например:
  • Слайд 4

    Исполнитель

    • Исполнитель - управляющий объект совершающий последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели
    • Исполнителем может быть человек, робот, компьютер, язык программирования и т.д. Исполнитель умеет выполнять некоторые команды.
    • СКИ - совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнять, называется системой команд исполнителя.
  • Слайд 5

    Свойства алгоритмов

  • Слайд 6

    Дискретность

    • Описываемый алгоритмом процесс разбит на последовательность отдельных шагов.
    • Запись представляет собой упорядоченную совокупность разделенных предписаний, образующих дискретную (прерывную) структуру алгоритма.
    • Только выполнив требования одного предписания, можно приступить к выполнению следующего.
  • Слайд 7

    • Алгоритмы составляются ориентацией на определенного исполнителя.
    • Все команды в алгоритме должны быть понятны исполнителю, т.е. принадлежать его СКИ.
    • Понятность
  • Слайд 8

    Детерминированность

    • Последовательность выполнения действий д.б. строго определенной.
    • Каждый шаг алгоритма д.б. четким и однозначным.
    • Алгоритм не должен содержать предписаний, смысл которых может восприниматься неоднозначно, т.е. одна и та же команда, будучи понятна разным исполнителям, после исполнения каждым из них должна давать одинаковый результат.
    • Также недопустимы ситуации, когда после выполнения очередной команды исполнителю неясно, какая из команд должна выполняться на следующем шаге.
  • Слайд 9

    Результативность

    При точном исполнении всех предписаний алгоритм приводит к решению задачи за конечное число шагов и при этом получается определенный результат. Вывод о том, что решения не существует - тоже результат.

    Слайд 10

    Массовость

    Алгоритм разработан в общем виде, обеспечивая решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа. В простейшем случае массовость обеспечивает возможность использования различных исходных данных.

    Слайд 11

    Формы записи алгоритма

    • Словесная (на естественном языке)
    • Графическая (блок – схема)
    • Программная (тексты на языках программирования)
  • Слайд 12

    Исполнители алгоритмов

    • Языки программирования:
    • 1.Машинноориентированные языки: Автокод, Assembler
    • 2. Языки программирования высокого уровня: машиннонезависимые языки:
    • C++, Delphi, Visual Basic, Turbo Pascal,
    • al = 10100110 sar al, 3 al = 11110100 sar al, 2 al = 11111101 bl = 00100110 sar bl, 3 bl = 00000010
    • Программа – алгоритм записанный на языке программирования.
  • Слайд 13

    • Процессор понимает только язык машинных команд. Обязательный элемент любой системы программирования
    • Транслятор – программа - переводчик с языка программирования на ЯМК.
    • Компилятор - переводит программу на ЯМК до ее исполнения
    • Интерпритатор– перевод программы на ЯМК и ее исполнение производятся параллельно
  • Слайд 14

    Блок

    Алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков. Каждый блок выполняет одно или несколько действий. Каждому типу действий соответствует геометрическая фигура.

    Понятия алгоритмаПОНЯТИЯ АЛГОРИТМА
    Алгоритм - это точное предписание, которое
    определяет процесс, ведущий от исходных
    данных к требуемому конечному результату.
    Пример: правила сложения, умножения, решения
    алгебраических уравнений, умножения матриц и т.п.
    К сведению: Слово алгоритм происходит от algoritmi, являющегося латинской
    транслитерацией арабского имени хорезмийского математика IX века аль-Хорезми.
    Благодаря латинскому переводу трактата аль-Хорезми европейцы в XII веке
    познакомились с позиционной системой счисления, и в средневековой Европе
    алгоритмом называлась десятичная позиционная система счисления и правила счета в
    ней.

    Понятия алгоритмаалгоритмае алгоритма

    ПОНЯТИЯ АЛГОРИТМААЛГОРИТМАЕ
    АЛГОРИТМА
    Применительно к электронно-вычислительной машине
    алгоритм определяет вычислительный процесс,
    начинающийся с обработки некоторой совокупности
    возможных исходных данных и направленный на
    получение определенных этими исходными данными
    результатов. Термин вычислительный процесс
    распространяется и на обработку других видов
    информации, например, символьной, графической или
    звуковой.

    Основные свойства алгоритмовОсновные свойства алгоритмов

    ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВОСНОВНЫЕ
    СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ
    1.
    Результативность. Означает возможность получения
    результата после выполнения конечного количества операций.
    2.
    Определенность. Состоит в совпадении получаемых
    результатов независимо от пользователя и применяемых
    технических средств.
    3.
    Массовость. Заключается в возможности применения
    алгоритма к целому классу однотипных задач, различающихся
    конкретными значениями исходных данных.
    4.
    Дискретность. Возможность расчленения процесса
    вычислений, предписанных алгоритмом, на отдельные этапы,
    возможность выделения участков программы с определенной
    структурой.

    Задание алгоритма:адание алгоритма

    ЗАДАНИЕ АЛГОРИТМА:АДАНИЕ
    АЛГОРИТМА
    Для задания алгоритма необходимо описать
    следующие его элементы:
    набор объектов, составляющих совокупность возможных
    исходных данных, промежуточных и конечных
    результатов;
    правило начала;
    правило непосредственной переработки информации
    (описание последовательности действий);
    правило окончания;
    правило извлечения результатов.

    Способы описания алгоритмовСпособы описания алгоритмов

    СПОСОБЫ ОПИСАНИЯ АЛГОРИТМОВСПОСОБЫ
    ОПИСАНИЯ АЛГОРИТМОВ
    Словесно - формульный;
    структурный или блок - схемный;
    с помощью графов - схем;
    с помощью сетей Петри.

    Словесно-формульный алгоритмСловесно – формульный алгоритм

    СЛОВЕСНО-ФОРМУЛЬНЫЙ АЛГОРИТМСЛОВЕСНО –
    ФОРМУЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ
    При словесно-формульном способе алгоритм записывается в
    виде текста с формулами по пунктам, определяющим
    последовательность действий.
    Пример: необходимо найти значение следующего выражения: у = 2а – (х+6).
    Словесно-формульным способом алгоритм решения этой задачи
    может быть записан в следующем виде:
    1. Ввести значения а и х.
    2. Сложить х и 6.
    3. Умножить a на 2.
    4. Вычесть из 2а сумму (х+6).
    5. Вывести у как результат вычисления выражения.

    Блок-схема - схемы

    БЛОК-СХЕМА
    - СХЕМЫ
    При блок - схемном описании алгоритм изображается
    геометрическими фигурами (блоками), связанными по
    управлению линиями (направлениями потока) со стрелками. В
    блоках записывается последовательность действий.
    Преимущества:
    1. наглядность: каждая операция вычислительного процесса
    изображается отдельной геометрической фигурой.
    2. графическое изображение алгоритма наглядно показывает
    разветвления путей решения задачи в зависимости от различных
    условий, повторение отдельных этапов вычислительного процесса и
    Другие детали.
    К сведению: Оформление программ должно соответствовать определенным
    требованиям. В настоящее время действует единая система программной документации
    (ЕСПД), которая устанавливает правила разработки, оформления программ и
    программной документации. В ЕСПД определены и правила оформления блок-схем
    алгоритмов (ГОСТ 10.002-80 ЕСПД, ГОСТ 10.003-80 ЕСПД).

    Пример блок-схемыример блок - схемы

    ПРИМЕР БЛОК-СХЕМЫРИМЕР БЛОК СХЕМЫ
    Алгоритм нахождения суммы 10-ти чисел

    Блоки на блок-схемах Блоки на блок - схемах

    БЛОКИ НА БЛОК-СХЕМАХ
    БЛОКИ НА БЛОК - СХЕМАХ
    Операции обработки данных и носители информации
    изображаются на схеме соответствующими
    блоками.
    Большая часть блоков по построению условно вписана в прямоугольник
    со сторонами а и b. Минимальное значение а = 10 мм, увеличение а
    производится на число, кратное 5 мм. Размер b=1,5a. Для от дельных
    блоков допускается соотношение между а и b, равное 1:2. В пределах
    одной схемы рекомендуется изображать блоки одинаковых размеров.
    Все блоки нумеруются.

    Виды блоковиды блоков

    ВИДЫ БЛОКОВИДЫ БЛОКОВ
    Наименование
    Обозначение
    Функции
    Процесс
    Выполнение операции или группы операций,
    в результате которых изменяется значение,
    форма представления или расположение
    данных.
    Вводвывод
    Преобразование данных в форму, пригодную
    для обработки (ввод) или отображения
    результатов обработки (вывод).
    Решение
    Выбор направления выполнения алгоритма в
    зависимости от некоторых переменных
    условий.
    Предопредел
    енный
    процесс
    Использование ранее созданных и отдельно
    написанных программ (подпрограмм).
    Документ
    Вывод данных на бумажный носитель.

    Виды блоков

    ВИДЫ БЛОКОВ
    Наименование
    Магнитный
    диск
    Пуск-останов
    Обозначение
    Функции
    Ввод-вывод данных, носителем
    которых служит магнитный диск.
    Начало, конец, прерывание
    процесса обработки данных.
    Соединитель
    Указание связи между
    прерванными линиями,
    соединяющими блоки.
    Межстраничн
    ый
    соединитель
    Указание связи между
    прерванными линиями,
    соединяющими блоки,
    расположенные на разных листах.
    Комментарий
    Связь между элементом схемы и
    пояснением.

    Правила созданий блок-схем Правила создания блок - схем

    ПРАВИЛА СОЗДАНИЙ БЛОК-СХЕМ
    ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ БЛОК - СХЕМ
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    Линии, соединяющие блоки и указывающие последовательность
    связей между ними, должны проводится параллельно линиям
    рамки.
    Стрелка в конце линии может не ставиться, если линия
    направлена слева направо или сверху вниз.
    В блок может входить несколько линий, то есть блок может
    являться преемником любого числа блоков.
    Из блока (кроме логического) может выходить только одна линия.
    Логический блок может иметь в качестве продолжения один из
    двух блоков, и из него выходят две линии.
    Если на схеме имеет место слияние линий, то место пересечения
    выделяется точкой. В случае, когда одна линия подходит к другой
    и слияние их явно выражено, точку можно не ставить.
    Схему алгоритма следует выполнять как единое целое, однако в
    случае необходимости допускается обрывать линии, соединяющие
    блоки.

    Структурные схемы алгоритмовСтруктурные схемы алгоритмов

    СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ АЛГОРИТМОВСТРУКТУРНЫЕ
    СХЕМЫ АЛГОРИТМОВ
    Последовательность двух или более операций;
    выбор направления;
    повторение.
    Любой вычислительный процесс может быть представлен как
    комбинация этих элементарных алгоритмических структур.

    Виды алгоритмовВиды алгоритмов

    ВИДЫ АЛГОРИТМОВВИДЫ АЛГОРИТМОВ
    линейные;
    ветвящиеся;
    циклические.

    Линейные алгоритмыЛинейные алгоритмы

    ЛИНЕЙНЫЕ АЛГОРИТМЫЛИНЕЙНЫЕ
    АЛГОРИТМЫ
    В линейном алгоритме операции выполняются
    последовательно, в порядке их записи. Каждая
    операция является самостоятельной, независимой от
    каких-либо условий. На схеме блоки, отображающие
    эти операции, располагаются в линейной
    последовательности.
    Линейные алгоритмы имеют место, например, при вычислении
    арифметических выражений, когда имеются конкретные числовые
    данные и над ними выполняются соответствующие условию задачи
    действия.

    Пример линейного алгоритмаПример линейного алгоритма

    ПРИМЕР ЛИНЕЙНОГО АЛГОРИТМАПРИМЕР
    ЛИНЕЙНОГО АЛГОРИТМА
    Составить блок – схему алгоритма
    вычисления арифметического
    выражения
    у=(b2-ас):(а+с)

    ветвлением

    АЛГОРИТМ С ВЕТВЛЕНИЕМАЛГОРИТМ С
    ВЕТВЛЕНИЕМ
    Алгоритм называется ветвящимся, если для его реализации
    предусмотрено несколько направлений (ветвей). Каждое
    отдельное направление алгоритма обработки данных является
    отдельной ветвью вычислений.
    Ветвление в программе - это выбор одной из нескольких
    последовательностей команд при выполнении программы. Выбор
    направления зависит от заранее определенного признака,
    который может относиться к исходным данным, к
    промежуточным или конечным результатам. Признак
    характеризует свойство данных и имеет два или более значений.
    Ветвящийся процесс, включающий в себя две ветви, называется простым, более
    двух ветвей - сложным.
    Сложный ветвящийся процесс можно представить с помощью простых ветвящихся
    процессов.

    АЛГОРИТМ С ВЕТВЛЕНИЕМАЛГОРИТМ С
    ВЕТВЛЕНИЕМ
    Направление ветвления выбирается логической проверкой, в
    результате которой возможны два ответа:
    1.
    2.
    «да» - условие выполнено
    «нет» - условие не выполнено.
    Следует иметь в виду, что, хотя на схеме алгоритма должны быть показаны все
    возможные направления вычислений в зависимости от выполнения
    определенного условия (или условий), при однократном прохождении
    программы процесс реализуется только по одной ветви, а остальные
    исключаются.
    Важно! Любая ветвь, по которой осуществляются вычисления, должна приводить
    к завершению вычислительного процесса.

    Пример алгоритма с ветвлениемПример алгоритма с ветвлением

    ПРИМЕР АЛГОРИТМА С ВЕТВЛЕНИЕМПРИМЕР
    АЛГОРИТМА С ВЕТВЛЕНИЕМ
    Составить блок-схему алгоритма
    с ветвлением для вычисления
    следующего выражения:
    Y = (а+b), если Х <0;
    с/b, если Х>0.

    Циклические алгоритмы Циклические алгоритмы

    ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ
    ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ
    Циклическими называются алгоритмы, содержащие
    циклы.
    Цикл - это многократно повторяемый участок
    алгоритма.

    Этапы организации цикла Этапы организации цикла

    ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИКЛА
    ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИКЛА
    подготовка (инициализация) цикла (И);
    выполнение вычислений цикла (тело цикла) (Т);
    модификация параметров (М);
    проверка условия окончания цикла (У).
    Порядок выполнения этих этапов, например, Т и М, может
    изменяться.

    Типы циклов иклов

    ТИПЫ ЦИКЛОВ
    ИКЛОВ
    В зависимости от расположения
    проверки условия окончания цикла
    различают циклы с нижним и
    верхним окончаниями.
    Для цикла с нижним окончанием
    (рис. а) тело цикла выполняется как
    минимум один раз, так как сначала
    производятся вычисления, а затем
    проверяется условие выхода из
    цикла.
    В случае цикла с верхним
    окончанием (рис. б) тело цикла
    может не выполниться ни разу в
    случае, если сразу соблюдается
    условие выхода.
    а
    б
    Примеры циклических алгоритмов

    Виды цикловВиды циклов

    ВИДЫ ЦИКЛОВВИДЫ ЦИКЛОВ
    Цикл называется детерминированным, если
    число повторений тела цикла заранее известно или
    определено.
    Цикл называется итерационным, если число
    повторений тела цикла заранее неизвестно, а
    зависит от значений параметров (некоторых
    переменных), участвующих в вычислениях.

    Пример циклического алгоритма клического алгоритма

    ПРИМЕР ЦИКЛИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА
    КЛИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА
    Алгоритм
    нахождения суммы
    10-ти чисел

    Список литературы:

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
    http://dssp.petrsu.ru/~IVK/zhirin/inf/inf/read13.h
    tml
    https://yunc.org/%D0%90%D0%9B%D0%93%D0%
    9E%D0%A0%D0%98%D0%A2%D0%9C
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%
    D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0
    %BC
    http://poznayka.org/s66239t1.html




















    Включить эффекты

    1 из 20

    Отключить эффекты

    Смотреть похожие

    Код для вставки

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Телеграм

    Рецензии

    Добавить свою рецензию


    Аннотация к презентации

    Презентация на тему "Алгоритм" подготовлена для ознакомления учеников с понятием алгоритма, его свойствами, исполнителями алгоритма и основными алгоритмическими структурами. Презентация может помочь научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

    1. Определение
    2. Происхождение слова "алгоритм"
    3. Работа обучающихся в группах
    4. Исполнители алгоритмов
    5. Свойства алгоритма
    6. Формы записи алгоритмов
    7. Элементы блок-схемы
    8. Типы алгоритмов
    9. Практическая работа

      Формат

      pptx (powerpoint)

      Количество слайдов

      Ермаковой В. В.

      Аудитория

      Слова

      Конспект

      Присутствует

      Предназначение

      • Для проведения урока учителем

        Для проведения теста / проверочной работы

    Слайд 1

    Из опыта работы Ермаковой В. В., учителя информатики МБОУ СОШ № 19 города Белово.

    Слайд 2

    Слайд 3

    Происхождение слова «алгоритм»

    В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.

    Слайд 4

    Работа обучающихся в группах

    • Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?»
  • Слайд 5

    Исполнители алгоритмов

    Исполнители алгоритмов

    Слайд 6

    Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко.

    • Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что.
    • Сосчитайте звёзды на небе.
  • Слайд 7

    Свойства алгоритма

    • Результативность
    • Дискретность (пошаговость)
    • Детерминированность
    • (определённость)
    • Понятность
    • Выполнимость
    • Массовость
  • Слайд 8

    • Результативность.
    • Дискретность (пошаговость)
  • Слайд 9

    • Детерминированность (определённость).
    • Понятность.
    • Выполнимость.
    • Массовость
  • Слайд 10

    Формы записи алгоритмов

    Словесно-формульный.

    • 1 шаг 23+34=57
    • 2 шаг 57*57=3249
    • 3 шаг 3249/3=1083

    С помощью алгоритмического языка.

    Выражение.

    • аргy,z:цел
    • резx:цел
    • x:=2*y
    • x:=x+z

    Блок-схемы.

    Слайд 11

    Элементы блок-схемы

    1. Начало
    2. Данные
    3. Последовательность команд
    4. Условие
    5. Объявление переменных
  • Слайд 12

    Типы алгоритмов

    • Линейный
    • Разветвлённый(алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор»)
    • Циклический (алгоритмическая структура «цикл»)
    • Вспомогательный
  • Слайд 13

    • Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательноодна за другой.
    • Разветвлённый алгоритм – алгоритм, в котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или другая серия команд.
    • Циклический алгоритм – это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор, пока выполняется условие.
    • Вспомогательный алгоритм – самостоятельный алгоритм, снабжённый таким заголовком, который позволяет вызывать этот алгоритм из других алгоритмов.
  • Слайд 14

    Линейный алгоритм

    Пример. Алгоритм посадки дерева

    1. Начало
    2. Конец
    3. Выкопать в земле ямку
    4. Опустить в ямку саженец
    5. Закопать ямку с саженцем землёй
    6. Полить саженец водой
  • Слайд 15

    Разветвлённый алгоритм

    Пример: Из трёх монет одинакового достоинства одна фальшивая (лёгкая). Как её найти с помощью одного взвешивания на чашечных весах без гирь?

    Слайд 16

    Циклический алгоритм

    Домашнее задание по математике.

    Слайд 17

    Повторим…




    4. Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение.

    Слайд 18

    Практическая работа

    Продумайте и создайте на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного, разветвлённого, циклического алгоритмов.

    Пояснение: При работе используйте элементы блок-схемы.

    Слайд 19

    Домашнее задание

    • Творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники (по желанию).

    Творческое сообщение обязательно будет оценено!

    Слайд 20

    При создании презентации использованы УМК Н. Д Угринович, Л. Л. Босовой.

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Тема урока

    Цель

    Задачи :

    Тип урока : Урок усвоения новых знаний.

    Оборудование

    2. Мультимедийный проектор.

    Оснащение:

    Презентация Power Point.

    Продолжительность проведения : два урока по 45 минут.

    Ход занятия

    1.Организационный момент

    Учитель

    Учитель

    Учитель : Молодцы, ребята!

    Ученик.

    Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

    Учитель : Итак, алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

    Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?

    Обмен мнениями в группах.

    Учитель

    Сосчитайте число окон в своём доме.

    Сосчитайте звёзды на небе.

    Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).

    Иди туда, не знаю куда.

    Принеси то, не знаю что.

    Учитель:

    Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.

    Дискретность (пошаговость) . Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.

    Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.

    Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.

    Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.

    Массовость . Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

    Учитель .

    1.Словесно-формульный

    Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3

    1 шаг 23+34=57

    2 шаг 57*57=3249

    3 шаг 3249/3=1083

    Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z

    алг Выражение

    арг y,z:цел

    3. Таблицы

    4.Блок-схемы,

    Учитель: ).

    4.Этап закрепления знаний.

    4.1 .

    Примерные вопросы:

    1. Приведите примеры известных Вам алгоритмов.

    2. Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.

    3. Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?

    Учитель:

    4.2. Индивидуальная работа на компьютере:

    Учитель: Запишите домашнее задание:

    1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович, стр. 105-109 (обязательно).

    Последовательность команд

    Объявление переменных

    Ермакова Вероника Викентьевна, учитель информатики МБОУ СОШ №19 города Белово

    Методическая разработка урока по информатике

    для обучающихся 9 класса по теме «Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы»

    Тема урока : Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.

    Цель : Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

    Задачи :

    1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.

    2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.

    3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

    4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.

    Тип урока : Урок усвоения новых знаний.

    Оборудование : 1. Современные компьютеры, имеющие выход в Интернет.

    2. Мультимедийный проектор.

    Оснащение: Плакат «Базовые алгоритмические структуры».

    Презентация Power Point.

    Список использованной литературы: УМК Н. Д. Угринович, Л. Л. Босовой

    Продолжительность проведения : два урока по 45 минут.

    Ход занятия

    1.Организационный момент

    Учитель : Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики «АЛГОРИТМ». (Демонстрация презентации, 1 слайд)

    2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.

    Учитель : Предлагаю Вам самостоятельно найти в сети Интернет значение слова «АЛГОРИТМ».

    Индивидуальная работа обучающихся на ПК, краткая запись понятия алгоритма в тетради, обмен мнениями.

    Учитель : Молодцы, ребята! - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд. (Демонстрация презентации, 2 слайд)

    Мой помощник, ваш одноклассник, подготовил историческую справку о происхождении слова «алгоритм», для этого он использовал – учебник, справочники, интернет-ресурсы.

    Ученик. Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»

    Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

    В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации, 3 слайд)

    3. Этап усвоения новых знаний.

    Учитель : Итак, алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

    Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?

    Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?» (Демонстрация презентации 4слайд)

    Обмен мнениями в группах.

    Учитель : Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 5 слайд)

    Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:

    Сосчитайте число окон в своём доме.

    Сосчитайте звёзды на небе.

    Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).

    Иди туда, не знаю куда.

    Принеси то, не знаю что.

    (Демонстрация презентации 6 слайд)

    Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).

    Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.

    Дискретность (пошаговость) . Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.

    Детерминированность (определённость). Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.

    Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.

    Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.

    Массовость . Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

    (Демонстрация презентации 7, 8, 9 слайды)

    Учитель : Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи алгоритмов) .

    1.Словесно-формульный

    Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3

    1 шаг 23+34=57

    2 шаг 57*57=3249

    3 шаг 3249/3=1083

    2. С помощью алгоритмического языка

    Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z

    алг Выражение

    арг y,z:цел

    3. Таблицы

    4.Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.

    (Демонстрация презентации, 10-11 слайды)

    Учитель: Какие типы алгоритмов существуют? (Рассказ учителя с демонстрацией примеров различных алгоритмических структур ).

    Линейный – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.

    Разветвлённый (алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор») - алгоритм, в котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или другая серия команд.

    Циклический (алгоритмическая структура «цикл») - это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор, пока выполняется условие.

    Вспомогательный - самостоятельный алгоритм, снабжённый таким заголовком, который позволяет вызывать этот алгоритм из других алгоритмов.

    (Демонстрация презентации, 12-16 слайды)

    4.Этап закрепления знаний.

    4.1 . Самостоятельная работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах сообщает учителю.

    Примерные вопросы:

    1. Приведите примеры известных Вам алгоритмов.

    2. Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.

    3. Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?

    4. Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение. (Демонстрация презентации, 17 слайд)

    Учитель: Информационная переменка (физминутка).

    4.2. Индивидуальная работа на компьютере:

    Создание на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного, разветвлённого, циклического алгоритмов. Пояснение: При работе необходимо использовать элементы блок-схемы. (Демонстрация презентации, 18 слайд)

    5.Этап информации о домашнем задании.

    Учитель: Запишите домашнее задание:

    1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович, стр. 105-109 (обязательно).

    2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено!

    (Демонстрация презентации, 19 слайд).

    Спасибо за урок! До свидания, ребята.

    Последовательность команд

    Объявление переменных

    Скачать конспект