Десульфатация автомобильного аккумулятора

Изготовление электронных устройств

Куратор темы: pwn

Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 18 дек 2011, 19:54

О том что зима пришла многие автолюбители как та попрыгунья стрекоза узнают когда утром авто заводиться отказывается. Я не исключение :haha: Итак зима пришла, и вдруг выяснилось, что один аккумулятор, что стоял в резерве в хате тупо обсыпал пластины в одной из банок, а другой что на авто засульфатировался вусмерть. Не может быть того, чтобы сульфатацию нельзя было сбить решил я и ввязался в борьбу с нею. Победил в итоге, хотя это и пиррова победа, ибо затраты времени неадекватны. Но это будет вдвойне бесполезно, если я не поделюсь опытом. Этот форум мною создавался в первую очередь для взаимного обмена опытом и взаимной помощи друг другу, и хотя жизнь показала что это больше утопия чем реальность, я все равно продолжу (пока еще) делиться своими идеями и наработками. То что я изложу ниже не есть шедевр или открытие, но возможно кому либо будет полезно. По крайней мере у того кто прочитает это будет выбор, ввязываться в борьбу за спасение своего аккумулятора или нет, а также не надо будет изобретать велосипед. Да и городушка для десульфатации оказалась предельно проста и неприхотлива.

Итак, подопытный: аккумулятор Mutlu 75 ач стартерный, наливного типа с пакетированными пластинами (т.е. устойчивый к осыпанию активной массы). Возраст около 4 лет, служил верой и правдой и моск мне никогда не парил, причем без взаимности с моей стороны. Т.е. были случаи и глубокого разряда, и авто неделями стояло на морозе без эксплуатации и разок электролит почти замерз после такой подачи. Каждый раз я его лишь заряжал до 14.5 вольт и кипения электролита и особо не парился контрольно-тренировочными циклами (далее КТЦ) пологая что 75 ач это хороший запас и его хватит надолго.
1.jpg
Однако в очередной раз мороз всего в -10 цельсия проявил суть - авто еле удалось завести. После чего я поволок его заряжать, но после получаса заряда он начал кипеть. Контрольный разряд током 8 ампер показал, что емкости хватило едва на три часа, т.е. из 75ач осталось 8х3=24 ач или 1/3 от первоначальной емкости. Понятно, что с такими показателями можно пережить лето, но никак не зиму, я решил десульфатировать его серией КТЦ, что почти нишиша не дало - емкости прибавилось с гулькин нос, стал держать разряд не 3 а 3.5 часа, т.е. почти 10 КТЦ вернули всего лишь 4 ач емкости. Далее какие только меры воздействия я к нему не применял, заряды асимметричными током с последующим разрядом, тренировочные циклы, когда попеременно в цикле гонялось разряд-пауза-заряд-пауза (по совету Алекса Сороки) - без толку. Аккумулятор заряд брать отказывался, и во всех банках ареометр показывал плотность ниже 1100, т.е. кончик поплавка ареометра едва показывался над уровнем жидкости, а при разряде полностью тонул, т.е. фактически оставалась одна вода без кислоты. Кроме того электролит был насыщен сульфатом свинца - капли попавшие на пол высохнув оставляли белые пятна. То есть налицо классическая смерть от сульфатации, которая по статистике выводит из строя до 70% аккумуляторов. Любой другой на моем месте выкинул бы этот акк и пошел бы за новым, но так как мне присуща повышенная упертость :haha: и кроме того я всегда на отлично знал химию, я все таки решил попробовать сделать невозможное и сбить сульфатацию в той ее стадии, когда она уже ничем не лечится.
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 18 дек 2011, 20:17

Итак, немного теории. К смерти свинцовый аккумулятор приводят три причины: 1. осыпание активной массы (неизбежное следствие циклов заряда разряда и вибраций, ничем не лечится) 2. коррозия электродов (как следствие очень глубокого разряда или хронического перезаряда, также ничем не лечится) 3. сульфатация (лечится очень тяжко и редко когда удается сбить ее полностью). Причем п.3 часто является следствием разбалансировки батареи (когда одна или несколько банок недозаряжены) и в итоге приводит к возникновению п.1 и 2. Фактически все начинается именно с нее - достаточно зимой в мороз не поездить несколько дней, или совершить короткие поездки, и акк останется недозаряженным. Далее сульфат свинца из пластин начинает переходить в электролит, до его насыщения, и после выпадает назад на пластины изолируя их и выключая из работы активную массу. А так как он плохо проводит ток, то потом его сбить почти нереально, так как только при протекании тока через него идет процесс его разложения. Однако для гелевых аккумуляторов сульфатация выражена слабо, и разряженный в нуль аккумулятор удается восстановить путем подачи на него как минимум 30 вольт от зарядного (30 вольт это нижний предел для 12 вольтовой батареи, когда сульфат свинца начинает слегка проводить ток) и если у него еще не разрушены пластины то можно восстановить 70-90% от исходной емкости, что я неоднократно проделывал. Почему это происходит? А потому что электролит загущенный жидким стеклом менее подвижен, сульфат свинца гораздо медленнее в нем растворяется и как итог процесс сульфатации идет на несколько порядков медленнее. А обычный наливной (а в авто применяют в основном только такие, так как гелевые на морозе не способны отдать нужный ток) сульфатируется уже начиная с легкого недозаряда и жить долго может только при условии что он заряжен на все 100 и от него отключены все потребители. Исходя из химии процессов протекающих в свинцовом аккумуляторе ( далее СА) и свойств сульфата свинца следует пара выводов: 1. устранить сульфатацию можно только длительным "кипячением" СА (в электролите всегда есть растворенный сульфат свинца и кипячение приводит к его разложению, концентрация сульфата свинца в электролите начинает падать и кристаллический сульфат с пластин начинает переходить в раствор), но само по себе такое кипячение для него смертельно 2. сульфат свинца начинает проводить только при напряжении не менее 30 вольт для 12-и вольтового СА, но развить такое напряжение на стартерном СА в 75ач емкости - задача малореальная, кроме того, гарантированно его добьет если скажем подключить его к сварочному аппатарту и вдуть в него сотню ампер зарядного тока. Т.е. СА умрет гораздо быстрее чем десульфатируется. И вот чтобы совместить эти два нереальных требования - подать на СА напряжение 30 вольт и вогнать его при этом в режим щадящего кипячения была собрана вот такая простейшая городушка:
z.JPG
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 18 дек 2011, 20:43

Работает она просто - баян конденсаторов общей емкостью 15мкф заряжается от сети через диод и трубчатую галогенку на 300вт до тех пор, пока напряжение на нем не превысит 180 вольт и не откроется супрессор VD1, после чего отпирается тиристор и заряженный баян конденсаторов оказывается подключенным через него к аккумулятору. При этом возникает очень короткий импульс тока, порядка 500-800 ампер и напряжение на аккумуляторе кратковременно подскакивает до 25-30 вольт (зависит от состояния аккумулятора). И в этот короткий момент времени идет процесс десульфатации за счет того что через залежи сульфата свинца на пластинах начинает протекать ток. Кроме того, такой режим приводит к "вялому кипению" (средний ток поступающий к аккумулятору невелик, так как КПД городушки весьма низок) аккумулятора и повышению напряжения на нем до примерно 15.5 вольт.
2.jpg

В конце процесса десульфатации плотность во всех банках достигает максимума (что есть признак того что десульфатация завершена полностью) а напряжение на аккумуляторе повышается до 15.8-16.0 вольт. Сама городушка в работе выглядит так
3.jpg
Причем видно, что конденсаторов в баяне больше 10 - импульсные токи привели к тому что у части кондеров в баяне отгорели обкладки и пришлось допаять еще свежих :haha: Итак, эта городушка реально работает, как доказательство этого - свой аккумулятор я поднял полностью:
4.jpg

И кроме того, "маслать" он теперь стал точно также как новый, шустро-шустро, при 0 цельсия за бортом в момент пуска напряжение на нем ниже 11 вольт не падает. То есть внутреннее сопротивление более чем на высоте. Ну а сколько проживет он после такой процедуры я не знаю, жисть покажет. Как и не могу гарантировать, что любой другой аккумулятор выдержит подобный режим восстановления и не обсыпет в процессе активную массу. Хотя прецедент создан и один "вернувшийся с того свету" все же есть :haha:
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение siro » 18 дек 2011, 20:46

а если заряжать емкости (других номиналов) просто от 30 вольт и полевиком разряжать?
pwn,а можно осцилом ткнуть прямо на клеммы,что там творится?
Последний раз редактировалось pwn 18 дек 2011, 21:16, всего редактировалось 2 раз(а).
siro
 
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 03 фев 2011, 00:41

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 18 дек 2011, 21:07

Итак, самый резонный вопрос - а как долго длился процесс? Если не считать времени, потраченного на изобретение городушки и возню с КТЦ то две недели ровно. При этом акк периодически ставился на авто, я куда-то на нем ездил и после опять снимался и ставился на долбежку. Причем эти перерывы с масланием стартером и последующей зарядкой от гены на авто на процесс влияли благоприятно (судя по ареометру). Плотность у меня нарастала примерно одно деление ареометра в сутки - КПД крайне низок, кроме того тиристор надо дубовый, типа ТЛ200 или какой нить таблеточный, обязательно с радиатором - он прилично греется, у меня радиатора нет и поэтому приспособил вентилятор на обдув. 80-и амперный тиристор как показала жизнь в таком режиме более суток не живет. То есть процедура муторная, ибо вроде как с одной стороны поставил и забыл, но если нет резервного аккумулятора (мой сдох :cry: ) то возникает суета с установкой и снятием и так возможно каждый день, а это не каждому дано свою лень загнать в угол до такой степени :haha: Так что выбор есть, идти за новым СА либо поработать над собой и своей ленью ;)

Методика: сначала заряжаем СА до упора обычным зарядным. Далее контролируем плотность в банках, записываем. И подключаем долбилку.

ВНИМАНИЕ!!! гальванической развязки от сети нет! Категорически не допускается применение на авто без снятия аккумулятора - можно пожечь что нить в бортсети (на аккумуляторе импульсы напряжения могут превышать 30 вольт), можно получить удар током прикоснувшись к авто. Все замеры плотности и прочие манипуляции проводить с аккумулятором только отключив устройство от сети!!!

Далее контролируем рост плотности в банках, записываем где нить или запоминаем. Если в какой либо банке плотность не будет расти либо остановится на некотором пределе - налицо коррозия электродов либо осыпание активной массы, этот СА спасти уже не получится. Восстановление продолжать до тех пор, пока плотность не выровняется во всех банках. У меня за неделю с хвостиком 4 банки набрали максимум и оставшееся время ушло на то, чтобы две оставшихся (особо убитые) догнали их. Но все же восстановились и они, хотя и медленнее.
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 18 дек 2011, 21:17

Черт, вместо цитировать нажал правку и слегка покоцал пост, Женя сорри, не хотел само вышло :oops:
а если заряжать емкости (других номиналов) просто от 30 вольт и полевиком разряжать?
мож в импульсе и ампер 50-80 достаточно?
Может быть и достаточно. Но быстрее чем на тиристоре с лампочкой ничего не сколхозить. Из этого я и исходил - предельная простота и дубовость. Ну а там как говорили римляне: я сделал что смог. Пусть тот кто придет после меня сделает лучше. Т.е. кто хочет пусть ставит опыты хоть на полевиках хоть на черте лысом, я ничего не имею против :haha:
pwn,а можно осцилом ткнуть прямо на клеммы,что там творится?
Уже низя, городушка из работы выключена, а я не догадался сфоткать осцилку когда мерил импульс тока на шунте. Да там ничего особенного, традиционная горбатая пила заряда кондера и импульс тока 300-500 микросекнуд, не более. На акке скачек напруги в возврат ее на его рабочий уровень с легким заходом в минус от уровня (но это явно брехня на индуктивностях соплей) И так с частотой 25 герц, по два импульса в среднем на период (от лампочки зависит как быстро заряжается кондер и сколько раз за период сети он успевает выстрелить). Вся эта ботва вынесена в отдельное помещение (ибо кондеры орут очень громко от такого глумления), я больше суток не вынес такого насилия над ушами, а переть все обратно к скопу меня ломает. Да и думаю не особо важно это, тут все ясно и так.
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение siro » 18 дек 2011, 21:24

..импульс тока 300-500 микросекнуд, не более.

это уже достаточно информативно. :good:
siro
 
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 03 фев 2011, 00:41

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 18 дек 2011, 21:41

Но это еще не финиш :haha: Что приводит к сметри СА в авто, если авто эксплуатируется редко? Лень. Снимать и таскать акк в хату лень всем и я не исключение. И это приводит к его сульфатации. Внешнюю зарядку таскать лениво, она часто занята под еще что нить и ваще это тоже напрягает. Логичный вывод - зарядное от 220в сети должно быть штатным устройством в авто, и только сволочность автопроизводителей и их картельный сговор с производителями акков привел к тому что такого устройства в бортсети нет. Этот копеешный примитив вполне мог спасти жисть половине акков как минимум, но кому-то важнее прибыль чем наши проблемы. И поэтому пока акк восстанавливался, была собрана на макетке простейшая городушка, цель которой зарядить акк током в 3-4 ампера и поддерживать на нем напругу пропорционально температуре за бортом. А в качестве радиатора для нее взят кусок люменя от крышки старой стиралки, с расчетом на то что тепло будет загоняться под донышко акка и слегка согревать его в морозы. Не сильно (да и пластину нада потолше, но нетути :???: ), но хоть что-то
5.jpg

так как сырость под капотом обычное дело, пришлось сколхозить коробок из оргстекла и приклеить его на герметик
6.jpg
В идеале нада было бы ваще обойтись без соплей к розетке 220в а сбацать что нить типа магнитной связи, притулить под лобовое стекло пятак с резкоземельным магнитом и вч трансом и снаружи цеплять такой же пятак и от него уже БП и в розетку, так поприятнее и под капот лазить не нада (и как вариант не оторвешь все это нафиг тронувшись забывши из розетки достать :haha: ), но итак времени ушло больше чем нада, тут нада подключать уже процы, с интелектами контролями и прочим сервисом и запускать это в серию. Я пока на такое не готов, мне бы зиму пережить :haha: а там видно будет. Далее берем обычную шумоизоляцию (изолон) и обклеиваем ей батарейку. Шоп она не мерзла и не перегревалась когда не нада.
7.jpg
Это по любому будет дешевле чем покупать специальные "майки" для акков и не менее эффективно.
Последний раз редактировалось pwn 18 дек 2011, 23:36, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 18 дек 2011, 21:54

Ну и далее все это дело вкрячиваем в авто
8.jpg

Термодатчик запхнут под шумку, (на фото не видно), на улице не месяц май и напруга на акке 14 вольт вместо 13.9 для комнатной температуры. При -25 должно быть по идее 14.5
9.jpg
В самой зарядке есть светодиод и поэтому видно, живая она еще или подохла уже :haha:
Ну а вот так проводок из под капота и в ризетку под щитом.
10.jpg

Теперь по крайней мере если мне неделю по морозу никуда не нада будет ехать, всякие сигналки и прочие вампиры не посадят мне акк опять на ж... и мне не придется вновь его десульфатировать, т.е. по идее он должен жить пока не посыпятся пластины. Надеюсь мне не лень будет периодически доставать шнурок из под капота :lol:
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 18 дек 2011, 22:22

Ну и на закуску содержимое зарядника. Оно простенькое и любой может такое сколхозить на коленке, но изобрести все же нада иметь знания. Схема ее не рисовалась, все собирал по модели в свечке, потому модель и прилагаю
Зарядник_2.3.asc
(11.34 КБ) Скачиваний: 1955
В схеме есть маленький изыск, благодаря которому сердечник магнитится в 4 квадранта а обмоток всего две ;) Правда меня заломало колоть кольцо, зазор все же нужен и с ним размагничивание в минус было бы полнее, но и так вполне прокатило. Трансик на К20 кольце от эпкоса, дроссель на гантеле от монитора, вся эта ботва выдает 3.5 ампера тока при перегреве до 80-90 градусов, причем греется больше феррит (как наказание за то что поленился расколоть :haha: ). Регулятор на обычной TL431 плюс терморезистор KTY81/210, диоды ваще древние КД2997 - все мечтаю извести, вот нашел куда :haha: Ну и осцилки с реального девайса:
11.jpg
Фронт выключения на стоке ключа
12.jpg
То же масштаб по времени подлиньше. Хорошо видно, что из за отсутствия зазора колокольчик загнуться вниз не успевает и в минус индукция не особо сильно залазит, т.е. фактически энергия няма больше резистор греет при включении ключа, чем в обратку сердечник размагничивает. Но мну заломало переделывтаь транс, ибо и того что есть вполне и за глаза хватает. КПД самого зарядника ессно не рекордный, но мне оно и не нада было, должен же кто-то вырабатывать тепло, которое потом под пятку аккумулятору загоняется через люменевую пластину? Резик R4 - керамический проволочный на 5 ватт, (т.е. с паразитной индуктивностью и она тут наоборот облегчает жисть ключу) и через кпт8 прижат к люменевой пластине. Т.е. все те кто выделяет тепло (кроме транса и дросселя) грееют люмень а тот в свою очередь донышко акка, то бишь вроде бы как с пользой для дела :haha: Вот такая вот городушка.

На этом по данной теме все. Далее как будет время и желание выложу городушку с изолированными портами (232/лпт/юсб) для компа.
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение Andr » 18 дек 2011, 22:36

Очень интересно, pwn :good:
Вспомнились и свои былые мучения с аками, но месяц... мда.. шокировал просто.
"Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость" - Сервантес
Аватара пользователя
Andr
 
Сообщения: 748
Зарегистрирован: 05 фев 2011, 23:30

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 18 дек 2011, 22:46

Andr писал(а):Вспомнились и свои былые мучения с аками, но месяц... мда.. шокировал просто.
:haha: Ну не только с акком я возился, были еще дела. Силу в наладоннике почти допаял (тесно вышло шо песец, муторно. синклер в три этажа колхозить было легче :haha: ), изолированные порты сделал, ну и так куча текущей бытовухи. Хотя это бодалово с акком достало не тока меня но и домашних. Ну шо поделать, вот такой упертый я :haha: Хотя был момент я сам мечтал чтоб он подох, Алекс не даст соврать. Но он сцуко не подох и пришлось его дожать :lol:
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение lil » 19 дек 2011, 00:33

Слава, а как думаешь, может есть смысл раз в пол года такие циклы( только суточные) и нормальному АК давать. Сульфатация то идет потихоньку. А тут сбивать ее, пока слой тонкий. :)
К людям надо помягше, а на вопросы глядеть поширше
Аватара пользователя
lil
 
Сообщения: 1964
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 22:42
Откуда: Симферополь

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 19 дек 2011, 01:43

lil писал(а):Слава, а как думаешь, может есть смысл раз в пол года такие циклы( только суточные) и нормальному АК давать. Сульфатация то идет потихоньку. А тут сбивать ее, пока слой тонкий. :)
А фиг его знает. Я вот только один акк победил, и то пришлось лобик поморщить, пока я нашел реальный способ "достать" эту сульфатацию. И то идея пришла в голову по мотивам этой схемки http://i063.radikal.ru/1002/8c/ab15ac1e1a6d.jpg (весьма распространенная, валяется на каждом углу), но только в ней ток мизерный, сильно засульфатированному аку что слону дробина. Разве что если год такой долбить, то может и будет толк. Ну а я упарился уже маяться, ну и решил радикально поднять ток. Ну типа шоп если ему суждено подохнуть, то подох бы он быстро и освободил себя и меня от мучений :haha: Думаю вполне можно и для профилактики такое проделать, но сначала ареометром влезть и посмотреть плотность, если она в норме - кипятить нечего, только положительные пластины разрушать. Ну и наверное не такими радикальными токами как у меня, баян раза в три поменьше и лампочку сотку. Я в принципе с этого и начинал, но надоело ждать и я решил дать ему дрозда (злой был шо собака от колготни с ним, а тут еще бунт беспредельщиков. Кароче это все из за них :lol:). В итоге тиристор на 80 ампер стал динистором :shock: и пришлось вкрячить ТЛ2-200. Как ни странно, но пациент ожил. Причем сульфатация была самая шо ни есть запущенная, он еще прошлой зимой (правда при большем минусе) с трудом маслал, а я его лишь заряжал до упора и все. Ну разве что отогревал в хате. А это значит, что сульфат там стопудово крупными кристаллами пророс, а их обычно никаким чертом не собьешь. А тут судя по тому что плотность вернулась полностью (реально вылезла за 1300 так как я пробовал электролита доливать вначале и мне пришлось опять его дистиллировкой разбавлять) и пятна на полу белого налета больше не оставляли (зато жрали краску аж бегом :haha: ) сульфатация ушла в ноль. Под финиш кстати плотность совсем медленно росла, тенденция такая что вначале медленно, потом он раскачался и процесс пошел, а потом медленно выравнивался до максимума. Ну и когда напруга полезла к 16 вольтам я понял, что сульфата в нем больше нет и далее только лектричество на электролиз изводить.
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 19 дек 2011, 02:01

а вот что гугл выдал по теме http://oppozit.ru/article416.html я реально поржал как один чувак попробовал этот метод на себе (посты в самом низу). Мало того что он хлором себе легкие пожег, так и еще и свинца в тушку хапнул стопудово. Так шта мой вандальский метод :haha: хоть и в принципе может добить акк (я сильно подозреваю, что с не пакетированными акками так низя глумиться, либо хотя бы токами поменьше, но это можно будет сказать только по факту реальных испытаний), но по крайней мере риск отравиться минимален.

PS Что еще заметил, везде где описывают схему десульфатации (например тут http://www.audi-c4-club.kz/forum/index. ... topic=1837) короткими импульсами приветствуется слабый разрядный ток в паузах. Так вот, могу ответственно заявить = муйня это. Только замедляет процесс. Пробовал и малый разрядный ток и даже собирал автомат который поймав рост напруги выше 15.5 подключал нагрузку в 50 ампер току (кучка лампочек галогенок и ключ на дубовом полевике) и отключал ее при падении напруги до 12 вольт, а далее штатное зарядное вновь дотягивало наругу до 14, далее до 15.5 опять дотягивала долбилка и так в цикле. Все это фигня как оказалось, только зря время потратил на отстройку порогов срабатывания компаратора. Только вялое кипячение реально привело к положительному результату. Причем я не знаю что дало больший эффект, само кипячение (оно по любому приводит к падению концентрации сульфата в растворе электролита, он перестает быть насыщенным и кристаллы вынуждены растворяться, хоть и сульфат малорастворим, нулевой растворимостью он все же не обладает) или импульсы тока с превышением напруги на акке в 2 с лишним раза от рабочего. Скорее всего и то и другое дало эффект, возможно долбежка импульсами слегка разрыхлила активную массу и электролит пролез под слой сульфата, но что дало решающий эффект только лабораторный анализ по факту вскрытия может показать. Хотя мне это не важно уже, сделал и забыл. Если сдохнет через месяц или ранее - отпишусь, тогда точно будем знать что любая десульфатация - фигня, и нада либо сразу за новым акком идти либо не доводить его до этого (а это самое лучшее :good: ).
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение lil » 19 дек 2011, 02:41

Конечно, восстанавливать дохляка- это одно. Профилактика- другое. Но профилактика таким ударным током-?.
Тут точно за такое браться только когда веские причины есть. :lol:
Самое главное- как это со временем в твоем АКБ вылезет.
К людям надо помягше, а на вопросы глядеть поширше
Аватара пользователя
lil
 
Сообщения: 1964
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 22:42
Откуда: Симферополь

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 19 дек 2011, 03:44

lil писал(а):Но профилактика таким ударным током-?.
Это уже пусть другие кому приспичит выясняют, можно оно или нет. Я лично этой войной наелся по самые уши, разве что электролитом не запивал :haha: По моим ощущениям, то что в импульсе току дофига - акку пофиг и он даже не морщится, слишком короткий импульс чтобы успеть ему реально навредить. Я так пробовал также и резервный акк поднять, он засульфатировался до состояния кондера, когда ему 30 вольт даешь а он еле еле току жрет. Так вот эта долбилка ему сульфатацию сбила шустро весьма и он ток брать начал, но как выяснилось крайняя к плюсу банка сыпанула и более 50 ампер току отдать ей не по силам, кипит и баста. А так в остальных плотность тоже росла. Щас плюсовая села в нуль (что естественно), а остальные как были так и есть. Акк обычный курский, не самый плохой, но помоему не пакетированный либо абы как. В общем судьба его далее в чермет. Но метода вроде как работает и сульфатацию вроде как выносит :???:
Тут точно за такое браться только когда веские причины есть.
Безусловно. Ну и пока причины не возникли - плотность померить. И если где упала - долбить, ибо с этого все начинается - такая банка всегда хапает переразряд/перезаряд, далее она осыпается и ага.
Самое главное- как это со временем в твоем АКБ вылезет
Ну это если у него саморазряд повышенный будет, то да, подохнет. Разве что я его на заряднике буду сутками держать. Но так вроде сам по себе не кипит, что радует, значит за сутки хотя бы не сдохнет. Думаю месяца ждать не придется, неделя от силы все проявит. Также вопрос вся ли емкость вернулась - риторический. Ище один КТЦ ему всандалить я не захотел, тошнит от этих акков уже, но несмотря на то что плотность вернулась вся это не гарантия что вся емкость вернулась. Тут фишка такая, что сульфат образуется на - пластинах а на + окись свинца, но она со временем тоже почуть переходит в сульфат и также линяет в раствор. А при кипячении весь свинец из сульфата восстановится на - пластине, как итог фактически часть активной массы с плюсовых пластин мигрирует на минусовые, и при разряде на них еще останется свинец в то время как на + уже будет полный голяк. Но даже если от 75 осталось хотя бы 65-70, это все равно победа. Также минусовые вполне могли распухнуть от такого дела (ибо стопудово разложился весь сульфат, даже то что на дно банок упало) и ежели где коротнут то дело швах, придется выкидывать. Процесс можно наглядно продемонстрировать на простом опыте: берем банку, наливаем в нее раствор медного купороса, в нее два графитовых электрода и кипятим. Через некоторое время раствор обесцветится, вся медь вылезет на - электроде а в растворе останется серная кислота. Далее в ту же банку льем кипяток и сыпем купорос до насыщения. После того как она остынет часть его выпадет кристаллами на дно (типа такая же сульфатация) а часть останется в растворе. Точно также кипятим графитом, подольше правда придется, но со временем сначала кристаллы из осадка уйдут в раствор а потом раствор точно также обесцветится. Будет зело большая бульба меди на минусе, более крепкая кислота в растворе, но итог тот же - медного купороса в растворе не останется. Тот же процесс происходит и в аккумуляторе, только медленнее. И раз электролит высохнув белого осадка не дает вааще, значит поднят весь сульфат, в том числе и со дна банок. А вот хорошо это или плохо - только время покажет.
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение Alex Thorn » 19 дек 2011, 21:59

Чё то я по курсу химии ничего не понял :???: Насколько помню, процесс как-то иначе выглядит. Здесь единственная аналогия - замена производственного цикла пакования активной части пластин из сушёной пасты на "исторический" , электрическим способом. То, что инеем покрылось - уже досвидания, только отсыпать .
благодарю за внимание
Alex Thorn
 
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 12:14

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 19 дек 2011, 22:53

Alex Thorn писал(а):Чё то я по курсу химии ничего не понял :???: .... То, что инеем покрылось - уже досвидания, только отсыпать .
Это не совсем так. Что такое сульфат свинца PbSO4? Это есть соль. Такая же как поваренная, только кислотный остаток другой и другой металл. В воде все соли диссоциируют на ионы, то есть как бы хреново бы не растворялся в воде сульфат свинца, часть его все же растворится. Разница между поваренной солью лишь в том, что нужно гораздо меньшее количество грамм на литр чтобы довести раствор до насыщения. Далее, суем два графита в раствор насыщенный сульфатом свинца и предположим что на дне банки еще горсть его же в виде белых кристаллов, ну типа как осыпанный. Графит как известно химически инертен, т.е. в процессе не расходуется. Прикладываем ток к электродам, в итоге положительно заряженные ионы свинца будет перемещаться в сторону минусового электрода, и получив электрон восстанавливаться до металлического свинца. На плюсе аналогично будет идти образование серной кислоты. То есть тот сульфат свинца что в растворе начнет расходоваться. Через некоторое время концентрация упадет ниже концентрации насыщения при данной температуре что неизбежно приведет к растворению части кристаллов на дне банки. Это элементарный закон, в воде кристаллы любой соли могут существовать только в насыщенном растворе, иначе они перейдут в раствор. В итоге через некоторое время весь сульфат разложится до свинца на минусовом графите и серной кислоты в растворе несмотря на то что кристаллы на дне банки с электродами не контактировали. В акке идет тот же процесс, только один косяк - на плюсе кроме серной кислоты образуется атомарный кислород и он жрет свинец решеток. Так что в этом плане любое кипячение губительно, но когда вопрос стоит либо выкинуть либо попробовать поднять, то не один ли хрен? Либо он подымется либо однозначно станет ясно, что труп и только в чермет или на помойку.

Опыт вполне можно проделать самому, он не сложный и сульфат свинца мона добыть с любого старого акка, но проще всего с медным купоросом - и быстрее (лучше растворим) и нагляднее (раствор окрашен) и не так ядовито.

PS Если бы у меня белая шуба не разложилась а просто осыпалась, то плотность никогда не вернулась бы в норму. А она вернулась, я электролита доливал совсем чуть, в итоге под финиш плотность вылезла за 1300 и мне пришлось проделать обратную процедуру - отобрать часть электролита и долить воды до зеленой риски на поплавке. Я специально кипятил его две недели чтобы точно выяснить этот вопрос, разложится весь сульфат или нет. И сам процесс по скорости протекания похоже говорит о том же - сначала пока не пробило шубу процесс шел медленно (разлагался только сульфат в растворе), потом шубу пробило и пошел процесс в ней и под ней, плотность начала расти быстрее. Под финиш рост замедлился, т.е. разлагался уже тот сульфат что ушел в раствор и осыпался. В среднем вышло примерно одно деление в сутки, но на старте и на финише одно деление за двое суток а в середине почти два. Так шта гипотеза похоже верная :haha:
Последний раз редактировалось pwn 19 дек 2011, 23:02, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение Alex Thorn » 19 дек 2011, 23:01

Практически, АКБ с падением плотности в паре банок - вообще не особо проблема, если автомобиль ежедневно в эксплуатации. Достаточно зарядить до упора и довести плотность до номинала. Остальное - рабочий АКБ, с "несвежими" параметрами тока холодной прокрутки и времени этой самой прокрутки вероятно, я бы потренировал импульсами аккуратно , но в более щадящем режиме. Мне так кажется.... :???: Из личного опыта. Свой БУ АКБ в заряженном состоянии хранил в замёрзшем гараже всю зиму. Потеплело - откатал сезон, пока второй АКБ отдыхал . :haha: И пользовать летом его жалко, и дохранить вполне можно до аналогичного случая :lol: И чего старый тренировать , ежели он при минусе уже никакой и электролит коричневый :) только если выбрать, сколько не задолбает, и новым заправить. Токами его прессовать - вообще в ноль отсыпется :lol: Аналогично новый - и чего его насильничать ? Я на такой тренинг не согласен .
Последний раз редактировалось Alex Thorn 19 дек 2011, 23:12, всего редактировалось 1 раз.
благодарю за внимание
Alex Thorn
 
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 12:14

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение Alex Thorn » 19 дек 2011, 23:06

:???: Сейчас некогда в буквари лезть, вроде как там и другой сульфат бывает, который уже досвидания, ажно банки раздувает . :)
Хотя, есть у меня ещё, за три недели отстоя одна банка тухнет. Мож провести ему ахтунг ? ;)
благодарю за внимание
Alex Thorn
 
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 12:14

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 19 дек 2011, 23:15

Alex Thorn писал(а):Практически, АКБ с падением плотности в паре банок - вообще не особо проблема, если автомобиль ежедневно в эксплуатации. Достаточно зарядить до упора и довести плотность до номинала.
Согласен, оставшейся емкости если плотность не упал ниже плинтуса вполне хватает. Простая математика: при параллельном соединении банок емкость равна их сумме, при последовательном - емкости наименьшего. Т.е. фактически у нас от заявленных заводом амперчасов остается столько, сколько есть в наихудшей банке. А завести движок в не очень сильный мороз и 30 ач хватает, чему пример мой - он в -10 кое как но завел своими оставшимися 24-я. Доводить плотность до нормы дает только один плюс - электролит не замерзнет на морозе. Емкости это практически не прибавляет, один два процента от силы, в чем я также успел убедиться
вероятно, я бы потренировал импульсами аккуратно , но в более щадящем режиме.
Н утак спешить некуда, 3-4 мелкофарада кондер и лампа сотка. Такое выдерживает обычный 80-и амперный тиристор, монстра совать не треба. И пусть хоть месяц так стоит, только плотность проверять, она должна расти. Если росла и далее уперлась, то все, кроме электролиза других хим процессов в этой банке уже не протекает. Тут сильно подгаживает еще то, что соединения между банками недоступны и нет возможности тренировать банки по отдельности. В этом плане старые эбонитовые были лучше, им мона было и банки отдельно тренировать и вырезать и новую впаять если посыпалась. Правда по качеству они были гуано, гораздо хуже чем современные неразборные (хотя опять же на какое гуано налетишь)
Токами его прессовать - вообще в ноль отсыпется :lol:
Запросто. Я гарантировать ниче не могу, пока ожил только одын Лазарь :haha: Будут еще кандидаты - отпишусь что вышло. А так мне терять было нечего - либо труп либо еще поездит.
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 19 дек 2011, 23:21

Alex Thorn писал(а)::???: Сейчас некогда в буквари лезть, вроде как там и другой сульфат бывает, который уже досвидания, ажно банки раздувает
Ваще то бывает одновалентный и двухвалентный сульфаты, с гидратированной водой или безводный. То что на пластины белой шубой оседает - тот самый безводный двухвалентный. А раздувает банки обычно от других причин, активная масса при разряде по любому увеличивается в объеме, что кстати одна из основных причин ее последующего осыпания.
Хотя, есть у меня ещё, за три недели отстоя одна банка тухнет. Мож провести ему ахтунг ? ;)
Может быть :haha: Но раз она тухнет, значит саморазрд, если это с низу шлам осыпался и подпер пластины то ничем не поможешь. А если кристаллы сульфата через сепараторы проросли, то возможно ахтунг их вынесет и тухнуть она перестанет. В принципе похоже именно на кристаллы, от шлама она гасла бы за пару дней тока в путь
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение Alex Thorn » 19 дек 2011, 23:26

Так да. Достаточно медленно тухнет.
Не, тиристора не будет. Транс, мост, конденсатор, транзистор махонький :) и таймер. С привязкой по току, конечно. Сколько току только :roll: и как часто :roll: жалко добить , рабочий же ещё, ежели не остаивать , или дозаряжать при отстое.
благодарю за внимание
Alex Thorn
 
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 12:14

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 19 дек 2011, 23:32

Alex Thorn писал(а):Не, тиристора не будет.
Ну это я уже писал, хоть черта лысого запрягайте, а я уже экспериментами наелся по уши :haha: И сколько току мона сами решайте. Я изложил все что у меня было, и схему и соображения за счет чего это сработало. Хотите развить? Да не вапрос, мне то что с того?
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение Alex Thorn » 20 дек 2011, 01:32

pwn писал(а):Хотите развить? Да не вапрос, мне то что с того?

Понимаю. Тоже пару дней назад лепил зарядник навесным монтажиком , началось красиво, транс готовый, мост . Потом "не срослось", в отличие от другого аналогичного транс-мост-амперметр ( да да, есть в доступе и инверторный "автоматический" с ругулятором тока ) . Обитаю в разных местах, и везде мне то сварочник нужон, то зарядное на пару часов между делом , то просто инструмент какой . В итоге прямо на там было долеплено на КТ827-резистор-стабилитрон-амперметр, до первого коротыша на проводах :haha: , и это даже при возможности прилепить стабилизатор тока для приличия :oops: и прочие прелести.
Но это так, лирика.
Есть мысль, что вероятно, может быть, имеет смысл "паковать" ещё нормальную акб импульсами определённой длительности и амплитуды тока, адаптируя по мере пакования напряжения питания для достижения заданного тока и ввести простейший алгоритм, просто пинать его, или пинать от такого напряжения, до этакого, потом просто подержать на постоянке, отпустить, измерить, снова допинать и т.д. Здесь главное - уже без фанатизма.
:oops: Есть , конечно, подозрение, что подгуливающая акб должна быть более-менее в тонусе, если его нет - то проще утилизировать. Мне дороже по утряни не прокрутить и опоздать в итоге, чем новый аккум поставить :oops:
В общем, :good: хорошо что получилось, но , после аналогичного танца с тем, что уже скисло за летний сезон, но до этого маслало что дурное, пришёл к выводу, что за то время глумления над трупом можно и даже на парочку новых заработать , хотя выбрасывать жалко-жалко :(
Да , кстати, своего "трупняка" я пинал от инверторного полуавтомата, насколько помню, ставил по желанию от 20 до 35 вольт , ток ограничивался нарастанием до порядка 200-250 ампер ( если оно там было, т.к. не проверял , но лампы у хате малость притухали :) ), пинал произвольно нажимая на пимпу. В принципе, несколько секунд можно импульс держать, он не успевает особо вскипеть. Такое очучение сложилось. Правда, у меня совсем трупняк был, пока пакуешь по среднему на 20 амперах - заряжается, отпустишь - он разряжается ( три банки капут ) . По мере опытов дорезал и ещё одну банку, но по виду пластин - она сама туда хотела .
Последний раз редактировалось Alex Thorn 20 дек 2011, 02:00, всего редактировалось 2 раз(а).
благодарю за внимание
Alex Thorn
 
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 12:14

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 20 дек 2011, 01:56

Alex Thorn писал(а):Есть мысль, что вероятно, может быть, имеет смысл "паковать" ещё нормальную акб импульсами определённой длительности и амплитуды тока
Если акк заряжен на все сто его паковать - только вредить ему. Всего что добьетесь - дополнительной коррозии положительных пластин. И они раньше рассыпятся. Любое кипячение, даже вялое - вред, и только если он действительно засульфатировался, тогда кипятить как меньшее из зол. Хто знает, может быть ваще не нада долбить импульсами через тиристор, а просто поставить его на вялое кипение вдув 0.25-0.5 ампера току без ограничения по напруге. Ни знаю, такого не пробовал :???: и врят ли буду в ближайшее время.
и ввести простейший алгоритм, просто пинать его, или пинать от такого напряжения, до этакого, потом просто подержать на постоянке, отпустить,
посмотрите ту схему что я ссылку постами выше давал, она как раз тоже неплоха наверное будет, только ток в импульсе слабый. Но нам силовикам тему развить что два пальца об асфальт, и там где был 1 ампер запросто будут и десять и писят :haha: Но - эта тема уже без меня :lol:
Одно кажу однозначно - Алекс Сорока прав стопудово: для СА лучше всего когда его зарядили и оставили в покое убрав и зарядки и вампиров. Чтобы только внутренний саморазряд. В таком режиме он живет дольше всего, если он не фуфло полное конечно как мой курский на 65ач, сдох сцуко под столом в хате, а месяц назад был жыв и заряжал я его под самую хряпку до кипения.
что за то время глумления над трупом можно и даже на парочку новых заработать , хотя выбрасывать жалко-жалко
Это так, затея экономически невыгодная, ибо если только сульфатация - это одно, а если пластины сыпанули частично то уже другое. Лотерея по любому, а времени нада дохрена. Разве что есть акк на подхвате, поставил и ездишь, а этот пусть себе долбится в сарае. Но по хорошему это дело аккумуляторщикам нада на вооружение брать, ибо только где поток - только там окупится. И восстанавливать хорошие и дорогие, типа моей мутлы, а какя нить шваль за рубль-полтора того не стоит, она ссыпется быстрее чем до сульфатации дело дойдет и подымать там нечего будет.
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение Alex Thorn » 20 дек 2011, 02:07

pwn писал(а):Алекс Сорока прав стопудово: для СА лучше всего когда его зарядили и оставили в покое убрав и зарядки и вампиров.

Бесспорно. Желательно периодически малость дозаряжать, на всякий случай.
Поэтому остаётся :
1. Заряд модулированным током с постоянной составляющей . Нормальный, щадящий, т.е. достаточно длительный ( несколько секунд либо десятков секунд ) импульс 10-20 ампер ( мож и 25 А :) ), базовый 4-6 А. Дозаряд при постоянном напряжении.
2.Лёгкое "пинание" потерявшего резвость, либо саморазряжающегося медленно. Первому поможет, второму - или добъёт, или перебъёт . Лучше, чтобы помогло, но это неизвестно, пока :) Здесь подразумевается, что владелец морально готов к покупке нового на зимний сезон, но этот желает либо ещё поэксплуатировать, либо времени лишнего на забаву есть в наличии .
З.Ы. Не покупаю дорогие батареи, один пень через четыре-пять лет голова заболит, а если так - смысла не вижу. Сейчас юзаю украинский, до этого - актех был, на зиму снял ( 6 лет , перестал крутить на пятую зиму ) , курский отпахал тоже лет 7, сдох из-за одной банки, потом совсем дозрел, когда оставил на лето ( забыл про него :oops: ) , volta вот тоже, пошаливает одной банкой . Короче, до лампочки , всё ломаеццо, и новое всегда живенькое такое, пару сезонов, потом ещё пару - терпимо вполне.
Последний раз редактировалось Alex Thorn 20 дек 2011, 02:15, всего редактировалось 1 раз.
благодарю за внимание
Alex Thorn
 
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 12:14

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение siro » 20 дек 2011, 02:10

просто поставить его на вялое кипение вдув 0.25-0.5 ампера току без ограничения по напруге. Ни знаю, такого не пробовал

пробовал,не помогает.
для СА лучше всего когда его зарядили и оставили в покое убрав и зарядки и вампиров. Чтобы только внутренний саморазряд.

это для весьма качественных аккумуляторов,к которым автомобильные не относятся.
неплохое зимнее решение-подзаряд небольшим током,компенсирующим саморазряд.
а саморазряд у свинцовых весьма приличный.
siro
 
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 03 фев 2011, 00:41

Re: Десульфатация автомобильного аккумулятора

Сообщение pwn » 20 дек 2011, 02:44

siro писал(а):пробовал,не помогает.
Ну значит без долбежки не обойтись
неплохое зимнее решение-подзаряд небольшим током,компенсирующим саморазряд.
Ну именно это я и сделал. Пока лень молчит в ответ на то что нада капот приподнять и шнурик в ризетку воткнуть. Но хто знает шо будте дальше? :haha:
а саморазряд у свинцовых весьма приличный.
Кроме саморазряда хватает вампиров в виде сигналки магнитолы и исчо чего нить типа хреновой проводки. За всем не уследишь.
Аватара пользователя
pwn
 
Сообщения: 3172
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 04:04

След.

Вернуться в Конструирование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3